Получи документы

Обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей с родным городом средствами музейной педагогики

Еленочка Ивченко
Обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей с родным городом средствами музейной педагогики

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В общей системе воспитания граждан России патриотическое воспитание стало приоритетным, чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Для развития чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Поэтому целью моей работы стало формирование основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности полностью возможно через включение в культуру собственного народа, осознание своей сопричастности не только семье, но и группе, детскому саду, городу, народу. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Публикация «Обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей с родным городом средствами музейной педагогики» размещена в разделах

Музейная педагогика – новое направление, которое все чаще включается в образовательный процесс. Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Необходимо помочь ребенку осознать многообразные связи, которые существуют между нами и нашими предками. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей. На помощь взрослым и пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к родному городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Музейная педагогика расширяет кругозор детей, формирует их интересы, формирует познавательную культуру, обогащает знания. Способствует приобщению детей к культуре, истории родного края. Поэтому целью моей работы стало формирование основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности полностью возможно через включение в культуру собственного народа, осознание своей сопричастности не только семье, но и группе, детскому саду, городу, народу. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, я помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Это опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и история родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что близко ему и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Я пытаюсь раскрыть детям красоту родного края не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым, рассказываю об истории города, о том, как жили наши земляки, об истории текстильной промышленности. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. С этой целью предлагаю детям настольные игры «Заколдованный город», «Мой город», «Путешествие по родному городу», книги о Шуе, фотографии прошлых лет и современные. Также посещение краеведческого музея с такими экскурсиями как: «История Шуи», «Развитие текстильной промышленности в нашем городе»

Любить Родину – значит знать ее. Знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в своей работе с детьми краеведческий материал, я воспитываю патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, напримермы, рассматриваем одежду, в которой ходили шуяне в прошлом и как ее изготавливали. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, я тем самым формирую глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Это рассказы о революции и о других знаменательных датах, касающиеся нашего города. Знакомство с историей, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Первые знания о самобытной культуре ивановской земли помогают понять детям, что её населяют талантливые люди, руки которых сохраняют, умножают прекрасные творения мастеров своей Родины. «Шуйские ситцы», «Ивановская белая строчка» - использование этих и других художественных промыслов ивановских умельцев пробуждают у детей любовь к народному творчеству, дают первые представления о неповторимости яркой, самобытной культуры своего народа.

В образах фантастических птиц, зверей, растений, изображенных на тканях, в сказках о ситцевом царстве – государстве я предлагаю узнать детям знакомых птиц, животных, растений. Целостный мир культурного наследия своего народа познаётся ребёнком на основе синтеза различных видов искусств (декоративно – прикладного, изобразительного, устного народного творчества, музыкального).

Особенный колорит ситцевых тканей, нежные, волшебные узоры ивановской белой строчки, палитра красок деревянных кружев привлекают, притягивают к себе детей, побуждают их к свободной самостоятельной деятельности, самореализации в процессе своего «продукта» творческой деятельности.

Успешное формирование нравственно – эстетической культуры дошкольника возможно лишь при условии взаимодействия всех этих составляющих одновременно в сочетании с активной художественной, эстетической деятельностью детей.

Руководствуясь этими соображениями, чтобы глубже познакомить детей сродным городом и его традициями, в 2010 году, работая в подготовительной группе, я разработала и апробировала, материл по музейной педагогике в рамках кружка «Ситцевая радуга».

Цель кружка состоит в том, чтобы глубже познакомить детей с родным городом и его традициями. Самая главная традиция нашего города – текстильная промышленность. Содержание работы включает материал, отражающий традиционный уклад жизни родного народа в соединении с его самобытной культурой и искусством.

Разрабатывая планирование кружка, я ставила перед собой реализацию следующих конкретных задач:

• знакомство детей с родным Ивановским краем, его природой, культурой, богатыми народными традициями, самобытным искусством умельцев, историей возникновения художественных промыслов;

• развитие эстетического восприятия природы и произведений народного искусства и сопричастности к ним;

• развитие детских творческих проявлений посредством видов искусств, бытующих в родном крае;

• воспитание нравственно – эстетических качеств ребенка.

Мною было разработано планирование кружка по календарному принципу. В основу положен народный земледельческий календарь, поскольку именно природа испокон века диктовала человеку вид и род занятий на каждом отрезке времени; именно природными циклами была обусловлена трудовая, праздничная, творческая деятельность человека. В планировании также нашли отражение яркие даты церковного православного календаря, знаменательные события современности. Календарный принцип планирования встреч с детьми позволяет проследить ход событий годового круга. Многие памятные для прошлых поколений даты ушли из нашего быта и хранятся лишь в памяти народной; другие продолжают бытовать, но с меньшей степенью обрядности, поэтичности. Обращение к народной памяти, к фольклору, к преданиям, через игру, сказку, быль поможет детям заглянуть в прошлое, лучше понимать настоящее, даст волю игре воображения, фантазиям. А это, в конечном итоге – творчество, без которого не мыслится развивающая личность.

Основанием для кружка послужили определенные сделанные мною выводы. Я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И, на мой взгляд, это наиболее эффективный способ развития творчества.

Развитие творческих способностей – основная задача, которую необходимо решать, обучая детей рисованию, лепке, аппликации. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного, сенсорного, нравственного, трудового и эстетического воспитания, поэтому следует приобщать детей к ней как можно раньше.

Тематика и содержание встреч связано с традицией Шуи – текстильной промышленностью. Я старалась по возможности так составить встречи, чтобы не только показать детям как изготавливается ткань, на примере ткачества; но и что можно сделать из ткани, различные поделки, игрушки и куклы; какими способами можно работать с тканью, сшивать, вырезать и даже с ней экспериментировать, подкрашивать и украшать. Задумка кружка появилась еще в связи с тем, чтобы через ознакомление с основной Шуйской традицией, заинтересовать детей родным городом и его историей. Чтобы дети знали об основных предприятиях, на которых изготавливают ткань, где её окрашивают и производят швейную продукцию, глубже знали историю города. Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскуты, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают различные поделки и игрушки. У малышей пока ограничены возможности работы с тканью, поскольку это связано с необходимостью пользоваться ножницами и иголкой. Поэтому они в основном просто играют с лоскутами: мнут их, ощупывают, рассматривают цвет, рисунок и таким образом приобретают различные знания об этом материале. Играя, ребенок пытается применить ткань по назначению: заворачивает куклу, повязывает ей платочек или шарфик и т. п. Я создала условия для игры детей и сама включаюсь в игру (делаю с ними кукол, шью им платье и т. п.). Важно, чтобы наши встречи были разнообразными, вызывали у детей положительный эмоциональный отклик. Поэтому провожу их в нетрадиционных формах: игра – путешествие, дидактическая сказка, театрализованное представление, сюжетно – ролевая игра, тематическое занятие.

Воспитание творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, могущих высказывать и отстаивать смелые идеи и созидать, соответствует потребностям современного общества.

Дети среднего возраста наклеивают лоскутки ткани, создавая узор методом аппликации. Изготовлены коллективные работы: «Шуйский собор», «Герб Шуи», «Флаг России» и т. д. Они могут также вырезать из ткани различные фигуры и наклеить их на поверхность. Я использую тонкие ткани, чтобы дети могли их легко разрезать ножницами, придавая им нужную форму. Дети старшего дошкольного возраста могут легко овладеть традиционными и современными видами декоративных работ: использование штампиков, рисование по - мокрому, рисование воском и т. п. Дети выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции, цветовых сочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время художественного плетения и ткачества у них развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что в свою очередь влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Творческий труд неодинаков по своим педагогическим возможностям, его значение меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной к школе группах значимую роль играет ручной труд с элементами творчества.

Со старшими дошкольниками мы выполняем различные задания, поскольку они уже умеют обращаться с ножницами и другими принадлежностями для шитья. Они могут нарисовать карандашом или фломастером на кусочке ткани какой-нибудь предмет, швом «вперед иголкой» обозначить его контуры и этим же швом «заштриховать» середину предмета. Также мы с ними окрашиваем кусочки ткани, нанося рисунок кисточкой ил завязывая ткань узлами и сминая, после чего она красится. Дети с интересом и увлечением развязывают узлы и с удовольствием рассматривают расцветку, которая у них получилась. При этом желательно использовать одну, две или три (но не более) расцветки красок, попеременно опуская в них, окрашиваемую ткань. При нанесении рисунка на ткань использую также штампики, которые можно изготовить из овощей, поролона и употреблять уже готовые формочки. Дети выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции, цветовых сочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Создали поделки: Плетёный коврик», «Салфетки», «Птичка – невеличка». Сшили куклу наших прабабушек, лоскутное покрывало. Особенно нравятся детям коллективные работы «Шуйский осенний мотив», «Осенний лес», «Подарок мамочкам». Во время художественного плетения и ткачества у них развивается зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы. На плетеный фрагмент приклеили аппликацию, получили панно «Ковер».

В подготовительной группе наше знакомство и работа с тканью расширились. Ими начали с тканью экспериментировать, пробовать что-то новое. Мы начали работать с мокрой тканью, капать на неё красками и смотрели, что из этого получается. Этот увлекательный процесс очень понравился детям, а ещё больше им понравилось в бесформенных пятнах видеть изображение, подключая воображение и фантазию. Занятие называлось «Краски осени».

Также мы пробовали наносить рисунок на ткань не только штамповками, тычками, кистью, но и листьями, окрашивая их краской. Это занятия: «Лист – образ», «Осенний лес». В связи с тем, что дети готовятся к школе, я решила попробовать создавать имитацию вышивки, считая по клеткам. Прошло только одно занятие, а дети в свободной деятельности продолжают рисовать по клеткам, придумывая свои мотивы и рисунки.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает свое место на выставке. Интересные аппликации получили «Праздничная Шуя», «Лоскутный орнамент»; игрушки – кукла наших прабабушек, птичка – невеличка. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед ними широкие перспективы созидания. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда. Изготавливая игрушки, атрибуты, украшения собственными руками, они находят источник своих замыслов в окружающей жизни, где черпают содержание для своих работ. Дети радуются самостоятельно выполненному труду, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек – самоделок способствует развитию самостоятельности, творческой активности, художественных способностей.

Для более понятного и детального объяснения детям процесса изготовления ткани, я сама посетила одну из Шуйских фабрик, на которой мной был изучен процесс изготовления ткани и история предприятия, что подвигло меня на сочинение детям сказки о хлопке. Потому что именно через фольклор детям доступнее и легче преподнести материал. Сказка эта запечатлена мной в книжке – малышке. Мне был подарены образцы технологического процесса: хлопок, очищенный хлопок, лента, ровница, нитки на початке, нитки на бобине, суровье, отбеленная ткань. Оформлен стенд – уголок «от хлопка к ткани», по которому дети могут все увидеть своими глазами и потрогать руками. Так как существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.

В нашем детском саду есть музей. В его коллекцию входит: прялка, веретено, кружево, вышивки, ситцевые платки, русский народный костюм, лоскутные одеяла. Так как невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не помогут постигнуть значения старины, которое так важно понять.

Восприятие музейной информации требует большого умственного и физического напряжения. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. Опыт показал, что наиболее удачны и интересны для детей многовидные, интегрированные виды деятельности, включающие в себя:

• рассказ педагога;

• демонстрацию музейного предмета из вспомогательного фонда (слайдов, репродукций, фотографий, музыкального сопровождения);

• обыгрывание обрядов и традиций праздников;

• продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование).

Поэтому в каждую встречу в кружке, стараюсь включить все виды деятельности.

Большое значение уделяется народным праздникам в нашем саду: «Шуйская карусель», «Бабушкины посиделки», «В гости пришла Марья Искусница», «Троица», «У самовара».

Также в комнате – музее проводим выставки для родителей: «Ситцевые платки», «История ткачества» и т. д.

Приобщение детей к музейной педагогике реализуется через созданиев нашей группе мини – музея «Музей ситца». Это особый музей, который дети могут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты. Он соавтор,творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители, бабушки, дедушки. Экспозиции музея постоянно меняются, пополняются новыми экспонатами. Дети чувствуют свою причастность к мини – музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражает специфику возраста детей.

Эстетически оформленный интерьер должен окружать ребенка в его жизни. С этой целью мне необходимо было так организовать социокультурное пространство в группе, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям.

При ознакомлении и работе с тканью, я попыталась внести ситец во все зоны деятельности детей. Тканью обклеены коробки, в которых находятся настольно – печатные и дидактические игры. Место уединения мы все обшили ситцем. В уголке «ряжения» есть ситцевые модели. В уголке творчества находятся текстильные материалы для рукоделия – веревки, шнуры, ленточки, тесьма, ткань разной плотности и толщины. Тканью декорированы коробочки и баночки. Для книг сделана ситцевая «рубашка», также естьситцевый театр: куклы, ширмы, обшитые ситцем, ситцевые костюмы, маски, театральные атрибуты. Мячи, конструкторы, музыкальные игрушки тоже обшиты тканью. Сшита ситцевая одежда для кукол, также собрана коллекция самого разнообразного ситца в альбоме «Шуйские ситцы». Ситец присутствует и в элементах декора группы: занавески, скатерти, салфетки.

Самой главной достопримечательностью группы является декоративный хлопок, за которым мы наблюдаем и заносим свои наблюдения в дневник. Дети не только могут представить процесс изготовления ткани наглядно, но и имеют представление, как растет хлопок.

Одна из проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и культурные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Семья для ребенка есть самое главное и лучшее педагогическое учреждение. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : семья – ребенок – детский сад – общественность. Взаимодействие с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями, можно достичь результата – воспитание гармонически развитого человека с широким культурным кругозором. В работе с родителями руководствуюсь следующим принципом: положительный результат возможен только при добровольном сотрудничестве родителей с дошкольным учреждением. Мы стремимся к тому, чтобы родители стали нашими единомышленниками и друзьями. Поэтому для родителей организуются:

консультации: «От нитки к ткани», «Делаем вместе с детьми» и т. д.

беседы: «Игрушки своими руками», «Учимся экспериментировать с тканью» и т. д.

• собрания

творческие встречи: «У самовара», «За круглым столом» и т. д.

• родительские уголки, газеты;

конкурсы: «Мамина игрушка», «Лучший раклист» и т. д.

выставки: «Ситцевые фантазии», «Ситцевая радуга» и т. д.

Порой родители скептически воспринимают работу и не все хорошо понимают, для чего это нужно. Но, наблюдая дома полученный результат, начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, начинают участвовать в создании развивающей среды (шьют костюмы, изготавливают экспонаты, дарят предметы народного быта, помогают в подготовке музейно – фольклорных праздников и развлечений для детей.

Использую сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами работы кружка через материалы стендов, тематических выставок, но и непосредственно показать им воспитательно – образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей на нашей выставке. Такие как: «Осенний лес», «Шуйский осенний мотив» и т. д.

На выставке использую фотографии, чтобы родители видели проведение досуга детей в детском саду. Получили широкий отклик фотовыставки: «Широкая Масленица», «Осенины», «Коляда – моляда».

Даю советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Например: «Чем занимались ваши дети сегодня», «Чем занять ребенка дома».

Практикую в своей работе и другие формы работы с родителями. Провожу конкурсы, творческие встречи, дни открытых дверей.

Сочетание всех форм работы с родителями, по моему мнению, способствует повышению педагогических знаний родителей.

Для оценки результатов работы кружка, сравнивая два возраста – младший и средний, я провела мониторинг знаний детей по музейной педагогике и сделала следующие выводы:

• дети хорошо усвоили и запомнили даты народного календаря;

• овладели различными нетрадиционными техниками в работе с тканью (кляксография, рисование пальчиками, штампиками, тычками, рисование по мокрому);

• если в младшем возрасте дети только рисовали по ткани, то уже в среднем возрасте они владеют техникой коллажа, могут симметрично и асимметрично вырезать из ткани;

• в младшем возрасте знают процесс изготовления ткани, в старшем умеют конструировать из тканевых лент и изготавливать куклу – «свертыш»;

• работа с тканью развивает зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику кисти;

• дети могут отличить ситец от других видов тканей;

• у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость; точность в выполнении действий;

• дети научились работать с трафаретами и лекалами;

• умеют вырезать детали и составлять несложные композиции;

• подбирать ткань по цвету в соответствии с замыслом;

• развивается не только образное мышление, воображение, но и раскрываются творческие способности детей.

Ожидаемый мною результат:

• высокая степень проявления навыков социального поведения;

• возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной экспрессии для решения целого комплекса творческих задач;

• проявление личностных инновационных качеств.

Работа по данному направлению продолжается. На данном этапе я работаю с детьми старшего возраста. Работа с тканью для них уже усложняется. Нам предстоит освоить новые техники: изготовление различных игрушек и поделок, художественное плетение и ткачество и т. п.

В перспективе я планирую разработать перспективное планирование для детей подготовительной к школе группы, посетить фабрику «Шуйские ситцы». Изучить процесс окрашивания ткани, процесс ткачества, процесс нанесения рисунка на ткань, познакомиться с работой раклиста.

Сегодня важно сохранить не только живое наследие прошлого, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.

Публикации по теме:

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Напольные игры для развития двигательной активности детей»Обобщение педагогического опыта «Напольные игры для развития двигательной активности детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Как часто стоит вопрос об организации двигательной активности детей дошкольного возраста! В этом.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по ознакомлению детей с родным городом средствами музейной педагогики
Опубликовано: 4 марта 2024 в 18:25
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД