Ольга Чалина
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР через совместную деятельность детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, возникают непонимание, неуверенность, конфликты. Особенно недопустимы такие ситуации в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Поэтому так необходимо тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Публикация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР через совместную деятельность детского сада и семьи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
У детей с ОНР нарушено или отстаё т от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Нарушения формирования лексики у этих детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Уже на этапе прихода ребёнка в группу компенсирующей направленности мы убеждаем родителей в том, что они не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелёгком деле преодоления речевого недоразвития детей. Родители должны знать, что чем большим запасом слов будет обладать ребёнок, тем богаче и выразительнее будет его речь, тем успешнее он будет в школе.
В работе с детьми нашей группы мы используем метод проектов, как средство обогащения словаря. Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию мышления, помогающий сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.
Каждую неделю с детьми изучается новая лексическая тема, и соответственно ведётся работа по уточнению, закреплению и обогащению их словарного запаса.
В проектах мы используем различные формы работы: интегрированные занятия («Наша дружная семья», «Откуда хлеб пришел?»); тематические выставки рисунков, поделок из бумаги и бросового материала («Осенние мотивы», «Город, который построим мы», «Автопарк» «Мастерская Деда Мороза»); фотовыставки («Наши питомцы», «Моя семья», «Никто не забыт…»); составление книг («100 рецептов из теста», «Земля в иллюминаторе», «Наряды для Саши и Маши»); мини-музей («Лошади»); развлечения («Новоселье», «Посиделки», «Все для милой мамочки»); спортивные праздники («Аты-баты, мы солдаты», «Мама, папа, я – спортивная семья»).
Родители являются непосредственными участниками проектов. Им сообщается, над какой темой работаем всю неделю. Предлагаем тематическую папку, которая поможет при выполнении домашних заданий, а также для обогащения словаря. Для поддержания интереса ребенка к данной теме предлагаем выполнить какую-либо творческую работу.
Например, работая над темой «Комнатные растения», ребята дома вместе с родителями выбирали какое-то комнатное растение, рисовали его или фотографировали и составляли описательный рассказ об этом растении. Затем в детском саду рассказывали своим друзья, как называется растение, какое оно, как за ним надо ухаживать. В результате была составлена книга «Зеленые друзья».
Работая над темой «Транспорт» организовали выставку «Автопарк». Детьми совместно с родителями были изготовлены бумажные модели автомобилей по готовым шаблонам. В ходе этой работы были закреплены названия частей автомобилей, их марка и назначение. В последствие дети использовали модели для игры «Город».
Перед тем как приступить к теме «Зимующие птицы», мы предложили родителям вместе с детьми создать книжку-малышку о какой-либо зимующей птице. На занятии дети с интересом показывали свои книжки и рассказывали о птицах, дополняли друг друга. Одновременно был организован конкурс «Столовая для птиц». Кормушки были развешаны на территории детского сада, ребята каждый день подкармливали птиц.
Таким образом, метод проектов построен на постоянном диалоге взрослого с детьми, ребенка со сверстниками. Исходя из нашего опыта работы, мы пришли к выводу, что взаимодействие семьи и детского сада по обогащению словаря дошкольников в процессе проектной деятельности является наиболее эффективным, что немаловажно для дальнейшего обучения в школе.