Фатима Женетль
Образовательная деятельность в старшей группе «Знакомство с адыгейским сыром»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в старшей группе
по теме: «Знакомство с адыгейским сыром»
Ст. воспитатель - Женетль Ф. А.
Муз. руководители - Чуяко С. М.
Женетль Л. М.
Цель: формирование у детей представления о традициях, национальной самобытности адыгского народа через знакомство с национальной кухней.
Воспитательные и образовательные задачи :
• Вызвать интерес у детей к истории и культуре адыгского народа;
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе „Знакомство с адыгейским сыром“» размещена в разделах
• Расширить представления дошкольников о предметах быта;
• Познакомить с названиями различных блюд национальной кухни, обогащать словарный запас детей;
• Воспитывать навыки культуры общения: доброжелательность, гостеприимство, вежливость.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.
Звучит адыгейская музыка.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости! Мы очень рады нашей встрече с вами! (Шъуимафэш1у тихьэк1э лъап1эхэ)
Воспитатель: Проходите ребята! (Шъукъеблагъ к1элэц1ык1ухэр)
(Дети заходят в музыкальный зал, приветствуют гостей)
Дети: Шъуимафэш1ух, шъукъеблагъ!
Воспитатель: Дети приветствуют вас словами «Добрый день» «Добро пожаловать»
1-ый ребенок
Адыгея – Родина моя!
Уголок страны привольной нашей.
Глянешь вся в цвету твоя земля,
Кажется, что нет на свете краше.
2-й ребё нок:
Тихъэгъэгу к1асэу тигупсэр.
Адыгэ ч1ыгушъ терэ1!
Зы бын унагъоу лъэпкъыбэр,
Щызэгуры1оу щэрэ1!
Воспитатель: Ребята присаживайтесь пожалуйста. (К1элэц1ык1ухэ шъукъэт1ысых)
(Звучит музыка, входит бабушка (нанэ, подходит к корове)
Бабушка: Иду, иду, моя хорошая, моя Зоренька. (Сыкъак1о, сыкъак1о си Зоренька)
(инсценировка -бабушка доит корову)
Бабушка: Зоренька дала нам молоко, из него я сделаю вкуснейший сыр (къуае) и приготовлю вам чебуреки с сыром
(щэлэмэхьалыжъу). (Зоренькэ щэ къысфихьыгъ. Сэ къуае исхынышъ, щэлямэхэ згъэжъэщт)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об адыгейской кухне. Какие вы знаете адыгейские блюда? (К1элэц1ык1ухэ, непэ тызэрыгущы1этэ адыгэ шхынхэр ары. Сыд фэдэ адыгэ шхына шъо шъуш1эхэрэ)
( ответы детей: щыпс, п1астэ, къояжъ, лылыбжь, къундысыу, хьатыкъ
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! Вы назвали много блюд из нашей национальной кухни. А сейчас мы поговорим об очень полезном и вкусном продукте – адыгейском сыре (къуае). (Тэрэз к1элэц1ык1ухэр, аферэм. Джы адыгэ къуаем тырыгущы1эщт. Зы пычыгъоц1ык1у шъуезгъэплъы сшъу1эигъу. Нахь благъэу шъукъысэк1ул1 к1элэц1ык1ухэ.
Прошу внимания на экран. Видео про сыр
Воспитатель: Итак, ребята из чего готовят адыгейский сыр? (Сыдым хаш1ык1ыра адыгэ къуаер)
Дети: Из молока! (щэ)
Воспитатель: Правильно из молока (щэ). (Тэрэз. Щэ. Аферэм)
Ребята подойдите ко мне поближе.
Воспитатель: Сыр получают из молока при помощи добавления сыворотки (къоепс). Затем его укладывают в плетенную корзину, которая называется «бжъалъэ». Бжъалъэ придает сыру красивую округлую форму с узорами. Сыр очень полезный, экологически чистый продукт. В нем содержится много витаминов и полезных веществ, которые укрепляют здоровье человека. Сыр бывает свежим, копченым и сушенным. В старину копченый и сушенный сыр брали в дорогу, он в этом виде хранится очень долго. А из свежего сыра готовят множество вкуснейших блюд. (Адыгэ къуаер щэм хашъ1ык1ы, щэу къажъорэм къоепс хак1эшъ къуае къырехы. Мыщ фэдэ бжъалъэм ралъхьэшъ къуаер рахы. Къуаер ц1ынэуи ык1и гъэгъугъэуи ашхы. Къое гъэгъугъэр гъогу чыжьэ техьэрэм дештэ. Къое ц1ынэм сыд хаш1ык1ырэр, хэты къыси1ощт?
Воспитатель: На столе лежат блюда приготовленные из адыгейского сыра. Назовите эти блюда. (показываю)
Дети: къуае, къояжъ, щэлэмэхьалыжъу, къоехьалыжъу, хьалыжъожъый, гуубат.
Воспитатель: В честь этого замечательного полезного продукта - в нашей Республике проводится ежегодный фестиваль адыгейского сыра. (Адыгэ къуаем мэфэ хэхыгъэ и1. А мафэр тикъэралыгъо гъэ къэс хегъэунэфык1ы. Джащ щыщ пычыгъо къышъозгъэлъэгъу сш1оигъу.)
Прошу внимания на экран: Видео фестиваля
Воспитатель: Адыгейский сыр славится не только в Адыгее и России, но и во многих зарубежных странах. (Адыгэ къуаем и1эшъугъэ тикъэралыгъо закъоп зыш1эрэ, фэшъхьаф къэратыгъоми аш1э)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнали очень много интересного, когда придете домой поделитесь этой информацией со своими родителями.
Воспитатель: Какой информацией вы поделитесь со своими родителями? Что вы нового узнали сегодня?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие вы все умненькие, как вы много знаете! Подходит к концу наша встреча.
Воспитатель: Адыги прощаясь говорят «Хъярк1э». Это означает «Счастливого пути, до новой встречи»! Хъярк1э!