Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах

тишакова любовь сергеевна
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах

Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл.

Тема «Человек» параграфы

Основные отличия человека от животного

Человек-

1. обладает мышлением и членораздельной речью. 2. способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: А) моделирует свое поведение Б) обладает способностью предвидеть В) выражает ценностное отношение к действительности 3. преобразует окружающую действительность, создает материальные и духовные ценности 4. способен изготавливать орудия труда. Творит «вторую природу» - культуру.

Животное –

1. в своем поведении подчинено инстинкту. 2. приспосабливаются к окружающей среде 3. не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных орудий труда

Потребности человека

1. Биологические (органические, материальные) – в пище, одежде, тепле, жилище и др. 2. Социальные –потребности в общении, в общественном признании. 3. Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Базовые потребности

1. Первичные (врожденные) А) физиологические: в воспроизведении рода, пище, дыхании, жилище, отдыхе и др. Б) экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне.

2. Вторичные (приобретенные) А) социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке Б) престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха В) духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Структура деятельности человека:

Мотив –побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей (потребности, убеждения, интересы, социальные установки)

Цель Средства Действия Результат

Виды деятельности

Игра Общение (Учение) Труд

Трудовая деятельность может быть - производственной, политической, военной, государственной, художественной и др.)

1. Практическая – 1) материально – производственная; 2) социально – преобразовательная.

2. Духовная- 1) учебно – познавательная; 2) ценностно – ориентировочная; 3) прогностическая.

Способности человека

Способности – это индивидуальные свойства человека, при помощи которых он может заниматься определенной деятельностью.

1. Ординарные – присущие многим людям. 2. Неординарные (выдающиеся) –талант, гениальность.

Тема «Личность и мораль»

Мораль – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям. (Понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо) Нравственность – реализация моральных норм в жизни.

Нравственная (моральная) оценка – одобрение или осуждение деятельности человека окружающими людьми.

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье. «Золотое правило морали» - поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (или «не делай другому того, чего себе не желаешь») Нормы морали: не лги, не укради, не убивай, не завидуй и др. Категорический императив – абсолютно обязательное., категоричное требование: «поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеми законами» Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек. Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, гармоничность. Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности. Мировоззрение - система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире. (Типы мировоззрения: обыденное (житейское, религиозное, научное)

Тема «Духовно- нравственная жизнь общества»

Культура – процесс активной творческой деятельности

1. Материальная (связана с производством) –дом, стол, оборудование, здания, коммуникации (водопровод, производственный опыт, навыки, умения людей и др. -то, что создано руками человека. 2. Духовная (совокупность духовных ценностей) - наука, искусство, религия, политика, право, нормы, правила и др. - то, что создано мыслью человека.

Основные формы культуры:

1. Элитарная (создается привилегированной частью общества) –Балет, симфоническая музыка и др. 2. Народная (создается анонимными творцами) -мифы, легенды, сказки, песни, танцы. 3. Массовая (современного культурного производства и потребления) – концертная и эстрадная музыка, поп-культура и др.

Разновидности культуры:

1. Субкультура:

- русская (украинская, французская и др,

- по полу и возрасту (женская, детская);

- профессиональная (научное сообщество, современный бизнес); - досуговая; - религиозная; - этническая 2. Контркультура: оппозиция и альтернатива господствующей культуре (хиппи, панки; левые радикалы и др.)

Образование – организованная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим. 2 стороны образования: 1. обучающая (приобретение профессиональных качеств). 2. воспитывающая (приобретение личных, душевных качеств).

Уровни общего образования:

1- дошкольное; 2- общеобразовательное: - начальное (1-4кл.); - основное общее среднее (9кл); - среднее (полное) общее образование (11кл)

Познание – активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека.

Формы познания:

1. Рациональное - понятия, суждения, умозаключения. 2. Чувственное – ощущения, восприятие, представление. Эмпиризм – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт

Истина – объективная, абсолютная, относительная. Критерии истины: чувственный опыт, разум, практика, теория.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических способностей. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (понимание себя, повышение собственной значимости)

Тема «Общество и природа»

Природа:

1. В широком смысле слова: весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений. (Вся Вселенная)

2. В узком смысле слова: весь материальный мир за исключением общества, природно – географическая среда.

Взаимосвязь природы и общества

1)Влияние природы на деятельность людей (ликвидация последствий стихийного бедствия (урагана, землетрясения)

2)Влияние человека на природу (загрязнение реки промышленными отходами, высадка на пустыре деревьев и кустарников, ограничение охоты на оленей)

Тема «Главные глобальные проблемы человечества»

- Проблема мира и разоружения, - Предотвращения новой мировой войны. - Энергетическая. - Продовольственная. - Преодоления отсталости развитых стран. - Демографическая. - Использование мирового океана. - Сырьевая. - Экологическая. - Мировое освоение космоса. - Проблема СПИДа, наркомании. - Борьба с международным терроризмом.

Особенности глобальных проблем

1. Они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 2. Они имеют общемировой характер. 3. Нуждаются в неотложных решениях

Глобальные проблемы человечества. Как их можно разрешить?

1. Формирование нового планетарного сознания (сотрудничество на новом качественном уровне). 2. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем (наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете). 3. Концентрация усилий всех стран по решения глобальных проблем (четкая международная система прогнозирования).

Тема «Общение. Человек среди людей»

Общение –связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг друга.

2 вида общения: 1) вербальное (речевое) – при помощи слов и звуков. 2) невербальное (неречевое) – при помощи мимики и жестов.

Малая группа

Семья, школьный класс, дружеская компания, городские и сельские жители, молодежь и др.

По характеру отношений: формальные (официальные)класс, члены кружка, секции и др. и неформальные (неофициальные) – группа ребят во дворе, пассажиры автобуса.

Статус – положение человека в малой группе (отец – глава семьи, а в спортивной команде – рядовой спортсмен; мальчик в семье – сын, а в классе – староста. Виды межличностных отношений: 1) деловые (официальные) – ученик и учитель во время урока; и личные - мама и сын. 2) знакомства, приятельства, товарищества. 3) симпатии и антипатии Статус – 1) предписанный (от рождения) – пол, возраст, социальное положение; 2) достигнутый (приобретенный собственными усилиями) – образование, профессия, квалификация, материальное положение. Социальная роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. (я - дочь, сестра, ученица, покупатель в магазине, подруга и др.) Конформизм – приспособленчество (внешнее согласии с мнениями группы при внутреннем несогласии).

Тема «Общество»

1. Общество – В широком смысле слова: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия; формы объединения людей.

2. Общество В узком смысле слова: - круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество книголюбов, рыбаков, нумизматов; дворянское собрание и т. д.) - отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (современное российское общество, английское общество) - исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество) - человечество в целом.

Функции общества: - производство материальных благ и услуг; - распределение продуктов труда; - управление деятельностью и поведением; - воспроизводство и социализация человека; - духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения

(производственные, (моральные, политические,

отношения по детопроизводству) правовые, религиозные и др.)

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в тоже время свою сущность и качественную определенность.

Основные сферы жизни общества:

1. Экономическая сфера 2. Социальная сфера 3. Духовная сфера 4. Политическая сфера

Типы обществ:

1. Традиционное (аграрное, с/хозяйственное) Пример. В обществе преобладает сельское хозяйство

2. Индустриальное Пример. Р. - небольшое островное государство, в котором активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса, появляются новые города.

3. Постиндустриальное (информационное) Пример. В обществе Б. большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике, социальном управлении.

5 институтов общества:

1- семья. 2 - производство. 3-государство. 4 -образование (наука, культура). 5-религия.

Тема: Экономическая сфера общества

Сферы экономики

Производство Распределение Потребление Обмен

Факторы производства:

Труд Капитал Земля Предпринимательство

Главные вопросы экономики: - Что производить? - Как производить? - Для кого производить?

Собственность

Владение Пользование Распоряжение

Формы собственности:

Частная Государственная Муниципальная Коллективная

Экономическая система: способ регулирования деятельности производителей в условиях разделения труда.

Типы экономических систем:

1. Административно – командная (плановая) – отсутствует конкуренция, государство – собственник все средств производства и продукции, оно планирует производство и распределяет продукцию. 2. Рыночная – основа – частная собственность на средства производства, свобода конкуренции, независимость товаропроизводителя от государства.

Рынок –место, где происходит торговля. Рынок – сфера взаимодействия потребителей и производителей в масштабах региона, страны, мира. Экономические законы- спроса, предложения, стоимости. Спрос – желание или возможность потребителя купить товар или получить услугу. Предложение – желание и возможность продавцов продать товар Стоимость –мера затрат энергии, ресурсов, труда на производство товара. Цена – стоимость, выраженная в денежном эквиваленте. Деньги: товар, используемый в качестве равноценного мерила стоимости всех других товаров. Формы денег: шкуры зверей, зерно, золото, серебро, медь, бумажные банкноты, чеки, кредитные карточки. Конкуренция –соперничество между людьми, организациями при достижении цели за получение прибыли. Маркетинг – наука, изучающая спрос и предложение, денежные возможности покупателей, насыщенность рынка тем или иным видом товаров.

Функции денег: 1. Средство обращения. 2. Мера стоимости. 3. Средство накопления. Наличные деньги: бумажные, разменная монета Безналичные: чековые вклады

Инфляция –процесс повышения обшего уровня цен в стране. Виды инфляции: 1) умеренная (ползучая) – цены поднимаются на 10% в год. 2) галопирующая – быстрый рост цен от 100 – 150% в год 3) гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

Государственный бюджет – баланс доходов и расходов органов власти. Источники (статьи) доходов: налоги (прямые, косвенные, ценные бумаги, эмиссия (дополнительный выпуск денег, займы у международных организаций. Источники (статьи) расходов: оборона страны, погашение внутреннего займа, поддержание правопорядка, содержание судебной системы, финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения и тд. Дефицит бюджета – расходы оказываются больше возможных доходов. Профицит - доходы оказываются больше возможных расходов.

Тема «Государство»

Функции государства:

1. Внутренние –охранительные, экономические, социальные, регулятивные, налогообложение. 2. Внешние – международное сотрудничество, оборона.

Признаки государства

1. Единая территория. 2. Единая система управления. 3. Единая система законов. 4. Государственный суверенитет (самостоятельность и независимость). 5. Право на взимание налогов. 6. Наличие органов принуждения (полиции, прокуратуры).

Формы государства

По форме правления: -- монархия (абсолютная, ограниченная) и -- республика (президентская, парламентская, смешанная).

По форме территориально – государственного устройства: унитарное, федерация, конфедерация. По политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.

Тема: «Гражданин и право»

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участвующий в политической и правовой жизни. Гражданин участвует в управлении государством и путем голосования на референдумах. Референдум – всенародное голосование граждан. Избиратель –гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. (Избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Голосование осуществляется тайно. Участие в выборах происходит на добро вольной основе).

Формы избирательной системы: 1) мажоритарная – голосование по одномандатным округам. 2) пропорциональная – голосование по партийным спискам. 3) смешанная – в РФ - половина депутатов Госдумы избирается по пропорциональной системе, другая – по мажоритарной.

Право – это сумма общеобязательных для всех правил поведения (норм, установленных государством и охраняемых его силой. Право используется в 2-х значениях: Субъективное право – принадлежащее конкретному лицу (право на труд (свободный выбор профессии и рода занятий, право на собственность (распоряжение, обмен и т.) Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения (юридических норм, выраженных в законах.

Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им объективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей. Виды правовых норм: 1) управомачивающие (устанавливают, что можно делать); 2) обязывающие (предписывают, что нужно делать); 3) запрещающие (устанавливают, что нельзя делать). Правоотношения – отношения, которые определяются нормами права. Формы права: - обычай; - юридический прецедент (право судей); -нормативно – правовой акт (законы, указы, постановления).

Система права: совокупность норм права. Частное и публичное право Отрасли права: 1)трудовое право 2) семейное право 3)конституционное право 4)гражданское право 5)административное право.

Правовое государство –государство, в котором обеспечивается (Признаки права) господство права, верховенство закона,где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Три ветви власти: 1) Исполнительная (Правительство РФ) 2) Законодательная (Федеральное Собрание (Парламент) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы). 3) Судебная. (Конституционный суд, Арбитражный, Верховный)

Правонарушения – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу в целом и каждому его представителю в частности, наказываемое в соответствии с законом. Виды правонарушений: Проступок – противоправное деяние не предусмотренное Уголовным кодексом (административное, дисциплинарное, гражданское) Преступление – общественно опасные деяния, запрещенные уголовном законодательством и несущие угрозу для правопорядка в обществе. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Виды ответственности: 1. Уголовная ответственность 2. Дисциплинарная ответственность 3. Административная ответственность 4. Гражданско – правовая 5. Материальная.

Тема «Конституция Российской Федерации»

Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Первые российские Конституции приняты в 1918, 1924, 1936, 1977г. Ныне действующая Конституция принята 12 декабря 1993года.

Все статьи Конституции имеют прямое действие.

Основы Государства: 1 глава Конституции. - Россия - демократическое государство. - Конституция закрепляет права и свободы граждан. - Единственным источником власти является народ. - Государственная власть осуществляется на основе разделения властей. – Россия – федеративное государство с республиканской формой правления. - Высшей ценностью государства объявляется человек, его права и свободы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах I. Тема урока: "Звук Р". (1-2 класс) II. Цель урока: правильное произношение звука «Р» в предложениях и тексте. III. Задачи урока: 1).

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Фотоотчёт о часе общения в 1–4 классах «Учимся дружить»Фотоотчёт о часе общения в 1–4 классах «Учимся дружить» С целью создания дружного и сплочённого коллектива, в 1-4 классах прошёл час общения «Учимся дружить». Задачи мероприятия: научить детей.

Фотоотчёт о праздновании Покрова Пресвятой Богородицы в 5–7 классахФотоотчёт о праздновании Покрова Пресвятой Богородицы в 5–7 классах Нашей школе присвоен статус "казачьей" и каждый год стало традицией праздновать старинный добрый праздник - "Покров Пресвятой Богородицы".

План-конспект урока по обществознанию «Человек, общество, природа» Тема: Человек, общество, природа Тип урока: Изучение нового материала Цели урока: Образовательные 1. Изучить тему «Человек, общество, природа».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Опубликовано: 20 августа 2018 в 17:50
+99Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия «Петрушкины загадки»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПЕТРУШКИНЫ ЗАГАДКИ» Задачи: - Дать детям первые представления о жанровых особенностях – загадки; -...
Экологическая акция «Чистый город для детей!» Фотоотчет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Росинка» Экологическая акция «Чистый город для детей! » Фотоотчет...
Конспект занятия по физкультуре с использованием степ-платформ «Шаги здоровья».
Конспект занятия по физкультуре для детей подготовительной группы с использованием степ-платформ «Шаги здоровья». Задачи: -учить выполнять упражнения...
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»
Надежда Владимирова Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы “Осенины” ( с использованием педагогической песочницы) Цель:...
Краткосрочный проект «Сказки в гости к нам пришли» в группе с детьми с ОВЗ
Участники проекта: воспитатель, дети, родители, братья и сёстры Возраст детей-воспитанников: 5-6 лет Сроки: 5 дней Актуальность: приобщение детей к русскому...