Получи документы

Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста

Наталия Гляцевич
Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста

Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощущать, пробовать.

Станислав Теофилович Шацкий

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного восприятия, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования творческих способностей.

Публикация «Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста» размещена в разделах

Каждый человек, только появившись на свет уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.

Сенсорикой - называется система, направленная на восприятие окружающего мира. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, на сколько, совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

При организации работы с детьми раннего возраста по обогащению чувственного опыта мы поставили перед собой следующие задачи:

• Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно - игровой деятельности

• Формирование у детей системы сенсорных эталонов

• Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине);

• Формирование у детей системы обследовательских действий

• Формирование у детей умения самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.

В группе нами созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка учитывались следующие критерии:

• доступность;

• безопасность;

• эстетичность;

• соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов изготовлены следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Найди на ощупь»,

Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д.

Для развития осязания применяются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями.

Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет», «Солнышко и дождик». Кроме того, используем магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

Для развития обоняния применяем свежие фрукты в соответствии с меню ДОУ. Игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».

В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей :

- игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);

- форме («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);

- величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани).

В театральном уголке сосредоточены различные виды театров: пальчиковый театр, настольный театр, маски, бибабо. Ребятам этого возраста доступно разыгрывание небольших отрывков из знакомых сказок.

Очень важно чтобы материал для игр был размещен в доступных местах. Мы позаботились о том, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

• стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

• развитию мелкой моторики рук ребенка;

• стимуляции двигательной активности;

активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);

• снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

• повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Обогащение чувственного опыта происходит на протяжении всего дня.

1. Режимные моменты:

При умывании и пользовании полотенцем у детей работают тактильно-

двигательные анализаторы. Упражнение «Чем пахнет?» перед приемом

пищи развивает обоняние.

2. При уборке строительного материала предлагаем раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

3. На прогулке обогащается сенсорный опыт в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе. Нами проводились опыты со льдом, снегом, песком в целях закрепления свойств природных объектов. Вдыхали морозный воздух, весной вдыхали аромат весны, летом – свежесть дождя. Все это позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего.

4. При проведении непосредственной образовательной деятельности мы используем дидактические игры на формирование представлений о различных свойствах предметов. Использовались нетрадиционные

техники и материалы. Дети с удовольствием принимают участие в играх – экспериментах («Удивительная бумага», «Волшебница - вода», «Песочные игры», «Мыльные пузыри» и т. п.)

Во всех режимных моментах в течение дня можно использовать речевые игры, словесные приемы для закрепления чувственных представлений у детей.

Для использования в свободной деятельности детей в группе собрана подборка дидактических игр по сенсорному развитию: «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото», «Собери цветочек», «Разложи листочки», «Собери ленточки» и другие.

В своей работе, мы пришли к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглые столы. Подробно рассказываем родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляем выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняем взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома.

В результате у детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира. Они учатся различать цвета, определять различные свойства предметов и сравнивать их.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 09:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.

2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД