Образовательный проект «Знакомство детей с историей казачества Южного Урала»

Светлана Кислицына
Образовательный проект «Знакомство детей с историей казачества Южного Урала»

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли»

Н. Смирнов.

Актуальность.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

«Родной край, его история, - писал академик Д. С. Лихачёв, - основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину,

необходимо с детства научить ребёнка любить свой край, где он родился и вырос, познакомить с историей культурными традициями своего народа, привить любовь к народному творчеству.

Городу Южноуральску в 2018 году исполняется 55 лет, но летопись свою город ведёт с того времени, когда была заложена Нижнеувельская казачья крепость. То есть у истоков стояли казаки. Возникает вопрос: знают ли наши дети кто такие казаки, историю и культуру уральского казачества?

Анализ опроса детей показал, что они имеют низкий уровень представлений о родном крае, у них не сформированы представления о традициях и быте уральского казачества. Теряется связь поколений, теряются корни.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан

проект на тему: «Приобщение дошкольников к культуре казаков Южного

Урала».

Новизна проекта: Реализация образовательной программы ДО «Наш дом – Южный Урал» через ознакомление детей подготовительной группы с историей и культурой уральского казачества. Воплощение полученных впечатлений и патриотических чувств, в танце.

Цель проекта: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, через знакомство с историей родного края, историей казачества Южного Урала.

Задачи проекта:

• Формировать представление детей об истории возникновения уральского казачества, обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

• Познакомить с традициями и обычаями уральских казаков.

• Воспитание нравственных, патриотических качеств ребёнка, используя региональный компонент. Воспитание гордости за свой народ, формирование уважения к традициям и обычаям края.

Участники проекта: дети подготовительной группы (12 человек, музыкальный руководитель, родители, педагоги.

Тип проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).

План осуществления проекта:

• определить уровень представлений детей о традициях и быте

уральского казачества (модель трёх вопросов);

• изучение и анализ литературы по данной теме;

• вводное занятие «Наш дом - Южный Урал»;

•ознакомление с историей, культурой, бытом, традициями казачества;

• разучивание танца;

• пошив костюмов для танца казаков с привлечением родителей и педагогов;

• выступление на фестивале детского музыкального творчества «Домисолька».

Принципы построения педагогического процесса:

• Сотрудничество;

• Создание ситуации успеха;

• Игрового познания;

• Возможности самовыражения.

Ресурсы:

• Методическая литература.

• Интернет ресурсы.

• Развивающая среда. (иллюстрации, слайд-презентация, видео материал, музыкальный материал)

Содержание работы.

Беседа с детьми с использованием модели трёх вопросов.

Что мы знаем о казаках? Кто такие казаки?

Матвей – «Которые не по-русски разговаривают»

Данил – «Это английские люди, из другой страны»

Захар – «Он железяки всякие делает»

Саша – «У меня папа казак, он из Кичигино приехал. Мне мама сказала»

Данил – «У них шляпа полукругом вытянутая вверх»

Артём – «У них военная одежда зелёного цвета»

Вика – «Они в палатках живут»

Матвей – «Неет, у них дома из веточек сделаны»

Что бы мы хотели узнать о казаках?

Данил – «Какое у них оружие»

Вика – «На каком они языке говорят»

Аня – «Почему называются так – казаки»

Артём – «Какую одежду носят»

Матвей – «Из чего у них дома»

Саша – «Из чего они пьют и едят»

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Вика – «Надо всё увидеть на картинках»

Матвей – «В телевизоре»

Артём – «В интернете посмотреть, в сайте»

Захар – «В кино сходить про казаков»

Саша – «Спросить у казака»

Вводное занятие «Наш дом – Южный Урал»

1. «Наш общий дом – Земля!»

- Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)

- А где мы живем? (на планете, в России, в Южноуральске)

(Обращается внимание на карту, дети подходят и рассматривают).

Посмотрите, сколько стран на карте, государств, городов, сколько людей разных национальностей в них проживает: японцы, китайцы, французы, русские и много других наций. Но все мы люди и все живем на одной планете Земля.

- А найдите свою страну на карте. (Дети находят, показывают)

- Среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, послушав стихотворение:

«Про Урал говорят,

Что камнями богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал и Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

Л. П. Владимиров

- Правильно, молодцы! Урал – это край, где мы живём, это наша Родина.

(Посмотрите на карту России, сможете найти на ней Урал)

- Но ещё на территории Урала много лет существует область, населенная уральскими казаками. И сейчас мы перенесёмся с вами на несколько лет назад и узнаем, кто такие казаки. Повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! В прошлое повернись!»

2. Знакомство с уральскими казаками.

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шёл за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие уральского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

- Ребята, а кто же такие казаки. Казак означает свободный человек. А уральский казак описан современниками так:

- «Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах; вообще это народ красивый, здоровый, живой, деловитый и гостеприимный. В бою храбры, в походах выносливы. Морозов уральцы не боятся, потому как мороз “крепит”; жары тоже не боятся — жар костей не ломит; а воды и сырости — еще того меньше, потому как с детства привыкли к промыслу рыбному».

Казак – это воин, который защищает свою родину. Казаками называли людей, живущих на окраинах государства. Ребята, а что такое окраина, как вы считаете? (ответы детей). Жили казаки в домах с камышовой крышей. Из чего же она была сделана, как вы думаете? Верно, из камыша.

3. Физминутка. Народная забава «Всадники».

А сейчас я предлагаю вам сыграть в народную забаву казаков, которая называется “Всадники”. (В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников)

Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой.

Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

4. Традиции уральских казаков.

Но, как и у любого народа, у уральских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет. Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Детей учили произносить первые слова: «чу» - ехать и «пу» - стрелять. Посвящение в казаки проходило в 6 лет. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая.

Основным занятием уральских казаков во все времена было рыболовство. Все правила рыбной охоты были расписаны до мельчайших подробностей, существовали зимние, весенние, осенние сезоны ловли, периоды покоя, когда во время нереста запрещался даже колокольный звон в церквях, не то, что появление на реке.

Еще одна традиция казаков – это национальные казачьи игры - шермиции. Шермиции — это «бои, устраиваемые на праздниках» казаками. Они приурочивались к календарным праздникам.

Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».

Сейчас мы с вами изобразим фехтование на шашках. Все встали по парам, взяли в руки воображаемые шашки. И начинаем изображать борьбу.

- Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию: учили вязать, шить, вышивать.

Вот мы с вами и закончили путешествие в прошлое. Повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! И назад вернись!».

5. Итог занятия.

Вам понравилось наше путешествие? С кем мы сегодня познакомились?

- Что особенно вам понравилось из рассказа об уральских казаках?

- Ребята, вот мы с вами и вернулись назад из прошлого. Мы побывали в прошлом Урала, а одним из развлечений наших предков были танцы, а танцевать любили хороводы и я предлагаю вам станцевать «Уральский хоровод». (Исполнение хоровода.)

Из истории.

«Народ, который не знает

своей культуры и истории, -

презрен и легкомысленен.»

М. Н. Карамзин.

Казак не может считать себя казаком, если не знает, не соблюдает традиции и обычаи своих предков.

Слово казак – тюрского происхождения и означает – свободный человек, бродяга. В начале XX века в нашем Отечестве существовало целых 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Забайкальское, Оренбургское и др.

В 1743 году на берегу реки Яик (Урал) была заложена крепость Магнитная. С той поры началось освоение местности. Первопоселенцами Магнитной стали солдаты, в 1805 году сюда прибыли исетские казаки. Спустя почти столетие крепость получила другой статус – в 1838 году она переименована в станицу оренбургского казачьего войска.

Станица Магнитная довольно быстро разрасталась, расширялась территория, увеличилось число посёлков. Станица раскинулась вдоль правого берега Урала. Она считалась одним из крупных, богатых и густозаселённых казачьих поселений оренбургского казачьего войска.

Оренбургское казачье войско возникло примерно в 1748 году. Основу Оренбургсого казачьего войска составляли – солдаты, беглые люди. С годами О. казачье войско вбирало в себя представителей различных народностей и сословий, всех тех кто по воле рока в разное время оказался на Южном Урале. Постепенно Оренбургское казачье войско становилось многонациональным образованием, рядом с русскими служили украинцы, башкиры, татары, калмыки, киргизы мордва, чуваши, поляки.

Жили казаки в станицах. Жилье располагали скученно. Дома строили из дерева или самана (смесь земли с соломой). В домах в зависимости от достатка было от одной до пяти комнат.

Дома, как правило, состояли из двух половин, разделенных холодными сенями. На кухне имелась большая русская печь. Над входом, от печи до стены, тянулись полати. Зимой на них спали, летом хранили одежду под полатями, в углу, деревянная кровать-лежанка, на стене вешалка для одежды, вдоль стен широкие лавки и стол. Со временем дома стали богаче. В переднем углу находилась божница, уставленная иконами. Во всех домах был самовар. Имелся и подпол для хранения картофеля, овощей, солений.

Для отдыха и приема гостей имелась горница. Стены (позже) оклеивались обоями, на них картины, портреты, грамоты, оружие. Во многих домах пол красили желтой краской, потолок — голубой. На печи (и даже на потолке) рисовали цветы и птиц. Затем в казачьих домах появились голландские печи, в горницах — в углу, около двери. Голландка часто имела карнизы и украшения. Появились шкафы и комоды. На окнах цветы в горшках; стол и стулья. В переднем, «красном», углу — божница с иконами и лампадкой.

Отапливали дома дровами, соломой, бурьяном, кизяками (смешанный с соломой и высушенный навоз) — в зависимости от места жилья (около леса или в степи). Освещались дома сальными свечами или керосиновыми лампами.

Двор был достаточно обширен и делился на две части. В передней размещался дом, один-два амбара, сарай. В задней части — помещения для скота и кормов. Весь двор обносился крепким забором с тесовыми воротами и часто был сверху закрыт частично или полностью, что очень важно в буранные зимы. Все семьи имели бани, которые строились около речки или озера на огороде.

Посуда в основном была глиняная или деревянная. Металлическую и фарфоровую посуду казаки привозили из походов или покупали у купцов, как и ковры.

Еда была простой: щи, мясо, молоко, рыба. Несмотря на то, что казаки ловили много «красной рыбы» — белуг, севрюг, осетров, они ее ели мало, а больше продавали. Сами ели рыбу простую.

В праздники они готовили обильное угощение — жареную птицу, яичницу, лапшу молочную, каши, разносолы, рыбу жареную и уху, пироги, кисели, компоты. Для приема гостей и на свадьбы дополнительно готовили мясные паштеты, студни, заливные, сладкие пироги, сдобы, фрукты, овощи. В пост еда была скромной, без животной пищи. В поход брали пшеничные хлебцы с запеченными яйцами — «кокурки», вяленое мясо, рыбу.

Одежда была простой. Казаки предпочитали носить военную одежду (с тех пор как ввели форму). На голове носили фуражку либо папаху (зимой).

Большинство казаков имели семьи. Семьи, как правило, были большими. Главой семьи был старший по возрасту казак. В брак вступали рано: юноши с 18 лет, девушки — в 16 лет. Свадьбы справлялись обычно зимой и продолжались по несколько дней.

Девушкам приданного не давали; наоборот, жених должен был по уговору выдать родителям невесты «кладку», то есть денежную помощь, от 50 до 200 рублей, смотря по состоянию. Этот обычай велся с той поры, когда казаков было больше, чем невест.

Дети росли, помогая с малолетства родителям, с 10 лет помогали пасти скот и ловить рыбу. Детям чаще давали имя того святого, которого празднуют за седьмицу до рождения, поэтому распространенные русские имена на Урале встречались не часто.

Казачки хозяйничали: ткали, шили сарафаны, вязали, стирали, варили. За скотом обычно ухаживали мужчины. Молодежь летом увлекалась играми, хороводами, песнопением. Девушки были скромны и стыдливы: любимое развлечение «синчик», или первый лед, на котором можно скользить в нарядных сапожках.

Подготовка к военной службе начиналась с детства, к моменту призыва молодой казак уже был хорошим наездником, владел оружием. До призыва проходил военные сборы в учебных лагерях. Проводы на службу торжественны. Перед отправкой казак обходил родню, а в день выступления все собирались в его доме. После угощения родители благословляли сына. Во дворе молодому казаку подводили коня брат или отец, молодой казак кланялся коню, прося не выдавать его в бою и на походе. Затем прощался со всеми и уезжал.

Службу уральцы отправляли не по очереди, а «подмогой», что считали для себя более выгодным, потому как бедный казак мог поправиться. Войсковое правление ежегодно делало денежную раскладку, сколько причитается на каждого казака «подможных» (внести, оно же их и собирало и выдавало поступающим на службу по охоте, «охотникам». Те, которые шли в армейские полки, получали меньше, примерно 200 руб., в гвардейский эскадрон больше, например 250 рублей. Если казак по бедности не может внести подможных, он остается в «нетчиках» (должником, а года через 2 или 3, когда за ним накопится этих «нетчиковых» денег, его зачисляют прямо на службу, причем вычитают из его подмоги всю накопленную недоимку.

Однако ни один казак, будучи в служилом возрасте, то есть между 21 и 35-ю годами, не мог постоянно откупаться от службы; он обязан был послужить, по крайней мере, хотя бы один год. Богатые казаки поступали в уральскую учебную сотню, где они отбывали службу в один год, на своих харчах и квартире, а все остальные шли в полки, на 3 года. Это так называемые обязательные, обязаны прослужить.

В случае призыва всего войска поднимались все казаки, способные носить оружие.

Особым почетом в станицах и хуторах пользовались старики. То были, как правило, заслуженные в боях, выжившие во многих переделках казаки. Старики были хранителями казачьих традиций и «совестью» казачества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие-макет Животные Южного УралаДидактическое пособие-макет Животные Южного Урала Здравствуйте, уважаемые коллеги! Процесс создания продуктов деятельности как макет, привлекли к сотрудничеству родителей и детей, повысив.

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного УралаФормирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала ормирование интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре Южного Урала приобрело особую актуальность, так как в последнее время.

Фотоотчет по проекту «Зимующие птицы Южного Урала»Фотоотчет по проекту «Зимующие птицы Южного Урала» Педагогический проект "Зимующие птицы"знакомит детей с видами птиц родного края,зимующих рядом с нами. Многим приходилось наблюдать такую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Жилище народов Южного Урала» Задачи: • Дать представление о национальных жилищах башкир, русских в разные времена (древность – старина - наше время). • Способствовать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием фольклора народов Южного Урала Занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Программное содержание: закрепить у детей знания о фольклоре.

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем «Минералы Южного Урала» Тема: «Минералы Южного Урала» Цель: -познакомить детей с разнообразием минералов родного края Задачи: • Продолжать формировать умение.

Мини-музей уральского казачества и народов Южного УралаМини-музей уральского казачества и народов Южного Урала Мини-музей Уральского казачества и народов Южного Урала. «Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной.

Проект «Фольклор Южного Урала»Проект «Фольклор Южного Урала» Актуальность: Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений.

Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей.

Вечер народных игр Южного Урала «Физкультурный досуг для детей 5–7 лет»Вечер народных игр Южного Урала «Физкультурный досуг для детей 5–7 лет» Цель: -закрепить умение выполнять правила в народных подвижных играх Южного Урала: «Ласточка». «Татарский плетень», «Пчелы», «Шлепанки»,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Образовательный проект «Знакомство детей с историей казачества Южного Урала»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 17:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Зимующие птицы России в технике айрис фолдинг. Детский мастер-класс и беседа
Сегодня мы беседовали дома с сыном Пашей о зимующих птицах России. В Центральной России зафиксировано около 50 видов зимующих птиц, в Орловской области...
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка»
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка». Несмотря на мороз, снег и порой недоброжелательную погоду, зима все же...
Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике «Зимний лес»
Цель: учить детей рисовать зимнее дерево с использованием нетрадиционной техники рисования отпечатком осенних листьев. Задачи: продолжать учить детей...