Роза Комогорцева
Конспект занятия по познавательному развитию «Загадки морского царя»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст
образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: Загадки морского царя.
(Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)
Цель: Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Загадки морского царя“» размещена в разделах
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
1. Учить детей через опыты, эксперименты находить ответы на вопросы, давать объяснение, самостоятельно делать выводы. Продолжать знакомить детей с морем, его особенностями и обитателями.
2. Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
3. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к миру природы
Оборудование.
Письмо от морского царя; карточки – схемы с заданиями; стаканчики с соленой водой, емкости с водой для проведения опытов (по количеству детей); яйцо; плоскостные рыбки для игры «Поймай рыбку»; карточки с изображением различных предметов для игры «Найди общее»; технические средства: запись - «Шум моря»; запись музыки; компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Море и морские обитатели»; костюм морского царя; подарки для детей (ракушки, раскраска).
Ход
1 этап. Вводно-мотивационный.
Воспитатель приветствует ребят.
Ребята у меня для вас письмо от морского царя. Он приглашает вас к себе в гости в морские глубины и просит помочь ему разгадать морские загадки.
Для этого он дает нам карточки- схемы. Посмотрите на карточки. Нам нужно узнать, чем дышат рыбы в воде? Почему в море легче плавать, чем в реке? И зачем рыбке чешуя?
Итак, вы согласны разгадать эти загадки?
Тогда в путь.
Операционно-содержательный этап.
Поможет нам быстро и весело добраться до моря веселый ручеек. Давайте возьмемся за руки и с веселым ручейком в гости к морю поплывем. Ручеек стал извилистым (ходьба змейкой).
Вот и море близко - песочек жжет пяточки, камешки колют ножки (на носочках). Чайки кружат над водою. Остановились вот и море – бушует, шумит на просторе (на слайдах море, изображение сопровождается шумом моря, плеском волн).
Ребята посмотрите на море. Какое оно? (большое, синее, бушующее, глубокое, и тд). Послушайте шум моря.
Посмотрите,
В море высокая ходит волна
Верх до небес и вниз до дна. Покажем, как поднимаются и опускаются волны.
Давайте попробуем морскую воду и сравним с обычной водой. Какая она на вкус?
- Соленая. Потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.
Что еще мы можем сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, жидкая и тд). А почему же вода в море кажется синей. Потому что море очень глубокое. В глубине вода кажется темной.
Вы не забыли, зачем мы сюда пришли? Давайте с вами отправимся на подводном корабле в глубь моря. На этом корабле у нас есть подводная лаборатория. Итак, займите свои места. Закройте глаза.
Раз, два, три все замрем, в мир подводный попадем. Ну, что ж ребята вы готовы разгадать все загадки и тайны моря?
Какая же у нас загадка под №1 - чем дышат рыбы и морские животные в воде? А что нам нужно чтобы дышать? – Воздух. По - другому его еще называют – кислород.
Давайте посмотрим в окно нашего подводного корабля. Посмотрите, как богат подводный мир. Кого мы здесь видим? (Рыбы, акулы, крабы, морские коньки, осьминоги, медузы). А каких рыб еще вы знаете? Ребята, а они живые? А чем же они дышат в воде? Давайте узнаем, есть ли в воде воздух.
Опыт с водой. Посмотрите на воду в ваших баночках. Что вы видите на стенках банки. Пузырьки. Это и есть воздух. Помешаем ложечкой воду. Пузырьки снимаются с места, начинают кружиться, постепенно поднимаются кверху и исчезают. Так есть в воде воздух?
Мы выяснили, что в воде есть воздух (или кислород). А как же дышат рыбки? Все очень просто, ведь у каждой рыбки есть пара таких органов, как жабры, с помощью которых рыбки дышат под водой.
Итог: Рыбы дышат воздухом, который находится в воде.
А теперь загадка №2.
Что нам нужно узнать. Почему в море плавать легче, чем в реке. Почему даже огромные тяжелые корабли в море не тонут?
Опыт с соленой водой и яйцом.
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с обычной водой (такой как в реке) - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Ребята, а чем покрыто тело рыб? Чешуей. А зачем рыбке чешуя?
Она защищает рыб от повреждений, придает телу упругость, обеспечивает рыбе большую скорость движения. А еще по чешуе можно узнать сколько рыбке лет.
Мы знаем, что чтобы узнать, сколько дереву лет нужно посчитать на его спиле годовые кольца. Сколько колец – столько дереву лет. А чтобы узнать, сколько рыбе лет нужно посчитать белые полоски на чешуе. Давайте посчитаем и определим.
Ну, что ж и эту загадку вы разгадали. А теперь давайте поиграем. Игра «Поймай рыбку».
В голубой водице
Плывет рыбок вереница.
Кто не поймает - из игры выбывает.
Музыка. Появляется Морской царь.
Я повелитель всех морей. Я царь морской.
Взмахну рукой, и провожу своих друзей в чудесный мир морской.
Здравствуйте ребята. Все загадки мои разгадали?
Да все. - а что вы узнали?
Ребята, я приглашаю вас искупаться в море. Но выйти из лаборатории может только тот, кто выполнит задание (воспитатель раздает карточки с предметами и дает задание - сказать, чем данный предмет похож на рыб. (показ картинки). Ребенок должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, яйцо, имеет овальную форму как у тела рыб, у некоторых рыб тело такое же гладкое как яйцо.
После этого ребенок выходит и помещает карточку на доску, в игру вступает следующий участник.
Затем морской царь предлагает поплавать в море. Дети под музыку выполняют движения пловцов.
Царь. Ну а теперь, ребята мне пора по делам, спасибо вам за помощь и примите от меня подарки морские. До свидания, ребята.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель. Ребята, и нам пора возвращаться. Займите свои места в нашем корабле. Ребята, вам понравилось наше путешествие. Что нового вы узнали? Ребята, а как вы думаете, что бы все люди радовались красоте морей и рек, что нужно делать нам людям. Нужно беречь. Как? (не загрязнять, не убивать морских обитателей).
А теперь, ребята, закрыли глаза. «Раз, два, три, все замрем и на берег попадем».
Ну, вот ребята мы и дома. Мы совершили интересное путешествие, разгадали все загадки. На память о нашей встрече хочу подарить вам кусочек моря и рыбок, которые вы раскрасите сами.