Ирина Михайлова
Обобщение опыта работы «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию дошкольников.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, С. Н. Николаева придавали большое значение природе, как средству воспитания детей, как источнику знаний, развития ума, чувств и воли и рассматривали экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды», а также считали, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Каждому человеку необходимо знать о своем доме, а наш большой дом – Земля и жить на ней нужно так, чтобы никому не было плохо от твоего общения с окружающей природой. Необходимо воспитывать природой. Необходимо воспитывать интерес к природе, будь то комнатное растение, экзотическое животное или местный водоем.
Работая с детьми дошкольного возраста, нам пришлось столкнуться с равнодушием детей к окружающему миру и миру природы. Поэтому в своей работе мы решили обратить особое внимание на формирование экологической культуры у дошкольников. Эта тема и стала приоритетной в моей работе.
Цель: сформировать у дошкольников целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Расширять представления детей о предметах и явлениях в природе, растительном и животном мире, правилах поведения и о существующих в ней взаимосвязях.
2. Развивать у детей познавательный интерес к наблюдениям, любовь к природе, бережного отношения к ней.
3. Воспитывать у дошкольников потребность принимать активное участие в природе и экологии.
4. Привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:
Принцип целенаправленности.
Мы считаем, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного осуществления экологического воспитания дошкольников.
Принцип доступности.
Опираясь на него, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Мы стараемся правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.
Принцип наглядности обучения.
В работе мы тщательно продумываем: дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.
Принцип интегрированного подхода.
Мы используем различные формы и методы в работе с детьми, проводим интегрированные занятия.
Принцип адаптивности.
Методы и формы экологического воспитания применяем в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Принцип систематичности и последовательности.
Свою работу по экологическому воспитанию дошкольников мы ведём в определенной системе, последовательности. Исследования проводим по следующим этапам:
1 этап – накопление впечатлений;
2 этап – поиск творческих решений;
3 этап – совместная деятельность воспитателя и детей;
4 этап – самостоятельные действия детей;
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
8. Принцип прочности.
Поставленные цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия.
Для успешной реализации приоритетного направления созданы все необходимые условия:
В группе создан Центр экологического воспитания «Юные экологи», который содержит:
• Календарь природы.
• комнатные растения,
• дидактические игры экологического содержания;
• картотеки (словесных игр, загадок, опытов, стихотворений о природе);
• демонстрационный и иллюстративный, фото- и вдео- материал о природе;
• макеты обитания животных;
• лаборатория для проведения экспериментов;
• «огород на окошке» по сезону (лук, фасоль, огурцы, цветы).
Прогулочный участок является продолжением РППС группы. На его территории совместно с воспитанниками и их родителями высажено несколько пород деревьев и кустарников (берёзы, сосны, каштаны, сирень). Разбиты цветники, имеется центр для проведения исследовательской деятельности в весенне-летний период.
Эффективность экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.
Помимо традиционных словесных методов, таких как беседа, чтение литературы, рассказ и др. в своей работе мы используем экологические сказки, которые определяются прежде всего новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о домашних животных, а старшим детям нравятся волшебные сказки. Также сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность.
Важным источником знаний о природе являются наблюдения. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. На прогулках и экскурсиях дети учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе: «Не сори!», «Не шуми!», «Не груби!». Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком, учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и за которыми они ухаживают.
В формировании экологического сознания важное место отводится игровой деятельности. Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Организованная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами познания окружающей среды. В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры, игры-ребусы, игры-медитации. Мною изготовлены дидактические игры и пособия: «Вершки и корешки», «Узнай и назови», «Растёт, цветёт и зреет» и др.
Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения: «Построй домик животному», «Встретились ёжик с белкой в лесу и разговорились». Большой интерес у детей вызывают игры– задачи. Например: «Что случится, если оставить костёр не потушенным?», «Что произойдёт, если люди будут мыть автомобили в реке?» и т. д.
Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания мира. С помощью опытов мы с детьми решаем множество познавательных задач. Например, что будет с водой, если вынести её на мороз? Или, наоборот, если взять снег в тёплую ладошку, что с ним произойдёт? Где лучше растё т растение: в тёплом или холодном месте? Очень полезно дать детям самостоятельно сделать выводы о качестве предметов, а затем дать высказать своё мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности.
В нашей работе по формированию экологической культуры активно используется проектный метод, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой и познавательно-исследовательской деятельности. В данном направлении нами разработаны и реализованы проекты «Огород на окошке», «Мир динозавров», «Удивительные льдинки», «Воздух-невидимка», «Осенний калейдоскоп» и др. (фото).
Труд в природе у дошкольников также имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зелёном уголке, выполнять трудовые поручения на участке. При этом учитывается возраст и опыт детей. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев, уборка сухих листьев и палочек). В процессе ухода дети получают представление о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них необходимо создать.
С целью вовлечения в природоохранную деятельность и привлечения внимания дошкольников к современным экологическим проблемам традицией в нашем детском саду стало проведение экологических акций :
• Всероссийская эколого-благотворительная акция «Добрые крышечки» (сбор крышечек от пластиковой тары для осуществления вторичной переработки).
• Всероссийская акция «Голубые лента» проводилась с целью эффективного использования водных ресурсов и привлечения внимания к проблемам чистой воды. (Принимали участие в флешмобе и раздавали буклеты о бережном отношении к воде).
• Муниципальная акция «Чистый двор» — благоустройство территории детского сада и прогулочного участка ( Ребята принимали активное участие в наведении порядка на участке после зимы: очищали землю от сухой травы, бытового мусора, благоустраивали клумбы, помогали высаживать цветы).
• «Вся земля наш дом – чистота кругом!» (участие родителей и детей в субботнике).
• «Покормим птиц зимой»
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывании загадок на тему природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Нами проведены такие мероприятия, как «В гости к Осени», «Осенняя ярмарка», «Праздник воды», квест-игра «По лесным тропинкам», «Пернатые друзья» и др.
Большую роль в работе по экологическому воспитанию детей играет тесное взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Ведётся просветительская работа, а, именно консультации и беседы на темы: «Экологическое воспитание в семье", "Экология в жизни ребёнка", "Экологические игры, как средство воспитания юного эколога", "Комнатные растения – это важно!", "Зелёная аптека"», «Азбука поведения в природе» и др. Проводятся собрания, направленные на освещение данной темы. Совместно с родителями организуем тематические выставки поделок из природного материала, овощей и фруктов на темы: «Дары осени», «Новогодние чудеса», «Столовая для пернатых» и др.
Привлекаем родителей к участию в акциях.
Работая в данном направлении, мы и наши воспитанники неоднократно участниками и победителями конкурсов экологического содержания :
1. Шукитаев Аян.
13 городская конференция дошкольников «Всезнайка и К»
Исследовательский проект
Тема: «Мир динозавров» :
Номинация «Природа» научный доклад.
Диплом.
2. Шамарина Екатерина.
ГАУДО Оренбургский детско - юношеский центр».
Конкурс «Хранители пернатых».
Участие, благодарность.
3. Мальцева Валерия.
Международный конкурс для детей «Талант педагога».
Номинация: «Растительный мир».
Тема: «Перчинка - витаминка».
Диплом 1 степени.
4. Шамарина Екатерина, Наследов Андрей, Чистякова Кристина.
Международный конкурс по экологии «Экология России».
Диплом 1 степени.
5. Чуйкина Анна.
Международная викторина для дошкольников «Красная книга России»
Диплом 1 степени.
- «Хранители пернатых»
- «Туристята»
- "Солнечный свет",
- "Дети - таланты "МААМ" и др.
В результате проделанной работы мы можем сделать вывод, что дети стали гуманнее и бережнее относиться к объектам живой природы. Ребята замечают изменения, происходящие в природе, рассуждают, сравнивают, обобщают, выделяют существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети используют в самостоятельной экспериментальной деятельности. на территории садика весной и летом дети всё меньше обрывают цветы. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, очевидно, видно, что проведённая нами работа по формированию экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога в умении заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Список литературы:
1. О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!", Санкт - Петербург, издательство "Детство - Пресс", 2006г.
2. Т. Г. Кобзева "Организация деятельности детей на прогулке". Волгоград, издательство "Учитель", 2010г.
3. Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», Москва «ТЦ ООО» Сфера, 2005г.
С. Н. Николаева «Эколог в детском саду», Москва «Мозаика-Синтез», 2002г.
2013г.
Интернет – ресурсы:
4. https://vospitatel.online/18619-diagnosticheskie-metodiki-po-ekologicheskomu-vospitaniyu
5. https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-yekologicheskoi-kultury-detei-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty.html?ysclid=lp6vomhyiv5578137.