МААМ-картинки

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста

Полина Демкина
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить : его значение или заключённый смысл.

Публикация «Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного, происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показ кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности.

И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Особенностью словаря дошкольника является то, что словарь детей дошкольного возраста значительно меньше по своему объёму по сравнению со словарём взрослых, так как опыт познания ребёнка и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем значительно уступает объёму знаний взрослого человека.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, пестушки, рассказы, сказки, повести, баллады дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки. Обогащение пассивного и активного словаря происходит в процессе наблюдения, бесед с взрослыми и сверстниками.

Следует приучать детей подчинять свои наблюдения определённой цели.

Репродукции картин русских и зарубежных художников – это важное средство эстетического и нравственного воспитания. При правильном его использовании можно значительно обогатить словарь детей дошкольного возраста.

Для обогащения словаря большой эффект имеют просмотр кинофильмов, телефильмов, видеофильмов, диафильмов и диапозитивов для детей.

Новые слова, которые дети узнают в процессе наблюдений, экскурсий, после просмотра телевизионных передач закрепляются в сознании и памяти детей благодаря индивидуальным и групповым беседам, играм и другим видам детской деятельности.

Взрослому необходимо создавать такие речевые ситуации, которые побуждают детей употреблять определённое слово, словосочетание и предложение. Взрослому необходимо стремиться не только к обогащению словаря детей, но и к его активизации, те есть к закреплению полученного детьми языкового материала в самостоятельной речевой деятельности.

Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.

Взрослым необходимо поощрять детей, когда они используют образные выражения, различные предложения, когда выражают своё отношение к различным событиям. Положительная оценка самостоятельного решения речевой задачи, даёт ребёнку уверенность в себе и в своих силах, что благоприятно влияет на его связную речь и особенно умственное развитие.

РЕКОМЕНДАЦИИ Е. И. ТИХЕЕВОЙ

К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕД С ДЕТЬМИ:

Не давать детям удаляться от главной темы

Неуклонно вести к конечным выводам.

Не прерывать детей без необходимости.

Относить замечания и поправки к концу.

Не требовать от детей полных ответов.

Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он лаконичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.

Не злоупотреблять вопросами, обходиться без них, если можно достигнуть той же цели, путём краткого указания, напоминания.

Побуждать детей задавать вопросы.

Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.

Вызывать соревнование и желание высказаться ясно и изыскано.

Родителям рекомендуется больше обращать внимание на развитие активности, самостоятельности их детей, задавать им больше вопросов и предлагать задания, которые ребёнок должен выполнить сам.

Публикации по теме:

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №9 р. п. Заречье, Смирнова Ольга Николаевна. Проект на тему: Формирование эмоционального.

Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств Аннотация. В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по развитию эмоционального словаря детей старшего дошкольного.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Консультация для педагогов «Игры на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста» Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Консультация для родителей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста» Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и.

Обогащение словаря по лексической теме «Весна». НОД в ОО «Речевое развитие» (старшая группа)Обогащение словаря по лексической теме «Весна». НОД в ОО «Речевое развитие» (старшая группа) Цель: обогащение словаря по лексической теме “Весна”. Задачи: 1. Закреплять знания о признаках весны; формировать умение образовывать.

Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Кидярова Екатерина.

Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической.

Презентация дидактических игр по развитию речи «Активизация и обогащение словаря детей» Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Семинар-практикум для родителей, имеющих детей-инвалидов «Развитие и обогащение словаря ребёнка» Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка" Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в до-машних.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2018 в 07:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД