Любовь Сурина
Обобщение опыта по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт работы на тему «Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития». Актуальность темы. Проблема развития речи детей дошкольного возраста актуальна в психо-педагогической науке, практике дошкольных образовательных учреждений. Формирование речи одна из серьезных задач воспитания, т. к. речь является основной формой развития мышления, познания, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторона речи - одна из основных форм развития речи ребенка. Овладение правильной речью оказывает на дошкольника огромное влияние, он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх. Развитие речи имеет большое значение именно в дошкольный период детства, когда ребенок осваивает социальные нормы. Оно играет важную роль в развитии и социализации личности. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Поэтому в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения пристальное внимание уделяется достижению целей и задач социально-коммуникативного развития детей, которое направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Именно в социально-коммуникативной сфере ребенок осуществляет свою деятельность. Об этом говорили многие педагоги и психологи (Татьяна Николаевна Ушакова, Артур Владимирович Петровский, Александр Владимирович Запорожец и др.). В современных условиях его актуальность возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что, несмотря на ряд исследований и значительную степень изученности, проблема формирования морфологической стороны речи дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития остается актуальной и недостаточно исследованной и недостаточна представлена в практике воспитания дошкольников.
Публикация «Обобщение опыта по развитию речи» размещена в разделах
Условия формирования ведущей идеи опыта. Для успешной работы по формированию морфологической стороны речи у старших дошкольников большую роль играет правильно организованный педагогический процесс.
Цель моей опытной работы - изучить процесс формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.
Идея исследования заключается в том, что процесс формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет будет проходить более успешно при соблюдении следующих условий: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности морфологической стороны речи детей; расширение сферы общения детей, активизация их социального развития; внесение в педагогический процесс образования дошкольников занятий, игр, упражнений, обеспечивающих развитие их речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие Задачи:
– изучить проблему формирования морфологической стороны речи дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития в теории и практике дошкольного образования.
выявить уровни сформированности морфологической стороны речи у детей 5-6 лет;
– разработать и эмпирически опробовать методику формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития;
Проверить эффективность данной работы.
Теоретическая база опыта. Теоретическая база очень важна, так как работа воспитателя по формированию морфологической стороны речи у дошкольников в большой мере зависит от знаний самого педагога. Прежде всего, я изучила работы таких педагогов, как М. М. Алексеева, Р. С. Немов, А. Г. Арушанова. По мнению Р. С. Немова, речь является основным средством человеческого общения: «без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации». Формирование грамматического понятия части речи является одним из важнейших направлений при изучении морфологии, обеспечивая усвоение детьми грамматической системы, а также восприятия собственной речи, что является основой для непрерывного речевого совершенствования детей. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. Таким образом, можно сделать вывод: 1. Процесс развития речи детей представляет собой актуальную психолого-педагогическую проблему. 2. Дошкольный возраст – период активизации развития личности, усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное усвоение речи в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение по развитию речи, тем свободнее ребенок будет пользоваться речью, тем ярче будет происходить развитие его творческих способностей, личности.
Технология опыта. В своей практике я неоднократно сталкивалась с проблемой речи у детей, не у всех детей уровень речевого развития удовлетворительный. Ответы стереотипны, отмечается обилие речевых ошибок, неумение их исправлять. Отклонения в развитии речи-одна из причин недостаточной познавательной деятельности детей, умственной активности, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных,» молчаливых детей «. Моя работа в данном направлении строится на основе примерной образовательной программы «Детство», также я использую методическое пособие О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет» на основе которого разработала свою рабочую программу по развитию речи в старшей группе. Опытная работа проходила в III этапа. Я начала с выявления уровня сформированности морфологической стороны речи у детей 5-6 лет. Для этого была использована диагностика по программе Алексеевой М. М. и Яшиной В. А.» Речевое развитие дошкольников» (Приложение) Мной были использованы методики «Расставим посуду на место», угадай чего не стало» и др. Затем я выявила критерии сформированности морфологической стороны речи детей. Результаты показали, что дети затруднялись в согласовании слов в падеже, употреблении слов с предлогами. Некоторые дети не владели умениями в согласовании существительных с прилагательными в числе и падеже и т. д. Был сделан вывод о необходимости углубленной работы по формированию морфологической стороне речи старшего возраста в процессе социально-коммуникативного развития детей. На втором этапе цель моей работы -развивать морфологическую сторону речи детей 5-6 лет. Определила и задачи:
-развитие детской речевой деятельности;
-воспитание коммуникативных способностей в процессе общения дошкольников с взрослыми и сверстниками;
-исправлять пробелы в усвоении детьми некоторых конструкций в речи,
-учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе;
-понимать и употреблять существительные с предлогом;
-учить выстраивать речевые высказывания в рассказах, общении, передаче художественных образов литературных произведений, различной деятельности.
Для детей были подобраны дид. игры, дид. упражнения, учебные занятия, направленные на решение этих задач. Чтобы возникла активная мыслительная деятельность детей в процессе формирования морфологической стороны речи, на занятиях следует выделить следующие условия:
– проблемная постановка речевой задачи, которая ставит ребенка в условия решения этой задачи, ответа на предложенный вопрос, поиска ошибки (Почему);
– вопросы причинного характера, формирующие умение обосновывать свои мысли, рассуждать, устанавливать различные взаимосвязи (Зачем);
– сравнение, в процессе которого ребенок овладевает процессами анализа и синтеза, группировки, обобщения, систематизации, классификации, учится самостоятельно делать выводы (Сравни! Какой вывод);
– ситуация «сомнения», которая учит детей самостоятельно мыслить (Почему так);
– планирование речевых действий, проявляющееся в самостоятельном составлении планов пересказа художественных произведений, творческих рассказов, деление на логически законченные части рассказа или картины;
– оценка речевых действий детей, приучающая их быть внимательными к словесной инструкции воспитателя, запоминать задания, тексты, осознавать их содержание.
Важно учить детей грамматически правильной речи. Здесь важно обратить внимание на запоминание правильных речевых конструкций и на словообразование. Педагогу следует постоянно корректировать речь дошкольников. Стремясь сделать речь дошкольников грамматически правильной, педагог может предложить им различные игровые упражнения на верное употребление слов. С помощью таких упражнений дети быстрее усвоят, как именно нужно произносить слова в единственном и множественном числе. Такие упражнения можно проводить в форме коллективной игры, когда воспитатель называет слово в единственном числе, а дети хором отвечают слово во множественном числе.
Для расширения активного словарного запаса дошкольникам лучше всего осознанно запоминать доступные их пониманию слова, усваивать устойчивые словообразования и речевые конструкции, что дает возможность понимать различные оттенки слов, их многозначность. Процесс постижения смысла слов у детей идет параллельно с познанием окружающего мира, к тому же им проще усвоить отвлеченные понятия, которые нельзя представить в виде наглядных форм.
Педагог может предложить детям игру в слова, в которой называет новое слово, а дети объясняют его смысл с помощью привычных понятий. Затем игру усложняют, попросив детей подобрать к названному слову сравнения, эпитеты или синонимы. Развитию речи способствует также игра «Назови противоположное слово». Например, «сладкий» – «горький», «маленький» – «большой», «грустный» – «веселый». В ходе этой игры ребенку надо назвать синоним к предложенному слову и оценить его новый смысловой оттенок.
Педагогам необходимо прививать детям способность к связной речи. Важнейшим ее показателем служит умение ребенка самостоятельно строить высказывания, повествования, не опираясь при этом на реплики взрослого собеседника. Дошкольник сам выбирает форму для выражения содержательной части своего рассказа. При этом должна прослеживаться логическая и эмоциональная последовательность повествования, связность его отдельных частей. В ходе повествования ребенку желательно избегать таких речевых ошибок и неточностей, как ненужные вставки, «слова- «паразиты», нелогичный переход от одной части повествования к другой. Важно также уметь правильно закончить рассказ.
Следует обращать внимание ребенка на то, чтобы он не повторял на протяжении своего высказывания одни и те же словосочетания или речевые обороты. Обучить всему этому немыслимо без постоянного чтения детям произведений художественной литературы. При ее выборе следует опираться на возрастные, психологические, интеллектуальные, эмоциональные особенности и возможности данной группы детей. Не следует перегружать восприятие детей слишком сложными повествованиями. В этом случае внимание дошкольников будет рассеянным, они просто будут скучать и не смогут пересказать содержание прослушанного отрывка.
В процессе работы мной был собран большой методический и наглядный материал, который я применяю в свободной деятельности и в ходе проведения НОД. (Приложение)
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий: беседы, путешествия по сказкам, развлечения. При этом использую наглядный, словесный, практический методы. Обучение строю в соответствии с принципом систематичности проведения игр и упражнений. Не следует ждать немедленных результатов. Принципом последовательности (от простого к сложному). Индивидуальный и дифференцированный подход (подборка игр и упражнений, их интенсивность зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей). Постоянно использую игровые моменты. Ведь игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, с ее помощью развивается внимание, мышление, память, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшего развития детей. В нашем детском саду проводится работа с родителями с целью повышения компетентности в вопросах речевого развития детей: -анкетирование;
-родительские собрания;
-индивидуальные беседы;
-консультации;
-папки-передвижки и т. д.
В ходе работы по формированию морфологической стороны речи детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития нам важно было соблюдать индивидуальный подход к каждой личности ребенка, учет его возрастных особенностей, также учитывался тот факт, что в старшем дошкольном возрасте важным становится общение детей со сверстниками; У детей возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Отметили, что дети находили удовлетворяющее их место в системе общения в группе, и уходили из детского сада психологически удовлетворенными, радостными.
Анализ результативности. Следующим этапом было проверить эффективность моей работы. Работая систематически над формированием морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития, я добилась определенных результатов. Повторная диагностика показала, что к низкому уровню сформированности морфологической стороны речи отнесены 10 % детей. К среднему -70 %. 20 % к высокому. По моим наблюдениям успешнее начала развиваться речь детей, они овладели умением сочетать слова и предложения по законам грамматики. Также я отметила, что дети обнаружили большой интерес к звуковой форме слова. Усвоение происходило в игровой и коммуникативных сферах. Таким образом, выдвинутая идея подтвердилась, задачи в основном выполнены. В связи с этим были разработаны методические рекомендации, которые должны повысить эффективность формирования морфологической стороны речи старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития детей. Результатом своей работы считаю повышение результативности образовательного процесса, создание методической базы. 95 % выпускников последних лет успешно прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе. Учителя отмечают у детей навыки свободного общения, умения высказывать свою точку зрения.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Проблема развития речи детей приобретает особую значимость в процессе социально-коммуникативного развития. И формирование морфологической стороны речи длительный и сложный процесс. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, многие рекомендации могут использовать родители. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в: планировании и построении системы НОД с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-подборке материалов и оборудования;
-разработке критериев уровня форсированности морфологической стороны речи.
Адресные рекомендации. Опыт работы по формированию морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития может быть использован в практике воспитателей дошкольных образовательных учреждений района, в работе с родителями. Мой педагогический опыт позволил объединить в систему развитие речи детей, подготовку детей к обучению в школе, развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников. Я считаю, что опыт моей работы является актуальным и значимым, так как на современном этапе российского образования, речевое развитие в процессе социально-коммуникативного развития занимает важное место.
Список использованных источников
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и ср. пед. учеб. заведений /
М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя Речь и речевое общение детей : метод. пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 400 с.
4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / Л. Р. Болотина. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
5. Бородин, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студ. пед. институтов / А. М. Бородин. – М. : Просвещение, 1991. – 255 с.
6. Ванюхина, Г. А. Речецветик: Занимательное пособие по развитию речи и мышления / Г. А. Ванюхина. – Смоленск: Русич, 1996. – 96 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада / В. В. Гербова. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
9. Грицай, Л. Традиции семейного воспитания: речевая культура дошкольника / Л. Грицай // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 117-120
10. Диагностика речевого развития дошкольников : метод. пособие / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Владос, 1997. – 138 с.
11. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателя детского сада / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 1993. – 271 с.
12. Костюченко, М. Читаем, беседуем, познаем…: старшая группа / М. Костюченко // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 42-47
13. Немов, Р. С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. –/ Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
14. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.
15. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников : учеб. пособие для вузов / О. С. Ушакова. – М. : Институт Психотерапии, 2001. – 240 с.
16. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / под ред. В. В. Гербовой / Г. С. Швайко. – М. : Просвещение, 1993. – 64 с.
17. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста метод. пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон Е. В. Соловьева. – М. : Дрофа, 2006. – 176 с.