Приложение МААМ

Обобщение опыта «Нетрадиционные формы с родителями»

Елена Золотухина
Обобщение опыта «Нетрадиционные формы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы

Среди субъектов образовательного пространства родители занимают существенное место, но в реальной практике они менее всего задействованы в решении образовательно-воспитательных проблем своих детей. «Это происходит в силу того, что между семьей и ДОУ традиционно сложились такие взаимоотношения, в которых семье отводится второстепенное значение» [2, с. 64]. Надо вместе решать, что можно сделать, что в состоянии сделать родители, чтобы помочь своему ребенку.

Публикация «Обобщение опыта „Нетрадиционные формы с родителями“» размещена в разделах

Чтобы сделать родителей своими единомышленниками необходимо провести большую и серьезную работу. В связи с модернизацией образования большое значение приобрела проблема организация взаимодействия семьи и ДОУ. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность.

Проблема организации взаимодействия семьи и ДОУ актуальна во все времена. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как: Т. В. Андреева, Т. В. Воликова, В. В. Воронова, И. В. Гребенников, А. А. Григорьева, И. П. Подласый, В. А. Сухомлинский.

Актуальность определена тем, что значение взаимодействия семьи и ДОУ в наше время зависит, прежде всего, от взаимопонимания, взаимодополнения, сотворчества ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Новизна систематизация нетрадиционных форм, регулярное привлечение специалистов ДОУ в работе с родителями.

Участниками являются воспитатель, родители и дети. С целью укрепления контакта семьи и ДОУ привлекаются три поколения семьи.

Цель: способствовать организации взаимодействия семьи ДОУ.

Задачи:

1) вовлечение родительской общественности в работу самоуправления ДОУ;

2) привлечение к общественно - полезной деятельности, групповым;

3) активное вовлечение родителей в воспитательный процесс (организация кружков);

4) организация педагогического лектория для родителей;

5) сплочение родительского коллектива.

Методы:

1) наглядные (иллюстрация, показ, наблюдения);

2) словесные (рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, лекция, дискуссия, диспут);

3) практические (игры, упражнения, анкетирование, тестирование, практикум).

Формы работы : родительские чтения; родительские вечера; круглый стол; обучающие семинары; практикумы.

Структура модели взаимодействия семьи и ДОУ представлена нами через сочетание пяти направлений:

1) диагностика и изучение семьи;

2) просветительская работа, обучение родителей;

3) деятельность родительского актива;

4) включение родителей в воспитательный процесс;

Предполагаемые результаты программы:

1) выстраивание системы взаимоотношений: «педагог–ребенок–родитель», по принципу «человек–человек»;

2) положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;

3) включение родителей в воспитательный процесс и досуговую деятельность;

4) единение и сплочение семьи;

5) установление взаимопонимания родителей и детей;

6) создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка;

7) овладение родителями новыми знаниями в области воспитания и психологии ребенка.

Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей дошкольника, т. е. целенаправленный процесс утверждения в сознании, знаний, схем, способов деятельности, а также оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; успешная реализация социальных ролей и сознательная подготовка своих детей к их выполнению.

Интерес к вопросам современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия взаимоотношения семьи и ДОУ, решение которые подкрепляются государственным интересом, нашедшим отражение в нормативно-правовых документах: «Семейный кодекс» «статья 63 п. 2. «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими общего образования»[17].

Огромное значение в работе с родителями дошкольников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

Практическая значимость:

Свою работу я стараюсь организовать так, чтобы мероприятия с родителями проходили как можно чаще совместно с детьми, цель, которых формирование культурных традиций в общении взрослых и детей, сплочение коллектива родители – дети – ДОУ; развитие совместного творчества родителей и детей.

Перед родительскими собраниями «О дружбе», «Моя семья», «Эмоциональные состояния взрослого и ребенка» с детьми были проведены беседы «Что такое дружба», «О семье, о близких людях», «О чувствах», которые испытывают дети в повседневной жизни радость, грусть, гнев. В заключение каждой беседы детям было предложено нарисовать ситуации по обсуждаемой теме.

На начальном этапе моей деятельности родители осторожно и опаской наблюдали за моей работой, на первые собрания приходило несколько человек, но после обсуждений между родителями, на собрания стали приходить всей семьей, мама, папа, бабушки, дедушки, кто из любопытства, а кто в ожидании чего-то нового. На таких встречах происходит связь поколений, что очень важно в воспитании у детей, уважения, любви к ближним, патриотизма.

На родительских собраниях «Знакомство», «О дружбе», «Моя семья», проведенных в форме родительского вечера, были использованы следующие методы: словесные (тематическая беседа, рассказ, объяснение, игровые методы (игры-путешествия; игры на выражение различных эмоций; игры, направленные на совершенствования способности эффективного взаимодействия в общении, практические (практическая работа).

На собрании «Знакомство» родители участвуют в различных играх, направленных на сплочение родительского коллектива, на выявление лидерских качеств и системы ценностей участников. Например, в игре «Весь покрытый зеленью» родителям предлагается представить, что они попали на необитаемый остров. С помощью красок родители должны изобразить окружающую их обстановку на этом острове. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать «на острове», и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.

Родительские собрания на темы : «Режим дня», «Воспитание трудолюбия», проведенные в форме обучающего семинара, включали следующие методы: словесные (беседа, обсуждение, разъяснение, объяснение, практические (анализ ситуаций, практическая работа). На собрании «Режим дня» родителям необходимо было разработать запретительные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».

А так же, широко применялся анализ ситуаций с целью обсуждения проблемы трудового воспитания в семье, формирования у родителей отчетливых представлений о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье.

Родительские собрания на тему : «Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода», «Учимся слышать», «Ребенок дома», проведенные в форме круглого стола, включали следующие методы: словесные (тематическая беседа, обсуждение, рекомендации, объяснение, консультирование, практические (анализ ситуаций, проектирование, экспериментирование, практикум, игровые (деловая игра, наглядные (рассматривание рисунков). Например, на родительском собрании «Ребенок дома» родителям предлагается создать проект «Наш дом» [15, с. 159].

- В народе говорят, что каждый человек должен в своей жизни посадить дерево, построить дом и воспитать ребенка. Вырастить дерево – значит любить его и ухаживать за ним. Построить дом – не у всех сегодня есть средства на строительство собственного жилья. А вот выстроить храм души, не загубив его эгоизмом, завистью, равнодушием, дать ему небесную чистоту может каждый, если постараться.

Предлагаю заложить фундамент успеха.

Из чего же он состоит?

Первый кирпичик «счастливой семьи» - совесть.

Вырастить ребенка - не просто вырастить тело, а сотворить дух, подобный себе. Вот тогда весть о тебе будет доброй и совесть твоя будет чиста.

Следующие два кирпичика это - любовь и мудрость.

Сухомлинский В. А. писал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей» [24, с. 216].

Следующий кирпичики - это труд и пример.

Немаловажная роль в воспитании ребёнка отводится отцу, но как часто бывает он - кормилец и только этим ограничивается его присутствие в семье. Однако отец для своего ребёнка источник информации о мире, технике, труде людей. Тесное общение с папой положительно влияет на общее развитие малыша. Родитель является для него своеобразной моделью примером для подражания. Поэтому так важно, чтобы между папой и ребёнком как можно раньше установились доверительные партнёрские отношения. Чтобы помочь папам стать не просто кормильцем, но и участником воспитания собственного ребёнка, в своей работе использую разнообразные формы. Совместная работа «Папа и малыш» – готовим подарки для мам к празднику 8 марта, «Кем работает мой папа», «Золотые руки пап» (ремонт игрушек, детской мебели, делают кормушки для птиц). Также этому способствуют совместное проведение досуга, праздников, экскурсий.

Практикум по выявлению психо-эмоционального климата семьи, проводился на основе периодических наблюдений родителями в течении месяца. Показателями стали такие параметры, как: степень напряженности чувств, пропорциональность реакции существу дела, разумная сдержанность и тактичность, отсутствие фальшивых внешних эффектов.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, весёлыми, физически развитыми. Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию, для этого совместно с медицинским работником, инструктором физической культуры детского сада проводим обучающие занятия для родителей, на которых даём рекомендации по закаливанию детей круглый год, предлагаем точечный массаж, различные гимнастики: «Для глаз», «Развитие кисти и пальцев рук», «Дыхательная гимнастика» [12].

Родительские собрания на тему : «Посеешь привычку – пожнешь характер», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», «Познавательные игры детей» проведенные в форме практикумов, включали следующие методы: словесные (тематическая беседа, обсуждение, объяснение, консультирование, анкетирование, практические (анализ ситуаций, практическая работа, практикумы, наглядные (рассматривание рисунков, игровые (психологические разминки). Основные методы этих родительских собраний анализ ситуаций и психологические разминки. Например, на родительском собрании «Посеешь привычку – пожнешь характер» анализ ситуаций помогает сформировать правильное отношение к деньгам, материальным благам, а на родительском собрании «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка» анализ ситуаций познакомил родителей с признаками «стресса», приемами, позволяющими ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помощью по преодолению эмоциональных трудностей.

Психологическая разминка включала несколько разнообразных игр, направленных на раскрытие способностей и скрытых потенциалов, а так же с целью возможного применения их в семье.

Проблемой молодых родителей является неумение, а зачастую и нежелание играть с ребёнком. На собрании «Познавательные игры детей», в индивидуальной беседе стараемся донести до взрослых, что они должны не только присутствовать и наблюдать, но и принимать самое активное участие в играх и делах ребё нка: вместе ползать по коврику и строить башенки из кубиков, возить машинки, качать и кормить кукол; вслух, громко декламировать детские стихи, петь детские песенки, танцевать в паре со своим ребенком, играть в прятки, лепить, рисовать, скакать лошадками, играть в мяч и всё это делать всерьёз. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребёнок может развиваться активно и полноценно. Специально для таких собраний проводим с детьми открытые занятия для родителей, показываем, чему научились, как мы умеем играть.

Родительское собрание на тему : «Воспитание у ребенка интереса к чтению» проведенное в форме дискуссии, включало следующие методы: словесные (тематическая беседа, обсуждение, объяснение, консультирование, анкетирование, практические (анализ ситуаций, практическая работа, практикумы, наглядные (рассматривание рисунков, игровые (психологические разминки). Словесный метод (беседа, обсуждение, дискуссия, консультирование) был основным на данном родительском собрании. Дискуссия проводилась в процессе обсуждения таких вопросов, как:

1) Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, DVD, компьютера. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

2) Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

3) Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

4) Важно ли читать с детьми вслух?

5) Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

6) Как нужно относиться к комиксам?

Обсуждение данных вопросов необходимо было для привлечения внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности, что бы научить родителей управлять домашним чтением детей, выбирать нужные книги и помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

В самый сказочный и волшебный праздник Новый год все ждут чудес и подарков от деда Мороза. Очень приятно видеть счастливые лица родителей, для этого мы устраиваем в группе утренник для взрослых. Всё это помогает родителям стряхнуть груз забот, отдохнуть, улыбнуться и с оптимизмом взглянуть в будущее.

На основании накопленного пяти летнего опыта мной была составлена и апробирована на базе ДОУ «Незабудка» программа «Светлячок» направленная на организацию взаимодействия семьи и ДОУ.

Цель данной программы способствовать организации взаимодействия семьи ДОУ. Показать, что атмосфера семьи - главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребенка, выявить стиль внутрисемейных взаимоотношений.

В течение всего периода пребывания ребенка в детском саду сохраняется тесная взаимосвязь с родителями. Поэтому совместно с родителями проводим конкурсы рисунков и поделок из природного материала; экскурсии в музей, парк, к историческим памятникам. Также при активном участии родителей оформляются папки-передвижки, консультации.

Таким образом, работа с родителями является одной из основных задач дошкольного учреждения, она осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей. Высокие результаты взаимодействия с родителями воспитанников чаще всего можно наблюдать в тех случаях, когда родители знают «Программу воспитания в детском саду», внимательно прислушиваются к советам воспитателей, а впоследствии изучают и применяют лучший опыт семейного воспитания.

В заключение хотелось бы отметить, что работа с родителями должна носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности педагога, детей и родителей, осуществляться в повседневной жизни. Выполнение всех этих условий является залогом полноценного взаимодействия родителей и ДОУ, осуществляемого в системе.

Литература:

1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. - М. Просвещение: 1999.

2. Виноградова Л. И. Программы родительского всеобуча – М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64 с.

3. Глен Доман Гармоничное развитие ребенка. - М. Просвещение: 1996.

4. Дженни Лешли Работать с маленькими детьми. - М. Просвещение: 1991.

5. Дошкольное воспитание №1,10 «Если ребенок не говорит» 2002. - 102 с.

6. Дошкольное воспитание №3 «Весенние прогулки с малышом» 2002. - 78 с.

7. Дошкольное воспитание №3 «Дети, которых не понимают взрослые» 2002. - 72 с.

8. Дошкольное воспитание №7 «Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте» 2005. - 117 с.

9. Дошкольное воспитание №5 «Будем играть» 2006. - 99 с.

10. Дошкольное воспитание №5 «Развиваем способности ребенка» 2007. – 55с.

11. Дошкольное воспитание №3 «Воспитание воли ребенка в семье» 2008. - 8 с.

12. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград. Учитель: 2012.

13. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. – Москва. Просвещение: 1980.

14. Маишева В. А. Работа с родителями. - М. Просвещение: 1982.

15. Максимочкина В. Н. Родительские собрания в 1 классе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.

16. Македон Т. А. Работа с родителями : нестандартные подходы // Официальный сайт Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования. Режим доступа: https://orenipk.ru/. - 16.03.2009.

17. Маркова Т. А. Детский сад и семья. – М. Просвещение: 1981.

18. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. Просвещение: 1987.

19. Печерникова И. А. Воспитание в семье. - М. Просвещение: 1979.

20. Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания занятия с родителями. - Волгоград. Учитель: 2013.

21. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М. Просвещение: 1981.

22. Справочник старшего воспитателя №2 «Общаемся с родителями» 2009. - 60 с.

23. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль. Б\и 1997.

24. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. – М. : Просвещение, 2000. – 216 с.

25. Тимофеева М. В. Система сопровождения родителей Модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. - Волгоград. Учитель: 2014.

26. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. – М. Просвещение: 1973.

27. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М. Просвещение: 1998г.

28. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. Айрис пресс: 2008.

29. Шитова Е. В. Работа с родителями Практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград. Учитель: 2014.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями Нетрадиционная форма сотрудничества логопеда с родителями по речевому развитию детей. «Учимся, играя». Совместные занятия с родителями и.

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ .

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы,.

Опыт работы «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Подготовила: Чудакова Марина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС» Выполнила: Маслова Наталья Юрьевна. В ФГОСДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный.

Статья на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями». Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является художественное-эстетическое развитие и воспитание детей. Поэтому.

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Нетрадиционные формы с родителями»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 13:56
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Нетрадиционные формы с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Золотухина (УИ 541406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД