Получи документы

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческого воображения у детей посредством применения типового фантазирования»

Елена Бутенко
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческого воображения у детей посредством применения типового фантазирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта

«Развитие творческого воображения, нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством применения приема типового фантазирования»

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие творческого воображения у детей посредством применения типового фантазирования“» размещена в разделах

Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше.

Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования в работе с детьми приема типового фантазировании технологии ТРИЗ. Оказывается, что использование методов и приемов технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.

Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.

Целью представленного опыта является : теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования приема типового фантазирования в развитии творческого воображения и нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

На основе анализа психолого – педагогической литературы раскрыть понятия «воображение», «творческое воображение», «нестандартное мышление»; определить сущность и особенности приема типового фантазирования и его влияние на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Разработать и апробировать программу «Удивительный мир фантазий» с использованием приема типового фантазирования.

Провести экспериментальное исследование и выявить эффективность разработанной программы «Удивительный мир фантазий» и сделать выводы о целесообразности применения приема типового фантазирования в развитии творческого воображения и нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Исследования современных психологов и педагогов свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения (Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, А. А. Смирнов и др.)

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством. В основе типовых приемов фантазирования лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом типовых приемов фантазирования является доведение до крайней степени проявления какого-либо признака или его полное уничтожение.

В практике дошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов:

1. Прием "Увеличение - уменьшение",

2. Прием "Деление - объединение",

3. Прием "Преобразование признаков времени"

4. Прием "Оживление - окаменение",

5. Прием "Специализация – универсализация",

6. Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями, которые осуществляют преобразование признаков объектов и систем окружающего мира (цвет, форма, размер, запах и т. д.)

Волшебники позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Волшебники «Увеличения - Уменьшения».

С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличить их или наоборот уменьшить: например,- мы пригласим в группу волшебника Увеличения (Уменьшения) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нужен такой большой стул? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не всего стула, а только его спинки? Что произойдет? Для чего нужен стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник Увеличения не будет касаться стула, а увеличит только то место, где он расположен (группу…

Волшебники «Дробления - Объединения»

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Волшебник «Наоборот».

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными.

Волшебники «Оживления – Окаменения».

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Волшебники «Специализации - Универсализации».

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могу только (магазины специализированные – обувь, одежда)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Все могу (универсам, супермаркет).

Волшебники преобразования признаков времени. Эти волшебники могут

творить со временем все, что захотят: убыстрить, поменять местами

временные отрезки, переместить события на дальние временные отрезки, на

ближние, может остановить время.

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.

Была проведена экспериментальная работа детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 23 ребенка, продолжительностью два года.

1. Информационно- аналитический этап.

Перед началом экспериментальной работы мною была проведена скрининг диагностика с детьми старшей группы по методике В. Синельникова и В. Кудрявцева, и методики «Лабиринт» Л. А. Венгер) на выявление уровня развития творческого воображения и нестандартного мышления.

Итоги диагностики представлены в виде таблицы:

Таблица №1.

Диагностика

высокий средний Низкий

Творческое воображение 25% 47% 28%

Нестандартное мышление 15% 48% 37%

Результаты диагностики выявили недостаточный уровень развития творческого воображения и нестандартного мышления.

2. Формирующий этап. На данном этапе работы для подтверждения эффективности внедрения приема типового фантазирования в работу с детьми старшего дошкольного возраста была разработана и апробирована образовательная программа «Удивительный мир фантазий» (приложение 1, уникальность, которой состоит в использовании приема типового фантазирования. Программа разработана на два года, для работы с детьми старшей и подготовительной группы. Занятия с детьми проводились один раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводились в форме беседы и игры.

Также были составлены картотеки игр для старшей и подготовительной группы направленные на развитие творческого воображения и нестандартного мышления. Была составлена картотека лжезагадок, составлены конспекты занятий. Для родителей были разработаны консультации и рекомендации для развития творческого воображения и нестандартного мышления детей дома.

3. Констатирующий этап.

Цель: выявить уровень развития нестандартного мышления и творческого воображения и доказать эффективность внедрения приема типового фантазирования.

На заключительном этапе работы была проведена заключительная диагностика с детьми подготовительной группы по методике В. Синельникова и В. Кудрявцева, и методики «Лабиринт» Л. А. Венгер)

Результаты представлены в таблице:

Таблица №2.

Диагностика высокий средний Низкий

Творческое воображение 75% 25% -

Нестандартное мышление 72% 28% -

Результаты диагностики показали увеличение развития нестандартного мышления и творческого воображения и доказали эффективность внедрения приема типового фантазирования.

Данный опыт доказал, что прием типового фантазирования способствует тому, что дети могут самостоятельно наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; развивается нестандартное мышление, творческое воображение; способность быстро входить в новые предметные области; умение логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческого воображения у детей посредством применения типового фантазирования»
Опубликовано: 31 августа 2022 в 15:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта «Развитие творческого воображения у детей посредством применения типового фантазирования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бутенко (УИ 2146639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД