МААМ-картинки

Образовательный проект «В стране гласных звуков и букв» (4 фото)

Салова Светлана
Образовательный проект «В стране гласных звуков и букв»

Образовательный проект «В стране гласных звуков и букв»
Фото «В стране гласных звуков и букв»
Образовательный проект - фото
Фото №1 Проекты Гласные звуки Обучение грамоте

Автор проекта : Салова Светлана Ивановна, учитель-логопед

Возрастная группа: подготовительная группа - группа коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вид проекта : Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель)

Публикация «Образовательный проект „В стране гласных звуков и букв“» размещена в разделах

Тема: «В стране гласных звуков и букв»

Форма итогового мероприятия: Выпуск книжки-самоделки «В стране гласных звуков и букв»

Участники проекта :

1. Учитель –логопед

2. Воспитатели коррекционной группы.

3. Воспитанники группы с общим недоразвитием 3 уровня.

4. Родители

Актуальность проекта : Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Цель проекта : развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка,

Задачи:

1. Закреплять знания детей о гласных звуках, особенности их артикуляции, сформировать понятие о символе звука.

2. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание; закреплять навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение.

4. Повышать коммуникативные, творческие способности детей.

5. Повышать заинтересованность, активность, творческого участия родителей в жизни своих детей, укреплять сотрудничество педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

6. Повышать компетентность родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта :

1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи. Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составленме плана основного этапа 1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы» (по результатам диагностики.

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

2. Этап: Практический (4 недели)

Задачи. Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков. 1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятия.

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

8. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

3. Этап: Заключительный (1 неделя)

Задачи. Мероприятия.

1. Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта

1. Викторина «В стране гласных звуков»

2. Создание логопедом методических пособий «Весёлые гласные звуки и буквы» для родителей и воспитателей.

3. Выпуск книжки-самоделки «В стране гласных звуков и букв», с активным участием детей и родителей.

Практическая значимость проекта :

1. Обогащение предметно-развивающей среды:

-иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

-обновленными зрительные символы гласных звуков;

-дидактическими играми: «Интересные гласные» ( Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Подбери домик» ( Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» ( Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» ( Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» ( Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки, «Следы» Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

1. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.

2. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки, названия которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про гласных девочек.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.

Приложение 1

Консультация для педагогов:

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…. 3

Часть 1. Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»…. 4

Часть 2. Направления логопедической работы по развитию

фонематического слуха у детей…. 5

Часть 3. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха…. 7

Заключение…. ….11

Список использованных источников…. 12

ВВЕДЕНИЕ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического слуха.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается неполноценность развития слухового внимания: неустойчивость, быстрая истощаемость, трудности включения, переключения и распределения внимания; нарушение произвольного внимания: дети не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно искажённое восприятие чужой и своей речи. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У многих из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Часть 1. Понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»

В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и

выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.

Даниил Борисович Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

• узнавать наличие данного звука в слове;

• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем;

• различать слова, отличающиеся только одной фонемой.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова :

1) определение наличия или отсутствия звуков в слове;

2) местоположение звуков в слове;

3) определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Часть 2. Направления логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей

При общем недоразвитии речи одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух.

Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н. А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов.

1 этап – узнавание неречевых звуков. Цели: 1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки;

2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Цель: 1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. Цель: 1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов. Цель: 1) учить детей различать слоги.

5 этап – дифференциация фонем. Цель: 1) учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Цели: 1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа;

2) формирование у детей навыков слогового анализа.

Часть 3. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха

1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

Игра «Покажи, что звучит».

Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

Игра «Самый внимательный».

По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко, прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

Игра «Близко — далеко».

Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

Игра «Коробочки гремят».

Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

Игра «Покажи звук».

Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена ко-роткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, пер-воначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровож-дающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий»«низкий» звук, «звучит высоко»«звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т. п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

Определение количества звучаний и звучащих предметов осу-ществляется в процессе подсчета:

— последовательных однородных сигналов;

— последовательных контрастных сигналов;

— предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;

— предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

Сначала используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т. п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

Игра «Один — два».

Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

Игра «Иди за звуком».

Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей — в разных местах кабинета, в руках у них раз-нообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т. д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

3 этап. Игры, способствующие умению различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра "Правильно - неправильно".

Логопед показывает детям картинку и чётко называет изображение : «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Игра «Исправь ошибки».

Логопед предлагает детям найти ошибки и исправить их.

Можно использовать двустишия со словами - паронимами.

В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

4 этап. Дифференциация слогов.

Игра «Короткие и длинные слова».

Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки : свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап. Дифференциация фонем.

На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.

Игра "Угадай-ка". Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: " Волк воет: у-у-у", " Девочка плачет: а-а-а", " Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков (по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопроизношению и по обучению грамоте, некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники с общим недоразвитием речи научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Логопедия. Учебник под ред. Волковой Л. С. – М. : Владос, 2008.

2. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, СПб. : «Паритет», 2003.

3. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М. : «Генезис», 2005.

4. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии», М. : «Просвещение», 1989.

5. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М. : «Институт практической психологии», 1997.

6. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М. : «Академия», 2003.

7. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : «ДИТГИЗ»,2008.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Образовательный проект «Осенние фантазии»Образовательный проект «Осенние фантазии» Разработала и провела: воспитатель Афанасьева Елена Петровна Вид проекта: Творческий. Возраст детей: средняя группа (4-5 года). Участники.

Образовательный проект «Поиграем, пошумим» Образовательный проект «Поиграем, пошумим» Автор проекта: Терентьева Наталья Николаевна – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №.

Образовательный проект «В гостях у сказки»Образовательный проект «В гостях у сказки» Проект по театрализованной деятельности во 2-ой мл. гр. на тему:«В гостях у сказки» Автор проекта: воспитатель Афанасьева. Е. П. Вид проекта:.

Образовательный проект «Жизнь растений»Образовательный проект «Жизнь растений» Образовательный проект «Жизнь растений»разработан творческой группой дошкольного учреждения. Вид образовательного проекта: познавательный.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «В стране гласных звуков и букв»
Опубликовано: 30 августа 2023 в 22:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД