Получи документы

Обобщение опыта работы «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Ирина Михайлова
Обобщение опыта работы «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский.

Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.

Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, С. Н. Николаева придавали большое значение природе, как средству воспитания детей, как источнику знаний, развития ума, чувств и воли и рассматривали экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды», а также считали, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.

Работая с детьми дошкольного возраста, нам пришлось столкнуться с равнодушием детей к окружающему миру и миру природы. Поэтому в своей работе мы решили обратить особое внимание на формирование экологической культуры у дошкольников. Эта тема и стала приоритетной в моей работе.

Цель: сформировать у дошкольников целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Расширять представления детей о предметах и явлениях в природе, растительном и животном мире, правилах поведения и о существующих в ней взаимосвязях.

2. Развивать у детей познавательный интерес к наблюдениям, любовь к природе, бережного отношения к ней.

3. Воспитывать у дошкольников потребность принимать активное участие в природе и экологии.

4. Привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

Принцип целенаправленности.

Мы считаем, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников.

Принцип доступности.

Опираясь на него, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Мы стараемся правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.

Принцип наглядности обучения.

В работе мы тщательно продумываем: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.

Принцип интегрированного подхода.

Мы используем различные формы и методы в работе с детьми, проводим интегрированные занятия.

Принцип адаптивности.

Методы и формы экологического воспитания применяем в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Принцип систематичности и последовательности.

Свою работу по экологическому воспитанию дошкольников мы ведём в определенной системе, последовательности. Исследования проводим по следующим этапам:

1 этап – накопление впечатлений;

2 этап – поиск творческих решений;

3 этап – совместная деятельность воспитателя и детей;

4 этап – самостоятельные действия детей;

5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.

8. Принцип прочности.

Поставленные цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия.

Для успешной реализации приоритетного направления созданы все необходимые условия:

В группе создан Центр экологического воспитания «Юные экологи», который содержит:

• Календарь природы.

• комнатные растения,

• дидактические игры экологического содержания;

• картотеки (словесных игр, загадок, опытов, стихотворений о природе);

• демонстрационный и иллюстративный, фото- и вдео- материал о природе;

• макеты обитания животных;

• лаборатория для проведения экспериментов;

«огород на окошке» по сезону (лук, фасоль, огурцы, цветы).

Прогулочный участок является продолжением РППС группы. На его территории совместно с воспитанниками и их родителями высажено несколько пород деревьев и кустарников (берёзы, сосны, каштаны, сирень). Разбиты цветники, имеется центр для проведения исследовательской деятельности в весенне-летний период.

Эффективность экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Помимо традиционных словесных методов, таких как беседа, чтение литературы, рассказ и др. в своей работе мы используем экологические сказки, которые определяются прежде всего новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о домашних животных, а старшим детям нравятся волшебные сказки. Также сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность.

Важным источником знаний о природе являются наблюдения. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. На прогулках и экскурсиях дети учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе: «Не сори!», «Не шуми!», «Не груби!». Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком, учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и за которыми они ухаживают.

В формировании экологического сознания важное место отводится игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами познания окружающей среды. В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-ребусы, игры-медитации. Мною изготовлены дидактические игры и пособия: «Вершки и корешки», «Узнай и назови», «Растёт, цветёт и зреет» и др.

Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения: «Построй домик животному», «Встретились ёжик с белкой в лесу и разговорились». Большой интерес у детей вызывают игры– задачи. Например: «Что случится, если оставить костёр не потушенным?», «Что произойдёт, если люди будут мыть автомобили в реке?» и т. д.

Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания мира. С помощью опытов мы с детьми решаем множество познавательных задач. Например, что будет с водой, если вынести её на мороз? Или, наоборот, если взять снег в тёплую ладошку, что с ним произойдёт? Где лучше растё т растение: в тёплом или холодном месте? Очень полезно дать детям самостоятельно сделать выводы о качестве предметов, а затем дать высказать своё мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности.

В нашей работе по формированию экологической культуры активно используется проектный метод, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой и познавательно-исследовательской деятельности. В данном направлении нами разработаны и реализованы проекты «Огород на окошке», «Мир динозавров», «Удивительные льдинки», «Воздух-невидимка», «Осенний калейдоскоп» и др. (фото).

Труд в природе у дошкольников также имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зелёном уголке, выполнять трудовые поручения на участке. При этом учитывается возраст и опыт детей. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев, уборка сухих листьев и палочек). В процессе ухода дети получают представление о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них необходимо создать.

С целью вовлечения в природоохранную деятельность и привлечения внимания дошкольников к современным экологическим проблемам традицией в нашем детском саду стало проведение экологических акций :

• Всероссийская эколого-благотворительная акция «Добрые крышечки» (сбор крышечек от пластиковой тары для осуществления вторичной переработки).

• Всероссийская акция «Голубые лента» проводилась с целью эффективного использования водных ресурсов и привлечения внимания к проблемам чистой воды. (Принимали участие в флешмобе и раздавали буклеты о бережном отношении к воде).

• Муниципальная акция «Чистый двор» — благоустройство территории детского сада и прогулочного участка ( Ребята принимали активное участие в наведении порядка на участке после зимы: очищали землю от сухой травы, бытового мусора, благоустраивали клумбы, помогали высаживать цветы).

«Вся земля наш дом – чистота кругом!» (участие родителей и детей в субботнике).

«Покормим птиц зимой»

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывании загадок на тему природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Нами проведены такие мероприятия, как «В гости к Осени», «Осенняя ярмарка», «Праздник воды», квест-игра «По лесным тропинкам», «Пернатые друзья» и др.

Большую роль в работе по экологическому воспитанию детей играет тесное взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Ведётся просветительская работа, а, именно консультации и беседы на темы: «Экологическое воспитание в семье", "Экология в жизни ребёнка", "Экологические игры, как средство воспитания юного эколога", "Комнатные растения – это важно!", "Зелёная аптека"», «Азбука поведения в природе» и др. Проводятся собрания, направленные на освещение данной темы. Совместно с родителями организуем тематические выставки поделок из природного материала, овощей и фруктов на темы: «Дары осени», «Новогодние чудеса», «Столовая для пернатых» и др.

Привлекаем родителей к участию в акциях.

Работая в данном направлении, мы и наши воспитанники неоднократно участниками и победителями конкурсов экологического содержания :

1. Шукитаев Аян.

13 городская конференция дошкольников «Всезнайка и К»

Исследовательский проект

Тема: «Мир динозавров» :

Номинация «Природа» научный доклад.

Диплом.

2. Шамарина Екатерина.

ГАУДО Оренбургский детско - юношеский центр».

Конкурс «Хранители пернатых».

Участие, благодарность.

3. Мальцева Валерия.

Международный конкурс для детей «Талант педагога».

Номинация: «Растительный мир».

Тема: «Перчинка - витаминка».

Диплом 1 степени.

4. Шамарина Екатерина, Наследов Андрей, Чистякова Кристина.

Международный конкурс по экологии «Экология России».

Диплом 1 степени.

5. Чуйкина Анна.

Международная викторина для дошкольников «Красная книга России»

Диплом 1 степени.

- «Хранители пернатых»

- «Туристята»

- "Солнечный свет",

- "Дети - таланты "МААМ" и др.

В результате проделанной работы мы можем сделать вывод, что дети стали гуманнее и бережнее относиться к объектам живой природы. Ребята замечают изменения, происходящие в природе, рассуждают, сравнивают, обобщают, выделяют существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети используют в самостоятельной экспериментальной деятельности. на территории садика весной и летом дети всё меньше обрывают цветы. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Таким образом, очевидно, видно, что проведённая нами работа по формированию экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога в умении заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Список литературы:

1. О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!", Санкт - Петербург, издательство "Детство - Пресс", 2006г.

2. Т. Г. Кобзева "Организация деятельности детей на прогулке". Волгоград, издательство "Учитель", 2010г.

3. Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», Москва «ТЦ ООО» Сфера, 2005г.

С. Н. Николаева «Эколог в детском саду», Москва «Мозаика-Синтез», 2002г.

2013г.

Интернет – ресурсы:

4. https://vospitatel.online/18619-diagnosticheskie-metodiki-po-ekologicheskomu-vospitaniyu

5. https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-yekologicheskoi-kultury-detei-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty.html?ysclid=lp6vomhyiv5578137.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»Обобщение опыта работы на тему «Использование стикеров в игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня мне снова хочется поделиться с Вами нашей новой идеей! А что Вы вкладываете в слово «стикер»?.

Обобщение опыта работы «Формирование понятия числа у дошкольников» Актуальность. Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 14:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова (УИ 1185219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД