Получи документы

Общая характеристика метода песочной терапии

Оксана Махота
Общая характеристика метода песочной терапии

Песочная терапия – один из методов экспрессивной терапии. Другое название – метод Sandplay (дословно – песочная игра). Традиционной формой психотерапевтической работы является вербальная коммуникация в форме беседы. Но часто даже взрослому человеку, а уж тем более ребенку, бывает сложно выразить словами свои переживания. Кроме того, собственные внутренние процессы сложны для понимания, человек рефлексирует только то, что находится в его сознании. В этом случае помощником может стать песочница с миниатюрными фигурками – песочная психотерапия, которая позволяет обходить «цензуру сознания» и исследовать бессознательные процессы средствами художественной экспрессии, так как создаваемые человеком песочные картины, возникающие у него образы, – это отражение его внутреннего состояния, объективация его настроений и мыслей.

Публикация «Общая характеристика метода песочной терапии» размещена в разделах

В начале XX в. психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа. Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые, их не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития, часто они отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. С 1919 г. Мелани Кляйн начала использовать в психотерапевтической работе с детьми младше 6 лет игру как более свойственное для них действие, чем речь, и при этом, как и поведение взрослых, направляемое скрытыми мотивами и свободными ассоциациями. Ребенку предоставлялись мелкие игрушки, и все действия с ними интерпретировались по аналогии со свободными ассоциациями взрослого. При этом аналитик не вмешивался в действия ребенка, а только наблюдал за различными реакциями ребенка, уровнем его аффектов, установками в отношении разных людей и предметов. Позже появился «Тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый Erica метод, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Этот тест состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, люди и т. д.). Клиент конструирует в миниатюре мир, анализ особенностей которого позволяет психотерапевту получить информацию об особенностях его личности.

В 1929 г. детский психиатр Маргарет Ловенфельд, разработала «технику построения мира» в песочнице. Эту работу заметил К. Г. Юнг и посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке. Он считал, что содержание человеческой души составляют и те мысли, чувства, ощущения, которые человек осознает, и те образы, которые рождаются в индивидуальном бессознательном (то, что было когда-то вытеснено из сознания и забыто, но подлинной основой индивидуальной психики является коллективное бессознательное, в котором сокрыт опыт наших предков и универсальные, общие для всех людей возможности, проявляющиеся у отдельного человека в виде архетипов, которые переживаются через повторяющиеся мифологические мотивы и образы. Эти архетипы могут ожить в игре с песком наряду с личными знаковыми понятиями. Работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Занимаясь творчеством, человек ведет диалог со своим бессознательным.

Пройдя обучение у К. Г. Юнга и М. Ловенфельд, Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии (терапевтический метод Sandplay, который использовался сначала для работы с детьми, а в дальнейшем и в работе со взрослыми. Она исходила из гипотезы К. Г. Юнга, согласно которой психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению. Главным принципом работы является создание свободного и безопасного пространства, в котором человек может свободно выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в зримые и осязаемые образы. Созданные клиентом картины не интерпретировались, а проявленные вовне внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурах.

Метод песочной терапии в настоящее время приобрел известность и широко используется специалистами самых разных психотерапевтических направлений. Правда, существует и такое мнение, что термин Sandplay правомерно относить только к юнгианской песочной терапии, а использование лотков с песком или другими сыпучими материалами в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной, развивающей, терапевтической работе в рамках поведенческого, когнитивного, игровых и других подходов, которые подразумевают активную позицию терапевта, интерпретации действий клиента – это другой метод – Sandtray. Но на сегодняшний день это мнение не получило широкого распространения. Нет и общей точки зрения по вопросу о том, является ли песочная терапия самостоятельным психотерапевтическим направлением или только вспомогательным методом в рамках экспрессивной терапии или арт-терапии. Действительно арт-терапевты часто используют в работе песочницу с игрушками, ведь созданная из песка картина является продуктом творческого самовыражения, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

В психосинтезе и гештальттерапии песочница с фигурками используется для построения клиентом новых взаимоотношений с самим собой. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной композиции, а сюжет их взаимодействия – спектакль внутреннего театра личности. Наблюдая за взаимоотношениями героев, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог.

Для психодраматерапевтов песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы. Фигурки могут символизировать реальных людей и явления окружающей среды. В песке разыгрываются жизненные ситуации, что позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные и приемлемые для себя решения. Преимущество метода в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы – все роли исполняют фигурки.

Используют песочницу и сказкотерапевты. Им важен такой ресурс в песочных картинах, как возможность созидательного изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Человек, играющий в песочнице с фигурками, – Волшебник. Он, творчески преобразуя ситуацию в песочнице, получает опыт самостоятельного разрешения внутренних и внешних проблем, и этот опыт переносит в реальность.

Песочная терапия используется и в коррекционно-развивающей, и в образовательной работе с детьми.

В России песочная терапия получила распространение не так давно и имеет некоторые особенности. Зарубежные специалисты, практикующие песочную терапию, работают в рамках определенного психотерапевтического направления, т. е. по определенному заданному алгоритму (знают, что и когда предложить клиенту, когда и какой вопрос задать, как отреагировать). Большинство российских специалистов не имеют такой подготовки. Это создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии, с другой стороны, стимулирует творческий поиск каждого, кто работает с песочницей.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко считают, что для песочного терапевта существуют три выбора:

1) придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;

2) работать так, как научил авторитетный специалист;

3) присоединившись к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

Третий путь, по мнению авторов, наиболее предпочтителен, но он самый трудный. И здесь поможет соблюдение трех правил: присоединение к клиенту; искренняя заинтересованность сюжетами, разворачивающимися в песочнице; строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Позиция психолога по отношению к клиенту и его стратегия ведения консультации с использованием песочницы определяются индивидуальностью специалиста, поэтому каждому важно найти собственный стиль. При этом главным ограничением является тезис: «Разрешено все, что не противоречит общечеловеческой и профессиональной этике». Но есть и общие обязательные этические нормы: не трогать руками чужой мир без разрешения клиента; не высказывать оценочные суждения; не выносить приговор – диагноз клиенту («у Вас фигурка находится там-то, значит, у Вас

проблема такая-то»); не настаивать на обсуждении картины, если клиент не хочет. Атрибуты любого стиля – внимательность, деликатность, аккуратность в высказываниях.

На первый взгляд, песочная терапия – достаточно простая техника в проведении, но данное впечатление обманчиво. Это очень тонкий инструмент, требующий от песочного терапевта постоянного личностного и профессионального развития, потому что личность терапевта, даже при минимальном вмешательстве в процесс, является основным инструментом любой терапии, в том числе и песочной.

Противопоказаниями к применению песочной терапии являются эпилепсия, шизофрения, невроз навязчивых состояний, аллергические, легочные, кожные заболевания, порезы на руках.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Фотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группеФотоотчёт о проведении НОД по песочной терапии «Поиграем мы в песок» в старшей группе Сегодня Вашему вниманию хочу представить небольшой фото-отчёт о проведённой деятельности по песочной терапии на тему "Поиграем мы в песок".

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок»Тренажёр по песочной терапии «Волшебный песок» Попова Валентина Тренажёр по песочной терапии "Волшебный песок" Цель: психотерапевтическое воздействие на детей Задачи: развивать мелкую.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общая характеристика метода песочной терапии
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 18:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД