Получи документы

Обобщение опыта работы на тему: «Сотрудничество семьи и детского сада»

Залина САМВЕЛЬЯН
Обобщение опыта работы на тему: «Сотрудничество семьи и детского сада»

Обобщение опыта работы

на тему :

"Сотрудничество семьи и детского сада"

Самвельян З. В

Основное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее в большей степени зависит, каким вырастит человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьей; за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны этому содействовать.

Публикация «Обобщение опыта работы на тему: „Сотрудничество семьи и детского сада“» размещена в разделах

Современная демократия предполагает привлечение граждан к принятию решений. Один из наиболее важных принципов, отличающий качественную программу дошкольного образования, - это привлечение семей, а соответственно и местного сообщества, к учебному процессу. А программа детского сада должна отражать основные демократические ценности. Это подразумевает постоянный обмен информацией между родителями и педагогическим персоналом, а так же уважение каждой из сторон точки зрения и мнения другой. Как в любой демократической системе, у каждой из -сторон есть обязательства и ответственность, Члены семей должны быть хорошо осведомлены о целях, задачах и требованиях программы. Педагоги обязаны как можно более полно информировать родителей о работе группы, выделять время для ответов на их вопросы и разрешения сомнений. От воспитателя также требуется понимание индивидуальных нужд ребенка и обстоятельств каждой конкретной семьи.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия - общение педагога с родителями.

Учитывая выше названные принципы и требования, мы строим свою работу в тесном сотрудничестве с нашими родителями. Содержание работы с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».

Широко применяется в нашем детском саду информационно-аналитическая форма работы. Основной задачей такой формы работы с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Опрос, по выявлению запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении дал следующие результаты: 20 % родителей считают, что современная сфера дошкольного образования нуждается в изменениях, 51% - нуждается в частичных изменениях, 9% - требуются коренные изменения, 20% - затруднялись ответить. На вопрос «Что вы можете сказать о дошкольном учреждении, которое посещает ваш ребенок?», получили следующие ответы: 69% родителей детский сад устраивает полностью, 39 % родителей устраивает в основном, 2 % родителей не устраивает. На вопрос «На что, по вашему мнению, должно быть направлено образование вашего ребенка до школы?» получили следующие ответы: на его общее развитие 60%, на подготовку к школе — 36% на приобщение к культурным ценностям 4%. 76% родителей готовы платить за дополнительные услуги по обучению игре на каком — либо инструменте, за обучение чтению — 14%, за обучение основам психической саморегуляции 10%. Из членов семьи в основном находится с ребенком: мать — 57%, мать+ бабушка 18%, бабушка 8%, мать + отец 5%, мать + отец +- бабушка + дедушка — 8%. Родители имеют следующее образование: высшее - 34%, средне-специальное - 21%, среднее — 26%, не полное среднее — 19 %.

85% опрошенных родителей характеризуют работу с родителями как «отличную, «хорошую», «без претензий»; «удовлетворительным» находят этот аспект работы детского сада 15 % родителей. Три ответа содержат критику в адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически невозможно»).

Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядят следующим образом. Содержание ответов в %.

• научиться у персонала терпению, чуткости, пониманию, приветливости, выдержке — 41

• научиться правильному воспитанию детей — 35

• научиться методикам обучения, умению правильно организовать досуг детей — 17

• научиться определять способности детей — 3

• не ответили — 4

Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших на вопросы, невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и персонал сада является для родителей достаточно авторитетным. Родители также о сознают необходимость и потребность в специальной информации, хотя сформулировать запрос порой им сложно.

Пожелания родителей к личности педагога строятся по принципу взаимоподдержки:- родители хотели восполнить отсутствие у себя каких - то личностных или профессиональных качеств наличием их у педагогов. Из профессиональных качеств педагога родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, педагогу должны быть

присущи такие качества, как самостоятельность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей деятельности. Среди личностных качеств родители выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доброе.

Так же популярны в нашем детском саду анкеты : «Анкета-знакомство» «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Социологическая анкета семьи», опрос «Ваши пожелания и ожидания» и др. Анкеты и опросники прилагаются.

Как показывают проведенные нами опросы родителей, не все родители компетентны в вопросах воспитания и психического развития детей. Анкетирование и наши наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Есть темы, актуальные для всех категорий родителей (например, особенности того или иного возрастного периода, которые сформулированы таким образом: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Как научиться понимать своего ребенка». Родителей интересует вопрос: «Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?», «Что можно от него требовать и как?». Важными для рассмотрения с родителями являются такие темы, как «Общение ребенка в семье», «Методы воздействия на ребенка в семье» (как вариант темы «Поощрения и наказания», «Развитие речи», «Подготовка к школе». Почти в каждой семье стоит проблема - чем занять ребенка.

Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе. Хотя сейчас, как показывает наше общение с родителями, уже с двух с половиной лет некоторые родители пытаются научить читать, писать, считать, обучают работе с компьютером.

С учетом всех этих данных мы выбираем подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями.

В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми. В такой форме проходят у нас совместные праздники, как «День Матери», «23 февраля», «Праздник мам», «День смеха» и тд. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Родители на праздниках читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами конкурсов. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами разнообразных конкурсов.

Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы. Особо активно участвуют родители в оформлении различных выставок, проявляя богатую фантазию и творчество.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще с ними налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательная форма организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль в этом направлении принадлежит групповым родительским собраниям и консультациям. Эти формы работы принимались и раньше, но сегодня мы изменили принципы построения общения. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому мы рассматриваем эти формы работы как нетрадиционными и проводим их в следующих формах: Педагогическая лаборатория», «Аукцион», «Душевный разговор», «Есть мнение».

Информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов. пересмотреть методы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что : родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках- передвижках. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникших проблем. Учитывая разные мнения педагогов, мы стараемся сделать наглядную агитацию эффективной, используя современные технологии оформления этих стендов и самих стендов. Но при этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал.

Одной из информационно-ознакомительных форм работы с родителями является проведение «Дней открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас мы стремимся не просто демонстрировать педагогический процесс с родителями, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а так же близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании {бабушки, дедушки, братья, сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей сами могут поучаствовать в играх, занятиях и т д

Возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Итак, системная работа совместной деятельности родителей и педагогов дает свои результаты.

Система дошкольного образования отражает ценности и культуру общества. В открытой, демократической культуре поощряется и поддерживается активное участие родителей в процессе воспитания. Педагоги и родители вместе работают над созданием возможностей для воспитания детей, решения проблем, с которыми они сталкиваются каждый день. Дети учатся взвешивать варианты и делать выбор, заботиться о себе и о других, выражать свои идеи и чувства. Дети будут управлять нашим новым миром - и пусть этот мир будет лучше и человечнее!

Публикации по теме:

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа» ДОКЛАД «Сотрудничество детского.

Из опыта работы «ИКТ технологии в работе воспитателя детского сада» Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет: предъявлять информацию на экране.

Из опыта работы «Отмечаем «День пожилого человека» в старшей группе детского сада»Из опыта работы «Отмечаем «День пожилого человека» в старшей группе детского сада» 1 октября во всем мире отмечают международный день пожилых людей. В младшей и средней группе у нас в это время проходили осенние праздники.

Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края» Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края. Основные задачи моего опыта работы: -обогащение.

Обобщение опыта работы воспитателя детского сада Обобщение опыта работы Воспитателя детского сада №6 «Березка» Андреевой Юлии Викторовны. «Формирование здорового образа жизни дошкольников.

План работы по самообразованию «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Пашина Кира, воспитатель План по самообразованию воспитателя ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» «Современные подходы.

Презентация опыта работы «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи» Воспитатель Кира Александровна Пашина Старшая и подготовительная.

Ранняя профориентация детей в условиях детского сада (из опыта работы) Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.

Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада» Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей. Задачи: - Раскрыть значимость речевого развития.

Сотрудничество детского сада и родителей Первые воспитатели ребенка-это его родители. В контексте реализации ФГОС ДО вопрос о путях оптимизации детско-родительских отношений поднимается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы на тему: «Сотрудничество семьи и детского сада»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 09:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД