Махалова Наталья Вадимировна
Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем на современном этапе. Сегодня – это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что именно в дошкольном возрасте приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных экономических явлениях, формируются основы будущего экономического мышления.
Публикация «Обогащение экономических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тогда закономерно встает вопрос о том, когда начинать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании дошкольников?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Проблема экономического воспитания детей дошкольного возраста активно стала разрабатываться в 90-е годы. Появляются специальные исследования, книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста (И. Ф. Шведова, Т. Л. Попова, О. И. Меньшикова и др., статьи экономической направленности на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Миша», «Обруч» и др.
В настоящее время выделены некоторые подходы к определению задач и содержанию экономического воспитания старших дошкольников, разработаны авторами (А. Д Шатовой, Р. С. Лукьяновой, А. А. Смоленцевой и др.) программы по экономическому воспитанию. Педагоги- исследователи единодушны в том, что детям старшего дошкольного возраста доступно освоение таких экономических понятий как деньги, цена, бюджет, доход, расход, стоимость и др. Процесс купли- продажи, доход семьи – всё это вызывает интерес у современного ребёнка.
Проблема ознакомления дошкольников с мерами стоимости актуальна ещё и потому, что, с одной стороны, такая работа на ранних этапах обучения приблизит детей к жизни, даст основы для экономического воспитания. С другой стороны, ознакомление c мерами стоимости позволит углубить элементарные математические представления, в частности, представления о числе, его количественном составе, развить у детей навыки счета, понять функциональную зависимость между величинами (цена, количество, стоимость).
Функция денег заключается в измерении стоимости товаров путем установления цен. Для измерения стоимости товара достаточно мысленно приравнять товар к деньгам, т. е. решить, сколько он может стоить.
Количественная оценка товара в деньгах называется ценой. Она определяется существенно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения - закон стоимости.
Хочется отметить, что в настоящее время значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. А для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Однако, анализ практики показывает, что работа по экономическому воспитанию в ДОУ носит формальный ситуативный характер, проводится бессистемно. Недостаточно изученной остаётся идея интеграции, основанная на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); а в процессе освоения дошкольниками представлений о ресурсах, доходах-расходах, бюджете создаются проблемные ситуации, требующие применения и развития математических представлений и действий (подсчета доходов и трат; сравнения и измерения величин и т. п.) .
Проблема заключается в том, чтобы выявить эффективные условия, способствующие формированию представлений о мерах стоимости у детей старшего дошкольного возраста. Это можно достичь путем интеграции математического и экономического содержания. И этот подход сегодня приобретает особую значимость в связи с реализацией ФГОС дошкольного образования.
Однако, проблема взаимосвязи математического и экономического развития детей остаётся недостаточно изученной. Мы можем назвать лишь исследования Д. С. Чеснаускене, Е. И. Тархановой. Но это работы 80-90-ых годов ХХ века. Внимание же современных исследователей (А. Д. Шатовой, Е. А. Курак, И. А. Сасовой и др.) в большей степени направлено на изучение взаимосвязи экономического воспитания с трудовым и нравственным.
Следовательно, возникает противоречие, которое заключается в том, что на современном этапе обучения и воспитания большое внимание уделяется вопросам экономики, но с другой стороны, мы видим неспособность педагогов эффективно организовать процесс математического и экономического развития дошкольников.