Надежда Григорьева
Обобщенный педагогический опыт работы «Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала личности дошкольника»
Определение темы опыта. Постановка целей и задач. Обоснование актуальности.
Публикация «Обобщенный педагогический опыт работы „Креативное рисование как один из способов развития творческого потенциала дошкольника“» размещена в разделах
В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования креативных способов рисования, влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, возник у меня не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, многие педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направление в своей работе – использование в рисовании креативных способов. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности с помощью креативного рисования, которое позволяет отойти от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дающее ребенку свободу и вселяющую уверенность в своих силах.
Основную цель, которую я поставила перед собою – развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала средствами креативных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способность выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Общие задачи,которые я решаю в процессе обучения.
Выявить уровень творческих способностей в изобразительной деятельности детей.
Разработать и внедрить программу в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.
Создать развивающую среду на основе различных видов искусства, предметного окружения.
Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Познакомить детей с разнообразием креативных техник рисования.
Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в креативных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.
Обеспечить участие воспитанников в конкурсах различного уровня по развитию детского творчества.
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Развитие творческих способностей является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем данных учреждений – уйти от повседневности, обыденности, где ребенок существует в границах житейского опыта, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Для решения данной проблемы нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста отдаю предпочтение креативным технологиям, формам и методам.
Психолого-педагогическое обоснование.
На занятиях по изобразительной деятельности креативные техники рисования используются редко. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию креативными техниками. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Данный педагогический опыт может быть полезен педагогам дополнительного образования дошкольных учреждений, внимательным и заинтересованным в развитии детей родителям, воспитателям
Данную работу может провести любой заинтересованный педагог дополнительного образования дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в креативной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Занятия изобразительным творчеством могут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
Рисовать любят все дети. Они радуются, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Часто отсутствие знаний и навыков быстро отбивает желание у ребенка рисовать, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения и обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования креативных техник рисования, т к. они эффективны на занятиях и создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию. Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Дошкольники часто копируют предлагаемый им образец, они боятся внести какие-либо изменения, боятся испортить работу. Креативные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием креативных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что креативные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора и удовлетворения его любопытства.
Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.