Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники изображения как средство развития творчества детей»

Наташа Копосова
Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники изображения как средство развития творчества детей»

Актуальность опыта

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. В современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Решающим фактором, способным изменить общество, является образование. Доказано, что дошкольный возраст сензитивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Современная система дошкольного образования направлена на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя, опираясь на имеющийся природный потенциал, и подготовиться к непрерывному развитию своих способностей. Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.

В дошкольных учреждениях программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков. Потому о формировании творчества говорить не приходится, его развитие в основном стихийно, бессистемно. Вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционные техники изображения – это новое направление, которое помогает развить ребенка всесторонне. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Всё изложенное выше доказывает актуальность темы, которая продиктована и требованиями ФГОС ДО.

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Выявить уровень развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

2. Наметить план мероприятий:

а) изучить теорию вопроса;

б) улучшить предметно-пространственную среду;

в) разработать план мероприятий с детьми;

г) разработать план мероприятий с родителями.

3. Выявить результаты.

Видя актуальность проблемы, мной был разработан проект на тему «Нетрадиционные техники изображения как средство развития творчества детей».

Практическая значимость проекта заключается в разработке системы мероприятий для дошкольных образовательных учреждений по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Теоретическое обоснование опыта.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения отступает на второй план. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития.

В психолого-педагогических исследованиях Г. Г. Григорьевой выделены условия развития творчества детей:

- это широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа в процессе НОД, в играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка;

- это организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т. п.) и служит основой для творчества дошкольников.

Художественное творчество детей дошкольного возраста - создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, аппликация и т. д.); создание разных вариантов изображений; применение, усвоенных раннее, способов изображения или средств выразительности в новой ситуации. Для развития детского художественного творчества воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности развития творческих способностей дошкольников и создавать в группе предметно-развивающую среду.

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и секции, студии.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области. Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний. Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Реализация проекта.

Работая в детском саду, я убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат.

В начале работы я столкнулась с такой проблемой, как нежелание детей рисовать, и была очень удивлена. Как оказалось, они боятся рисовать, потому что, они думают, что у них ничего не получится. Детям не хватало уверенности в себе, воображения, самостоятельности. А ведь главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Как же можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить поверить в то, что они могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге? Ведь не у всех детей есть уникальные способности к рисованию.

У меня возникла необходимость создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности. Для этого я использовала разные нетрадиционные техники рисования.

Поэтому была разработана система мероприятий по внедрению нетрадиционных приемов изобразительной деятельности для развития творчества у детей дошкольного возраста.

Условно было выбрано три направления работы:

1-е направление «Педагог – ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.

2-е направление «Родитель – ребенок – педагог» - компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

3-е направление «Педагог-педагог».

Для начала были созданы необходимые и определенные условия развития творческих способностей детей:

1. Организация предметно – развивающей среды.

2. Эмоционально – благополучная творческая атмосфера.

3. Использование нестандартных технологий на занятиях.

При организации предметно - развивающей среды учитывалось, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Совместно с родителями мы собрали бросовый и природный материал: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, свечи и. т. д., а также – палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Еще одним условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию. Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей хорошее настроение, желание заниматься творчеством. Это занимает детей и вовлекает в творческий процесс.

I. Первое направление «Педагог – ребенок».

Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, я составила сводную таблицу, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Поэтому в начале работы я выбрала те виды нетрадиционного рисования, которые соответствуют возрасту детей. Работая в средней группе по программе «От рождения до школы», составила перспективный план на учебный год с использованием нетрадиционных техник изображения. Тематика плана соответствует программе, а содержание соответствует возрастным особенностям детей. В своей работе использовала такие формы организации как непосредственно образовательная деятельность (НОД, экспериментирование, беседы, индивидуальная работа, выставки рисунков, чтение художественной литературы и др. НОД с применением нетрадиционных техник изображения проводились 1-2 раза в месяц. Для определения уровня развития творческих способностей детей использовались методики, предложенные Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок», а также метод наблюдения.

Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет творческая деятельность. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии, которые проводились в режимные моменты и в вечернее время. Кроме того, игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними. Также была подобрана художественная литература по теме: различные сказки о красках и цвете.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета (например, «Елка», «Собери бусы»). Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень понравится этот способ рисования (например, «Это я», «Цветы для мамы»).

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки и др. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и тарелочка, и печатка. Интересна детям техника рисования мятой бумагой, которую я использовала в коллективных работах. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Далее я учила детей рисовать тычком жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использовала, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, они рисовали на темы: «Цыпленок», «Елочка пушистая».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Я использовала игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. Это помогло заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходило в следующих направлениях:

-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;

-от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;

-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Развитие творчества возможно только при условии систематической работы в данном направлении. Поделки детей, выполненные нетрадиционными техниками изображения, особенный интерес на занятиях изобразительной деятельности - это прямое доказательство эффективности данной методики.

Организуя занятия с использованием нетрадиционных техник изображения, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Для детей старшей группы был осуществлен подбор форм нетрадиционного рисования: кляксография обычная; кляксография с трубочкой; рисование солью, песком, манкой; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой, ватными палочками; монотипия; печать по трафарету; пластилинография; граттаж; набрызг; восковые мелки – акварель.

На основе тематического плана программы был разработан перспективный план по внедрению нестандартных технологий изображения в старшей возрастной группе, подобраны конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста.

В старшей группе продолжалась работа по обучению детей рисованию ладошками, пальцами. Я предложила детям рисование руками в свободной деятельности. Пальцы они использовали вместо кисточки, проводя различные линии или рисуя фигуры. Окрашенная краской ладошка, на пальцы можно нанести разные цвета, позволяет оставить интересные отпечатки на бумаге. Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Также было проведено занятие «Сказочная птица», где дети рисовали ладошкой. А затем дополнили и превратили ее в сказочную птицу.

Очень заинтересовало детей рисование пластилином («Консервированные фрукты»). Это – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Также детям было предложена техника отпечатки листьями, с которой они тоже хорошо справились. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Увлекательными для детей оказались и другие техники рисования: ватными палочками, граттаж, кляксография, ниткография. Детей очень привлекли такие нетрадиционные материалы. Ведь они впервые познакомились с ними, и это вызвало большой интерес. У них стали возникать новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов. Каждый способ рисования хорош по-своему. Он дает возможность практически всем детям развивать творчество. Работа была построена «от простого к сложному». При рисовании нетрадиционными материалами также использовались стихи, загадки, музыкальное сопровождение.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Ребёнок фантазирует, воображает. Придумывая что-то неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогло в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

II. Второе направление работы: «Родитель-ребенок-педагог».

В стороне не остались и родители воспитанников. Как показывает практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. По работе с родителями были проведены консультации, беседы, выступление на родительском собрании; изготовлены папки, рекомендации по развитию творческих способностей ребенка; памятки. Также родители активно участвовали в различных выставках и конкурсах, в пополнении уголка по изодеятельности.

III. Третье направление работы: «Педагог-педагог».

Среди воспитателей всех возрастных групп было проведено анкетирование по использованию нетрадиционных техник рисования. По итогам анкетирования я выяснила, что педагоги редко используют нетрадиционные техники в рисовании. Они либо ориентируются только на формирование изобразительных умений и навыков и придерживаются традиций, либо не знают, как использовать необычные способы и материал в рисовании. Поэтому для педагогов были проведены консультации, мастер-класс, выступления на семинарах, педсоветах: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий».

Заключение.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Рисовать можно на чем угодно и чем угодно. Подсказку могут дать даже дети. Главное не ограничивать их свободу в творчестве, обогащать их эстетическое восприятие, поощрять участие родителей в совместной деятельности по рисованию. Взрослые должны ценить в дошкольнике не умение все делать по образцу, по шаблону, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и воплощать их в виде рисунка, поделки из бумаги, пластилина или другого материала. А если ребенок привыкнет все делать по шаблону, будет ждать подсказки от взрослого, то уже у восьми годам развитие воображения замедлится и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено.

Практика показала, что нетрадиционные техники рисования вызывают радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Творческий процесс научил детей исследовать. А самое главное – детские работы стали более интересными, разнообразными.

С уверенностью можно сказать о том, что нетрадиционные техники изображения являются эффективным средством творческого развития детей.

В будущем я планирую продолжить работу в этом направлении, дальше изучать новые техники изображения и применять их на практике с детьми. Также продолжать работу с родителями, привлекая к активному участию в творческих конкурсах, и с педагогами, делясь с ними своим опытом. Планирую внедрить в рисование технологию ТРИЗ.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников Актуальность Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Именно в дошкольный.

Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей 1.1.4 Традиционные и нетрадиционные техники на занятиях по рисованию как средство развития творческих способностей детей[/b] В ФГОСДО обозначено,.

Индивидуальный план самообразования. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Рябиншка» Поспелихинского района Алтайского края филиал МКДОУ Детский.

Консультация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 слайдУважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средство.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству»Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Цель: расширить.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Цель: расширить знания педагогов.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Актуальность мастер-класса: - Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми: • Способствует снятию детских.

Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники рисования» МКОУ Великодворская СОШ. Гусь-Хрустальный район, Владимирская область Обобщение опыта работы. тема: " Нетрадиционные техники рисования.

Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи»Обобщение опыта работы «Игра как средство развития речи» I. Описание опыта. 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» .

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники изображения как средство развития творчества детей»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 01:12
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День сосулек на МААМ

Перемены погоды в зимнюю пору украшают дома чудесными гирляндами из застывшей воды – ледяными сосульками. В солнечные дни оттепели Это украшение на крышах сопровождает всех нас каждой зимой, добираясь...

19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

Акция «Блокадный хлеб»
Уважаемые коллеги! 27 января у нас в Ленинградской области отмечается знаменательная дата - День снятия блокады Ленинграда! К этому дню, мы каждый год...
Мастер-класс «Прихватка баршек» к празднику барашка на МAAM
Данный мастер-класс рассчитан на родителей, педагогов, умеющих вязать крючком. Нам понадобится: пряжа белого, светло-серого и тёмно- серого цветов, немного...
Мастер-класс изготовления сенсорной игры «Тома и Лида»
Человек появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими...