Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)

Нина Николаевна Зайцева
Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)

"Сказка- это то золото, что блестит в детских глазах".

Г. х. Андерсен.

Формирование общечеловеческих ценностей обычно происходит в семье, в дошкольном возрасте с того момента,когда ребенок начинает познавать мир, принимает активное участие в игровой деятельности. В этом возрасте у ребенка складывается понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, о красоте и любви ко всему, что его окружает. Непосредственно под влиянием родителей,происходит процесс формирования духовного обогащения мира дошкольников. Этот процесс происходит в течение всей жизни, на базе того, что заложено в него с детства, в семье, в детском саду. В дошкольные годы благотворное влияние на духовное формирование личности ребенка оказывают народная поэзия, фольклор, устное народное творчество, национальные традиции и обычаи. Я считаю, что одной из важнейших сторон воспитания духовного обогащения дошкольников является обращение к народной сказке. Думаю, что дети и сказка неразделимы. Народная сказка несет в себе огромную воспитательную и образовательную ценность. Педагогическая практика сегодня доказывает правильность этой мысли.

Мы живем в красивой республике Хакасии. Здесь живут люди разных национальностей, но коренное население -хакасы. Поэтому для своих детей в группе, мы читаем, как русские, так и хакасские сказки. Сказка занимает одно из первых мест в словесном хакасского народа. Они изображают более знакомую жизнь тех народов, среди которых живут наши воспитанники. Материалом для хакасских народных сказок служит жизнь народа. В них отражены лучшие черты хакасского народа: трудолюбие, одаренность, любовь к своей малой родине, почитание и уважение старших. Сопоставляя сказочные представления с современными и сегодня можно сказать,что хакасский народ старается придерживаться тех правил общения, поведения, норм жизнедеятельности, которыми руководствовались хакасы в древности. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что сказка учит жить. Если ребенок с дошкольного возраста начнет осознавать " сказочные уроки", отвечать на вопрос: "Чему нас учит сказка?", соотносить свои ответы со своим поведением, то он будет более мудрым, добрым и созидательным. Наши дети очень любят сказки. Мы читаем и рассказываем сказки во время образовательной деятельности, обязательно перед сном и в свободной деятельности. Дети с удовольствием слушают короткие хакасские сказки, в которых рассказывается о быте хакасов, как они изучали повадки животных и птиц., как в борьбе с бедняками помогали " чудесные помощники" в виде ласточек, собак ("Батрак Торсых", волшебного батожка (как мальчик заставил смерть на себя работать, чудесного солдата " Аас"(Кресен,коня ("Очен-Матур").В этих благополучных концовках выражен оптимизм народа, его вера в торжество добра над злом.

Хакасскую сказку- предание о богатыре Очен- Матуре, его сыновьях Сибичаке и Сибдейке, о его жене Кумари, дети слушали, затаив дыхание. В этот момент, я думаю, им самим хотелось стать смелыми, защищать Родину, быть отважными охотниками-воинами, стрелять из лука так, как стреляли братья, не злоупотребляя своим искусством и применяя его только в борьбе с врагом. Даже при состязании в ловкости с воинами Моол-хана, братья выбирают мишенями хищных зверей, у которых отбивают стрелами клювы и когти, не трогая мирных птиц и животных. Концовка утверждает, что братья" до сих пор живут в народе".Я считаю эту сказку изумительным педагогическим шедевром.

Замечательная сказка "Алычах и кечох" учит детей быть большими друзьями и не покидать друг друга в беде. Благодаря этой сказке у хакасов есть такая пословица:"Без беды друга не узнаешь".А в сказке" Ленивый мальчик и синичка" автор призывает детей не быть ленивыми. сказка " Абахай-Пахта" рассказывает о бесправии порабощенного народа, донесла до нас образ женщины, у которой ее чувство к любимому сливается с любовью к своей Родине. Знакомя дете с трудом, мы рассказывали детям сказку "Чванливый шаман". Дети сами, своим умозаключением, пришли к выводу, что труд делает человека сильным, спасает от многих бед. Они высказывали неприязнь к шаману, искренне порадовались за старика с белой бородой, который наказал шамана, обратив его в дятла и заставив добывать себе пищу. А для шамана - труд оказался самым тяжким наказанием, и он не выдерживает его. Когда в народе хотят подчеркнуть зазнайство какого-нибудь человека,говорят: "Чванлив, как шаман".Дети старшего дошкольного возраста делают вывод, что в труде человек приобретает свои лучшие качества.

Чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев, причин их успехов и неудач, драматизация сказок, выставки рисунков по мотивам сказок- все это речевая зарядка, это развитие мышления и воображения, это воспитание добрых чувств.

При работе над сказками, стараюсь опираться на такие мотивы духовного мира дошкольников, как:

-подведение детей к пониманию ценностей счастливой семейной жизни и покоя семьи;

-обсуждение поведения персонажей, их поступков, введение оценки " хорошо" и " плохо";

-обыгрывание эмоций героев;

-использование сказки, ка нравоучения;

-осознание детьми истоков, мотивов и результатов поведения персонажей по отношению к сверстникам в своей группе;

-традиционное и нетрадиционное рисование по мотивам сказок;

И все-таки, я считаю самым ценным при ознакомление со сказками, являются вопросы по воспитанию добрых чувств:

-Кто из героев тебе понравился больше всего?

-Одинаково ли твое отношение к тому или иному персонажу в начале,в середине, в конце сказки?

-Кому тебе больше всего хотелось помочь?

-Почему ты переживал за этого героя?

-Какой конец сказки придумал бы ты?

По содержанию хакасские сказки можно разделить на:

1) волшебные- в основе лежит народная мечта о победе разума и воли человека над стихийными силами природы (" Алтын- Арчол";

2) исторические предания-борьба племен пастухов- хакасов с монгольскими захватчиками( "Кунари");

3)сказки-анекдоты- высмеивания чванства и суеверия( " Чванливый шаман");

4)сатирические сказки-моральное и умственное превосходство бедняка- труженика над богатым( " Два брата");

5)сказки о животных;

6) топонимические легенды- о судьбах людей, об их борьбе, о реках, горах и озерах с именами.

Знакомя дошкольников с хакасскими сказками, стараюсь прививать чувство любви, гордости за хакасский народ,развиваю интерес к жизни предков, желание еще больше узнать об их жизни. Дети слушая сказку, сбрасывают беспокойство, агрессию, чувство вины, становятся мягче и добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Все это приводит к духовному обогащению мира дошкольников посредством хакасской сказки.

Публикации по теме:

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников». из опыта работы Акулинина Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ детский сад №25 «Троицкий» «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством.

Доклад из опыта работы «Партнерская деятельность взрослого с детьми в процессе исследования вещей и явлений окружающего мира» Китайская пословица глоссит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», на своем опыте я убедилась, что.

Из опыта работы: «Система работы по ФЭМП у детей старшей группы при ознакомлении их с предметами окружающего мира» Для эффективного решения задач по ФЭМП при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира мы используем следующие формы и методы.

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр» Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых.

Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки Организация работы по нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказки Нравственное воспитание рассматривается в программе.

Перспективный план (из опыта работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий») Сентябрь Тема: «Береги здоровье с детства» Задачи: - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. - Дать сведения.

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования» Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования.

Система работы по ФЭМП у детей при ознакомлении их с предметами и объектами окружающего мира (из опыта работы) Каждый дошкольник маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь детям сохранить.

Развитие речи детей посредством игр-драматизаций (из опыта работы) Развитие речи детей посредством игр — драматизации (из опыта работы) Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников Любой народ по-своему велик, Бесценен вклад его в наследство вековое. Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Обогащение духовного мира дошкольников посредством хакасской сказки (из опыта работы)
Опубликовано: 19 октября 2016 в 17:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение».
Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили такую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому языку в 4 классе по...
Фотоотчёт о занятии по лепке с детьми 5–6 лет на тему «Медведь»
Лепка является одним из самых любимых занятий детей. На тематической неделе «Дикие животные» предложила ребятам слепить бурого медведя. Сразу услышала от...
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...