МААМ-картинки

Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста

Махалова Наталья Вадимировна
Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста

Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем на современном этапе. Сегодня – это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что именно в дошкольном возрасте приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируются основы будущего экономического мышления.

Публикация «Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тогда закономерно встает вопрос о том, когда начинать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании дошкольников?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста активно стала разрабатываться в 90-е годы. Появляются специальные исследования, книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста (И. Ф. Шведова, Т. Л. Попова, О. И. Меньшикова и др., статьи экономической направленности на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Миша», «Обруч» и др.

В настоящее время выделены некоторые подходы к определению задач и содержанию экономического воспитания старших дошкольников, разработаны авторами (А. Д Шатовой, Р. С. Лукьяновой, А. А. Смоленцевой и др.) программы по экономическому воспитанию. Педагоги- исследователи единодушны в том, что детям старшего дошкольного возраста доступно освоение таких экономических понятий как деньги, цена, бюджет, доход, расход, стоимость и др. Процесс купли- продажи, доход семьи – всё это вызывает интерес у современного ребёнка.

Проблема ознакомления дошкольников с мерами стоимости актуальна ещё и потому, что, с одной стороны, такая работа на ранних этапах обучения приблизит детей к жизни, даст основы для экономического воспитания. С другой стороны, ознакомление c мерами стоимости позволит углубить элементарные математические представления, в частности, представления о числе, его количественном составе, развить у детей навыки счета, понять функциональную зависимость между величинами (цена, количество, стоимость).

Функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Для измерения стоимости товара достаточно мысленно приравнять товар к деньгам, т. е. решить, сколько он может стоить.

Количественная оценка товара в деньгах называется ценой. Она определяется существенно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения - закон стоимости.

Хочется отметить, что в настоящее время значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. А для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

Однако, анализ практики показывает, что работа по экономическому воспитанию в ДОУ носит формальный ситуативный характер, проводится бессистемно. Недостаточно изученной остаётся идея интеграции, основанная на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); а в процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах-расходах, бюджете создаются проблемные ситуации, требующие применения и развития математических представлений и действий (подсчета доходов и трат; сравнения и измерения величин и т. п.) .

Проблема заключается в том, чтобы выявить эффективные условия, способствующие формированию представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста. Это можно достичь путем интеграции математического и экономического содержания. И этот подход сегодня приобретает особую значимость в связи с реализацией ФГОС дошкольного образования.

Однако, проблема взаимосвязи математического и экономического развития детей остаётся недостаточно изученной. Мы можем назвать лишь исследования Д. С. Чеснаускене, Е. И. Тархановой. Но это работы 80-90-ых годов ХХ века. Внимание же современных исследователей (А. Д. Шатовой, Е. А. Курак, И. А. Сасовой и др.) в большей степени направлено на изучение взаимосвязи экономического воспитания с трудовым и нравственным.

Следовательно, возникает противоречие, которое заключается в том, что на современном этапе обучения и воспитания большое внимание уделяется вопросам экономики, но с другой стороны, мы видим неспособность педагогов эффективно организовать процесс математического и экономического развития дошкольников.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Краткий словарь экономических терминов для детей дошкольного возрастаКраткий словарь экономических терминов для детей дошкольного возраста Краткий словарь экономических терминов для детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2021 в 16:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД