Получи документы

Обобщение опыта работы «Развитие речи детей посредством ознакомления с миром природы»

Елена Фоменко
Обобщение опыта работы «Развитие речи детей посредством ознакомления с миром природы»

Н. Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т. д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений.

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие речи детей посредством ознакомления с миром природы“» размещена в разделах

Цель: приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.

Задачи: обогащение и активизация словаря; развитие диалогической речи; развитие монологической речи; привлечение родителей к образовательному процессу, обогащение развивающей среды группы дидактическими материалами и играми по развитию речи.

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

создание развивающей речевой среды;

освоение методов и приёмов обучения;

составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;

диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;

взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации, проектную деятельность.

Решение всех поставленных задач осуществлялось посредством разных форм организации педагогического процесса. Ведущими формами ознакомления с природой, оказывающими влияние на развитие речи выступили образовательные области, рекомендуемые ФГОС: познавательное развитие (ознакомление с миром природы, познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие (развитие речи, приобщение к художественной литературе, художественно-эстетическое развитие (приобщение к миру искусства).

Работа организовывалась на основе перспективно - календарного планирования, в которое включены беседы, наблюдения, целевые прогулки, дидактические и подвижные игры оказывающие влияние на формирование речи дошкольников.

В группе был оформлен уголок природы.

Были подготовлен папки с дидактическим материалом, иллюстрациями, развивающими заданиями, разрезными картинками по каждому времени года. Демонстрационный материал.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёза, ель, сосна, рябина. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

В ходе ежедневных бесед и наблюдений на прогулке, развивали умение детей замечать, какиеявления характерны для каждого времени года, выделять некоторыепризнаки сезона и дети рассуждали: осенью опадают листья, созреваютплоды, улетают птицы; зима засыпает снегом поля, зимой холодно, мороз, везде лежит снег; солнце не греет; ветер холодный, колючий; деревья, кустарники и трава покрыты снегом, поэтому люди помогают растениям и птицам выжить зимой.

Дети учились рассуждать, знакомясь со свойствами снега и льда. В процессе опытнической деятельности узнавали, чем отличается снег и лед, что с ними происходит в помещении и т. д. Рассматривали и измеряли причудливые сугробы, высоту снежного покрова. Узнавали о роли высоты снежного покрова в жизни растений в зимнее время. Этот прием способствовал формированию рассуждений: снег укутывает растения и деревья как будто одеялом, под таким одеялом им тепло, поэтому они не замерзнут.

С наступлением весны ставили перед детьми проблемный вопрос: почему солнце уже не только светит, но и греет, тает снег, изменился егоцвет, он стал темным и грязным, появились сосульки. Дети устанавливали связь между изменениями условий в неживой природе и прилетом птиц: стало тепло, снег растаял, и на проталинах появляются насекомые.

Так же учили детей устанавливать простейшие связи в любое время года, например, между свойствами снега и состоянием погоды (снег рассыпчатый, пушистый, потому что мороз; снег мягкий и липкий,потому что оттепель, между трудом людей и временем года (люди собирают урожай овощей и фруктов, потому что осень; сеют семена в землю, потому что весна). Формировали умения детей понимать зависимость жизни животных от сезона. Дети мыслили и объясняли: осенью животные меняютшубки на более теплые, потому что зимой холодно; заготавливают запасы, потому что зимой ничего не найти под снегом.

Наиболее эффективным средством речевого развития является ознакомление с художественной литературой, которая также воспитывает любовь к родной природе, эстетические чувства. Была создана картотека стихотворений о природе, природных явлениях.

Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваем с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко используем пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание стихотворений совершенствует звуковую культуру речи, развивает память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Развитие речи посредством дидактической игры.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяем дидактическим речевым играм по экологии:

«Нужно – не нужно»

«Съедобное – несъедобное»

«Кто, где живёт?»

«Отгадай, что за растение»

«Узнай на вкус»

«Подбери листок»

«Что за птица?»

«Узнай по голосу животного»

«Угадай, про кого расскажу»

«Что сначала, что потом»

«Что опасно для природы»

«Угадай, что в мешочке»

«Когда это бывает?»

«Чей хвост?»

«С какой ветки детки?»

В процессе наблюдений бесед, игр и занятий, дети учились различать виды хвойных деревьев по коре, форме, шишкам и длине игл. Научились узнавать берёзу, осину, рябину. В игре «С какого дерева веточка?» они уже объясняли: иголки короткие, значит это ель, а это сосна, потому что иголки длинные.

Расширяли словарный запас детей понятиями о зимующих птицах (воробей, сорока, синица, об особенностях их поведения зимой. Дети рассуждали: птицы не могут найти себе корм, потому что все засыпало снегом. Им нужно вывешивать кормушки и подкармливать.

Для пополнения словарного запаса и развития речи в своей работе применяли описательные мнемотаблицы.

Работая с родителями, привлекали их к сотрудничеству, советовали им создавать такие ситуации, которые способствуют формированию связной речи и обогащению словаря: обращать внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе, наблюдать, замечать, сравнивать, оценивать, решать проблемные ситуации. Рекомендовали в процессе чтения художественной литературы задавать вопросы по содержанию, учить детей мыслить, побуждать к рассуждениям.

Также родителям были предложены консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений Были проведены индивидуальные беседы, выставки рисунков.

Консультации:

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»,

«Роль родителей в развитии речи детей»,

«Ознакомление с особенностями речевого развития детей среднего возраста,

«Играем с пальчиками»

«Знакомим детей с природой нашего края»

Был реализован проект по данной теме: «Деревья и птицы нашего края»»

Результаты работы.

Проведённая работа показала, что речь детей обогатилась, за счёт увеличения знаний о природе. Полученные результаты показали положительную динамику;

дети стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Дети научились с помощью взрослого: рассказывать об увиденном объекте живой и неживой природы, рассказывать о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

Дети стали проявлять интерес к объектам природы, доброжелательно относиться к живым существам.

Дети с удовольствием стали наблюдать за изменениями в природе.

Вывод.

Подводя итоги, пришли к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через ознакомление с миром природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Организация познавательного развития посредством ознакомления с миром природы Образовательное взаимодействие воспитателя с детьми в рамках реализации ФГОС ДО: организация познавательного развития через ознакомление.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие речи детей посредством ознакомления с миром природы»
Опубликовано: 25 марта 2022 в 11:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД