Приложение МААМ

Педагогический опыт «Проникающие технологии как катализаторы развития творческой активности обучающихся»

Татьяна Бузина
Педагогический опыт «Проникающие технологии как катализаторы развития творческой активности обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы

Проникающие технологии как катализаторы

активности творческой деятельности учащихся.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Татьяна Васильевна. Я педагог дополнительного образования, объединение «Волшебный клубок». Возраст детей, посещающих объединение преимущественно с 7 лет. На занятиях дети учатся вязать крючком и вышивать.

Публикация «Педагогический опыт „Проникающие технологии как катализаторы развития творческой активности обучающихся“» размещена в разделах

Работа в Детско-юношеском центре в течение 12 лет привела к выводу, что изготовление работ в данном направлении популярно и в наше время. Дети с раннего возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных изделий.

Коллектив объединения формируется из учащихся школы и поэтому все дети разного уровня подготовленности, как в знаниях, так и умениях. Исходя из этого, возникает необходимость подбора методов и способов работы с разноуровневым контингентом учащихся и с учетом возрастных особенностей.

Когда-то об обучении Артур Ферьер писал : Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он любит работать руками - его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть! Он хотел бы сам искать свои знания – ему их дают в готовом виде.

В наше время одной из важнейших задач образования является раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, поиска и поддержки творчески одаренных детей.

В центре внимания развитие самостоятельности, активности человека, формирование в нём качеств, необходимых для жизни в определенных условиях.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодняшняя педагогическая деятельность не заключается в безликой передаче знаний. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий, позволяющих создать мотивационную базу для освоения программы, а следовательно создавать условия для развития творческих способностей каждого ребёнка. Как говорил Артур Шнабель: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

Обобщив опыт исследований педагогики, философии, психологии по формированию творческой активности учащихся я задалась вопросом: как же рационально использовать имеющийся арсенал педагогических технологий на занятии в объединении «Волшебный клубок»?

За последние годы содержательный компонент в обучении становится более личностно насыщенным, ориентированным на развитие смысловой сферы обучения детей. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач обучения и воспитания, а также вопросов развития индивидуально-художественных способностей каждого ребёнка.

Актуальным является переосмысление подходов к организации взаимодействия с детьми, усовершенствование системы дидактических средств с учётом новых технических возможностей, с учётом применения инновационных технологий. Проблема активности личности в обучении утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения.

Задача оптимизации обучающих технологий формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества технологий необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения.

В целях результативного развития творческих способностей учащихся при выборе форм занятий я выбираю такие, где можно пофантазировать, поразмышлять, предложить различные варианты. Например, занятие-путешествие с картой и различными заданиями, занятие-конкурс на лучший узор. В процессе обучения рукоделию я считаю необходимым заинтересовать ребенка, т. е. сделать процесс обучения увлекательным, интересным.

Активность личности в обучении напрямую связана с мотивацией. Я убеждена, что «Нет слова не умею, есть слово не хочу». Чтобы ребёнок смог научиться рукоделию он должен сначала захотеть это сделать. Мотивация является основой любой успешной деятельности. Именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности, инициативности. Успехов в обучении можно добиться только при высоком уровне мотивации учащихся. Первоначально визуальной мотивации более чем достаточно. Ребёнок видит оригинальную салфетку, красивую игрушку или сувенир и ему сразу хочется научиться вязанию, вышивке. Когда ребенок увидит результат своего труда, интерес его значительно возрастает.

Развить учебную мотивацию значит использовать такую систему методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями. Здесь уместно вспомнить слова известного чешского педагога и философа Яна Коменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает возможным учить детей не так, как они могут, а как он сам того желает».

Успешность развития потенциальных возможностей учащихся зависит от создания особых взаимоотношений между педагогом и детьми. Я придерживаюсь принципов сотрудничества, доверия, стараюсь принимать детей такими, какие они есть, развивая в них уверенность в своих силах и способностях. На занятиях в объединении «Волшебный клубок» себе я отвожу роль консультанта, когда я помогаю ребёнку, испытывающему затруднения в работе, не навязывая ему своего решения. Учащийся сам является, своего рода педагогом для своих товарищей, так как при обсуждении работы, каждый получает совет от группы, а я контролирую этот процесс, и вношу коррективы толерантного характера. На занятиях обеспечиваю дружескую, благоприятную атмосферу. Поощряю высказывания, предоставляю возможность активно задавать вопросы.

Универсальных форм, методов и приёмов формирования познавательных интересов в практике обучения нет. Каждый педагог добивается этого, используя свои наработки развития творческих способностей и познавательных интересов.

Следует отметить, что в дополнительном образовании ничего не формируется насильно. Напротив, оно создаёт условия для включения ребёнка в естественные виды деятельности, обеспечивает питательную среду для непосредственного развития. Разнообразные личностно-ориентированные практики стали принципиальной особенностью системы моей работы в объединении «Волшебный клубок». Личностно-ориентированные технологии запускают внутренние механизмы развития личности. Все обучающие, развивающие, воспитательные технологии, используемые в моей работе, направлены на то, чтобы разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества. Внедрение инновационных технологий позволяет решить проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, предлагает детям непосредственно почувствовать радость от обучения. Успешность применения какой-либо технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Для формирования творческой личности необходим творческий подход к подготовке и проведению занятий. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Поэтому в объединении «Волшебный клубок» активно применяются «проникающие технологии», как катализаторы активности творческой деятельности учащихся. Это такие технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии. (К. Г. Селевко)

Наряду с тем, что в современной системе образования информационная технология широко внедряется в образовательный процесс, в объединении эта технология применяется как проникающая. Компьютерное обучение ведется по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. К элементам информационно-коммуникационной технологии в учебном процессе относятся: презентация; видеоурок, виртуальные экскурсии, CD диски с картинами и иллюстрациями, музыкой.

Применение элементов данной технологии позволяет сделать процесс обучения рукоделию мобильным, интересным, делает разнообразным процедуру передачи информации, усиливает воздействие выступления.

С помощью презентаций быстро и доходчиво можно изобразить вещи, которые невозможно передать словами: это схемы узоров, образцы изделий. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация. Овладение сложным материалом происходит гораздо легче. Использование презентаций помогает педагогу сделать учебный материал более ярким, доступным, интересным, разнообразным. Презентации используют и сами дети при защите творческих проектов.

Целесообразным считаю применение методов и приёмов технологии модерации (активных методов обучения). Активным методам обучения присущи повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества.

Они побуждают учащихся к динамичной мыслительной и практической деятельности, помогают осознанно получать новые знания и навыки. На занятиях в объединении «Волшебный клубок» применяются такие активные методы обучения как «Ромашка» (отрывая лепесток ребёнок рассказывает чему он научился на занятии, что нового узнал, «Композиция» (дети делятся на мини-группы при помощи картинок со сказочными героями, у каждого героя своё творческое задание, выполнив которое ребёнок переходит в другую группу, так дети выполняют все задания, метод «Секрет» (на слайде изображены рисунки и написаны слова из которых дети должны сложить тему занятия; загадки, кроссворд).

Обязательным элементом каждого занятия является использование здоровьесберегающих приё мов: физкультминутки, самомассаж пальцев, гимнастика для глаз «Зрительные метки» (по Базарному, а так же методы для создания положительного эмоционального настроя. Рациональное чередование учебной и оздоровительной деятельности вызывают чувство радости, уверенности, приносят заряд бодрости. К оздоровительной деятельности относятся релаксационные и кинезиологические упражнения. Звучание народной музыки или звуков природы на занятии даёт ребёнку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Повышает радость от творчества, приобщает к традициям своего народа. (видео)

Кинезиологические упражнения «Лягушка», «Ухо-нос» улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Проникающей является и проектная технология. Популярность и перспективность проектной технологии объясняется, прежде всего, тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. В основе метода проектов лежит формирование у ребёнка навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы и умозаключения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов всегда «осязаемые», это может быть игрушка, вышитая картина, сувенир, салфетка. А так же наглядно оформленный отчет о проделанной работе. Приветствуется отчёт в виде презентации.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. При обучении вязанию и вышивке использую такие игровые приё мы как: загадки, кроссворды, приём «Найди пару» (толщина нити и подбор крючка). Также использую игровые формы организации занятий: занятие-путешествие, занятие в форме русских посиделок, занятие-конкурс. Применение элементов игровых технологий дают мне возможность укрепить мотивацию детей, поддерживать интерес, увлечённость процессом, вызвать положительные эмоции. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Осуществлять выбор элементов технологии необходимо в зависимости от предметного содержания, цели занятия, уровня подготовленности учащихся, соответственно возрастным и психологическим особенностям детей. Они в значительной мере дополнят и разнообразят эффективность практического обучения. Применяя разнообразные методы в единой системе занятие-внеурочная работа стимулируется интерес к рукодельному искусству. Проникающие технологии легко вписываются в образовательно-воспитательный процесс, позволяют достигать поставленных целей, обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии : гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.

Анализ проведённой работы по использованию проникающих технологий показывает высокий процент удовлетворённости детей и родителей качеством образования и воспитания. (методика определения эмоциональной напряженности)

Мониторинг результатов по образовательной программе «Волшебный клубок» демонстрирует позитивную динамику высокого уровня освоения.

Положительная динамика личностных достижений учащихся отслеживается методом портфолио творческих достижений начиная с первого дня обучения.

Аактивизация творческих способностей детей учитывается в журнале учёта педагога дополнительного образования. Девочки принимают участие в различных областных, районных конкурсах, выставках детского творчества, занимают призовые места.

Транслируемость опыта работы осуществляется путём публичных выступлений на родительских собраниях, педагогических советах, а так же путём публикаций на сайте педагогических сообществ. Мой педагогический опыт адресован в первую очередь начинающим педагогам дополнительного образования художественной направленности. Он позволяет модернизировать образовательный процесс таким образом, что совершенствуется профессиональное мастерство педагога, следствием чего является повышение мотивации к учению и повышается качество образования детей. Перспективы применения опыта - создание персонального сайта, с целью обмена опытом.

Публикации по теме:

Конструктивная деятельность как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста Детское конструирование. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь.

Здоровьесберегающие технологии на уроках развития речи с применением метода проектов в начальной школе для обучающихся с ОВЗ .

Фотоприложение «Предметно-пространственная среда как средство проявления творческой активности»Фотоприложение «Предметно-пространственная среда как средство проявления творческой активности» Представила воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №8 «Тундровичок» города Норильска, Курамшина Л. А. Наш любимый детский.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Презентация «Использование дидактических материалов для развития познавательно-творческой активности дошкольников» Использование авторского дидактического материала для развития познавательно-творческой деятельности дошкольников. 1 слайд Сегодня я хочу.

Консультация для педагогов «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности дошкольников» Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как цветные пирамидки и кубики. Выделяют два вида конструирования.

Опыт работы «Проектная деятельность как одно из средств развития познавательной активности детей» Не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. В развитии личности ребенка огромное значение,.

Педагогический опыт «Развитие детской активности через создание педагогически организованного группового пространства» МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида № 1» Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие детской активности.

Предметно-пространственная среда как средство проявления творческой активности Предметно-пространственная среда как средство проявления творческой активности. Представила воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский.

Использование нетрадиционной техники рисования для развития психических процессов и творческой активности Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития психических процессов и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Проникающие технологии как катализаторы развития творческой активности обучающихся»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 15:23
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Проникающие технологии как катализаторы развития творческой активности обучающихся»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бузина (УИ 710304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД