Получи документы

Обобщение опыта работы «Формирование понятия числа у дошкольников»

Светлана Александровна Мажова
Обобщение опыта работы «Формирование понятия числа у дошкольников»

Актуальность. Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование понятия числа у дошкольников“» размещена в разделах

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.

Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.

Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Цель опыта: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Формирование понятия числа у дошкольников».

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.

3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.

5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.

6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Теоретическое обоснование опыта. Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.

В настоящее время разработаны разные комплексные образовательные программы дошкольного образования, в которых решаются задачи математического развития дошкольников.

Этапы накопления и систематизации опыта:

Подготовительный этап: изучение педагогической и методической литературы по формированию по ФЭМП; определение целей и задач работы по данной теме; разработка конспектов НОД, разработка индивидуальных заданий для дошкольников, разработка дидактических игр, проведение различных мероприятий по данной теме, оформление уголка активности «Веселая математика» (сентябрь 2022)

Внедренческий этап: октябрь 2022 г – май 2023 г (средняя группа)

Технология реализации опыта:

Диагностический инструментарий:использование интернет и мультимедиа- ресурсов, образовательных программ и учебных материалов; совершенствование видов и форм диагностики и контроля; овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников; планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики, применение ФОП ДО в практической деятельности.

Технология реализации опыта:

Дидактические игры: «Сколько?», «Какой цифры не стало?», «Путаница?», «Составь цифру», «Сорока - почтальон», «Цифры – на липучках», «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры», «Цифры заблудились», «Назови соседей», «Число, как тебя зовут?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?», «Считай - не ошибись!», домино «Весёлая зарядка», сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Которая игрушка спрятана?»

Математическая сказка «Приключения колобка».

Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Весёлый автобус».

Театрализованная игра «Теремок».

Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну».

Математическая викторина «Угадай -ка».

Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики».

Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника».

«Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов).

Выступление на педсовете.

Чтение художественной литературы детям :

С. Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М. Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В. Осеева «Пять сыновей», А. Усачёв «Семь сорок», А. Прейсен «Козленок, который умел считать до 10», англ. песенка в переводе С. Маршака «Три феечки», С. Михалков «Котята», С. Маршак «Барашек», С. Маршак «12 месяцев», Сказка «Три поросенка», П. Маар «Семь суббот на неделе», сказка «Три медведя», В. Катаев «Цветик-семицветик», П. Воронько «Обновки», Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Д. Хармс «Что это было?», Ю. Владимиров «Чудаки», И. Гагарин «Мишка – хвастунишка». П. Гедштейн «Алиса в стране математики», Е. Козлова «Стихи о математике», В. Инбер «Сороконожки», Г. Кузнецова «Бабушка – смекалушка»,  В. Голявкин «Великое открытие», С. Михальченко «Торт с минусом», Э. Московская «Веселый магазин», В. Волина «Праздник числа», В. Житомирский «Геометрия для маленьких»,  В. Дроздова «Белочка с рынка возвращалась»,  С. Маршак «Редкий случай»,  Г. Юдин «Заниматика»,  В. Ланцетти «Палка-скакалка»,  А. Александрова «Это правда или нет?».

Самореализация:

Январь: Показ открытого мероприятия: «Путешествие в Звёздную страну».Выступление на педсовете: «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете. Задачи и методика обучения».

Май: Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете. Показ открытого мероприятия :«Гости из Королевства математики».

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография» (обобщение опыта работы)Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография» (обобщение опыта работы) Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы). В условиях ФГОС.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Формирование понятия числа у дошкольников»
Опубликовано: 21 декабря 2023 в 12:50
+408Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 111.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД