Образовательный проект «Адаптированная Монтессори-среда в группе раннего возраста»

Галина Максименко
Образовательный проект «Адаптированная Монтессори-среда в группе раннего возраста»

1. Название: «Адаптированная Монтессори – среда в группе раннего возраста».

2. Тип проекта, продолжительность: познавательно – исследовательский, долгосрочный (июль - май,

3. Участники проекта: воспитатели группы, дети 2-3 лет и их родители.

4. Актуальность.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

«Главной целью педагогики М. Монтессори стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющий находить в нем свое место. Формирование этих качеств - происходит в раннем детстве. Большое значение М.» (К. Сумнительный).

Ранний возраст это как раз тот период, когда основной упор делается на сенсорное развитие, без которого не может быть нормального формирование умственных способностей ребёнка. Он важен для совершенствования деятельности органов чувств, формирования представлений об окружающем мире, выявление творческих способностей ребенка. Дети раннего возраста очень восприимчивы и открыты для общения. Для них интересно буквально все, любая мелочь, которая для взрослого человека не представляет никакого интереса. Мозг малыша впитывает любую информацию, в огромном объеме. Ребенку интересен сам процесс, а не результат. Различные движения, особенно если они связанны с работой мелкой и крупной моторики пальцев рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

Методика Монтессори как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС. Идеи Монтессори просты и в тоже время гениальны. Используя их, мы тем самым косвенно подготавливаем руку к письму. Игровые упражнения по этой методике никогда не приедаются, не надоедают и не заканчиваются. Они просты в использовании, организовать их можно при помощи самых обыкновенных предметов, находящихся буквально под рукой. И хотя методика Монтессори была разработана для детей с трудностями в развитии, но она дает фантастические результаты и в работе с обычными детьми. Мы убедились в этом на собственном опыте. Игры и игровые упражнения по этой методе обучают малыша тем навыкам, которые помогут им в будущем лучше ориентироваться в жизни. Эти малыши более самостоятельны, у них развита речь, логическое мышление, они лучше социализированы к жизни.

Актуальность внедрения данной методики в детском саду, особенно в раннем возрасте, колоссальна. Используя эту методу, мы учим малышей быть самостоятельными, видеть и исправлять свои ошибки. Казалось бы, что может быть сложного в том, что бы взять поднос с необходимой атрибутикой, перенести его на стол, убрать свое рабочее место. Это для нас, взрослых, не представляет особого труда, а малыш испытывает определенные трудности. Именно в раннем возрасте ребенок активно впитывает свое окружение через развитие чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. В малыше с рождения заложен инстинкт к саморазвитию и способности к реализации. По мнению

М. Монтессори, для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирает сам ребенок, а не взрослый. Малыш, который в раннем детстве научился выполнять мелкие движения ручками, отличается от своих сверстников в умственном развитии.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

• Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира путем погружения в развивающую Монтессори - среду.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

На уровне детей:

• Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.

• Развивать сенсорное восприятие мира: цвет, форма, величина и другие свойства предметов.

• Формировать слуховое и зрительное восприятие (музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т. д., расширять представление о разнообразии окружающего мира (домашние животные и дикие звери, фрукты, овощи и т. д.)

• Развивать и расширять словарный запас детей.

• Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.

Для педагогов:

• Повысить педагогическую компетентность путем изучения методической литературы, посещения семинаров – практикумов в ходе реализации проектной деятельности

• Пополнять предметно – развивающую среду новыми дидактическими играми и пособиями, привлечь к изготовлению дидактического материала родителей.

Подобрать наглядно - информационный материал по данной теме;

• Подготовить памятки для родителей.

• Формировать сближение в общении с родителями.

Для родителей:

• Познакомить родителей с методикой М. Монтессори, использованием ее в домашних условиях.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

«Помоги мне это сделать самому», «Пальчиковые игры».

Семинар – практикум:

«В стране Монтессории».

Памятки:

«Развитие мелкой моторики в быту», «Мокрые ладошки – песочные дорожки».

Беседы:

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём геометрические пирамидки», «Изготовим настольные модули», «Соберём крышки», «Шьем фартуки», изготовление песочного короба.

Приобретение:

Подносов, контейнеров больших и малых для хранения сыпучих материалов (манная, гречневая крупы, окрашенная вермишель, бобовые и т. д., ложек, венчиков, щипцов, прищепок и т. д. Приобретение кинетического песка.

Методика:

использование дидактического, природного и подручного материалов, пособий; дидактические, подвижные, словесные игры.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

Этапы реализации проекта:

• 1. Подготовительный этап. Июль – октябрь 2015 г.

• Проведение анкетирования родителей.

• Изучение литературы по теме проекта.

• Разработка перспективного плана работы по методике М. Монтессори.

• Разработка программы и перспективного плана студии развития «Малышок».

• Изготовление практического материала: дидактические игры, развивающие пособия («Календарь природы», «Развивающий коврик», сенсорная юбка).

• Оформление родительского уголка, изготовление памяток для родителей, подготовка семинара – практикума, консультаций.

2. Основной этап. Октябрь 2015г. - май 2016 г.

Сроки Мероприятие Цель

Октябрь Д/пос. «Дидактическая юбка», настольные модули, игры с кинетическим песком.

«Фонарик», «Свеча». Развивать тактильное и сенсорное восприятие.

Снять эмоциональное напряжение (адаптация)

Формирование представлений о свете и темноте (зрительное восприятие).

Развитие словаря (темно – светло)

Ноябрь Игры с водой:

«Переливаем» (из одного сосуда в другой, половником, губкой, ложкой)

«Мельница», «Волшебная

водичка» Познакомить со свойствами жидкости (течёт, вращает колесо, перекрашивается)

Знакомство с цветом

Декабрь «Геометрические фигуры», «Окошки»

«Разложи по корзинкам» (фрукты, овощи)

«Кто в домике живет?»

«Это носик, это хвостик»» (части тела)

Знакомить с геометрическими фигурами (плоские формы)

Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения.

Расширять словарный запас, формировать представление о животных и характерных частях тела их.

Январь «Цветочная полянка»

«Веселый паровоз»

«Собери цветы»

«Кто где живет?»

Опыт со снегом Развивать цветовое восприятие; учить ориентироваться не только на образец, но на словесное указание. Развивать умение классифицировать предметы по категориям.

Познакомить со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды.

Февраль Игры детей с крышками, бигудями, массажными мячиками, счетными палочками.

«Протолкни»,

«Найди крышку»

«Чудесный мешочек»

«Золушка»

«Построй заборчик, выложи дорожку» Развивать тактильные ощущения, речь, формировать словарь детей. Развивать сенсорную координацию рук.

Март «Парочки», «Лото», «Предмет – картинка»,

Д/пос. «Календарь природы» Развивать речь, пополнять словарный запас детей, учит говорить целостными предложениями, формировать представления о сезонных изменениях в природе, развивать логическое мышление.

Апрель Игры с песком:

«Пересыпание» (рукой, из чашки в чашку, ложкой, через воронку»

«Сокровища» «Рисование по крупе (песку в песочном коробе) Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Развивать тактильные и зрительные ощущения, речь, фантазию.

Май Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»

Р /пос. «Развивающий коврик»

«Накрываем на стол», «Помоем посуду»

«Громко – тихо», «Угадай, где звенит», «Угадай, что звучит» Развивать мелкую моторику пальцев рук, продолжать знакомить с окружающим миром, продолжать формировать цветовое восприятие, развивать социально – коммуникативные качества. Развивать навыки самообслуживания. Формировать слуховое восприятие.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

• Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

• У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

• Сформировано зрительное и слуховое восприятие (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т. д.).

• Расширен и активизирован словарный запас детей.

• Расширены представления о разнообразии окружающего мира.

• Родители принимают активное участие в совместной работе с педагогом по данной теме.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. «Детский сад по системе Монтессори» методические рекомендации для педагогов от 0 до 3 лет, Изд. «Национальное образование», г. Москва, 2016 г.

2. Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы».– Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011;

3. «Как помочь ребенку построить себя» беседы о педагогике Монтессори. К. Сумнительный издательство «Синее яблоко», 1996 г.

4. «Упражнение с Монтессори – материалом. Школа матерей» Издательств Педагогический центр «Эксперемент» Рига – Москва, 1998 г.

5. «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста»,

Н. В. Зеленцова – Пешкова издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,

г. Санкт – Петербург, 2015 год.

6. «Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори». Методическое пособие. Е. А Дивина, издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», г. Санкт – Петербург, 2013 год.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развивающая предметно-пространственная среда в первой группе раннего возраста»Фотоотчет «Развивающая предметно-пространственная среда в первой группе раннего возраста» Каждое утро в домах загорается свет. Взрослые и дети собираются на работу. Мамы, папы, бабушки и дедушки ищут для себя работу по душе, а.

Фотоотчёт по предметно-развивающей среда в группе раннего возрастаФотоотчёт по предметно-развивающей среда в группе раннего возраста Предметно-развивающая среда является одним из условий успешного образовательного процесса в детском саду. Главными условием эффективной организации.

Образовательный проект для детей раннего возраста «Научимся играть»Образовательный проект для детей раннего возраста «Научимся играть» Тема проекта: «Научимся играть» Вид проекта: информационно - игровой Продолжительность проекта: краткосрочный (3недели). Участники проекта:дети.

Образовательный проект с детьми раннего возраста в области познавательного развития «Бусы для снеговика» Актуальность Познавательная активность у маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая.

Образовательный проект в старшей группе «Дружбой крепкой дорожим»Образовательный проект в старшей группе «Дружбой крепкой дорожим» Образовательный проект в старшей группе "Дружбой крепкой дорожим" Тема проекта: «Дружбой крепкой дорожим» Задачи проекта: развивать.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста. Форма работы с дошкольниками — играПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста. Форма работы с дошкольниками — игра Понятие предметно-развивающая среда определяется как"система материальных объектов деятельности ребёнка,функционально моделирующая содержание.

Проект «Доступная среда» развивающей предметно пространственной среды в группе раннего развития Тип проекта: практико-ориентированный Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Масштаб: 2 года Актуальность: на сегодняшний день,.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста.Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста. .

Развивающая предметно-пространственная среда в педагогике Монтессори № слайда текст 1 Основой всех познавательных процессов Мария Монтессори считала восприятие. Интеллектуальное развитие начинается с умения.

Развивающая среда в группе раннего возрастаРазвивающая среда в группе раннего возраста Наша развивающая среда соответствует требованиям ФГОС. Наши малышки очень любятДидактические столы Играем с песком и фасолью. Что может.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Образовательный проект «Адаптированная Монтессори-среда в группе раннего возраста»
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 20:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Книжный уголок в средней группе
Автор: Левашова Наталья Геннадьевна Здорово, когда ребёнок ещё с дошкольного детства подружился с книгой. Книги — лучшие друзья ребёнка! Все...
Проект «В гостях у сказки»
Актуальность проекта В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество...
Фотоотчёт «Утренняя гимнастика» с родителями
В апреле месяце, в нашем детском саду прошла интересная и весёлая утренняя гимнастика, с мамами и папами нашей группы. Эта гимнастика была...