Получи документы

Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах

тишакова любовь сергеевна
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах

Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл.

Тема «Человек» параграфы

Основные отличия человека от животного

Человек-

1. обладает мышлением и членораздельной речью. 2. способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: А) моделирует свое поведение Б) обладает способностью предвидеть В) выражает ценностное отношение к действительности 3. преобразует окружающую действительность, создает материальные и духовные ценности 4. способен изготавливать орудия труда. Творит «вторую природу» - культуру.

Животное –

Публикация «Подготовка к ОГЭ по обществознанию „Человек“ в 8–9 классах» размещена в разделах

1. в своем поведении подчинено инстинкту. 2. приспосабливаются к окружающей среде 3. не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных орудий труда

Потребности человека

1. Биологические (органические, материальные) – в пище, одежде, тепле, жилище и др. 2. Социальные –потребности в общении, в общественном признании. 3. Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Базовые потребности

1. Первичные (врожденные) А) физиологические: в воспроизведении рода, пище, дыхании, жилище, отдыхе и др. Б) экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне.

2. Вторичные (приобретенные) А) социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке Б) престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха В) духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Структура деятельности человека :

Мотив –побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей (потребности, убеждения, интересы, социальные установки)

Цель Средства Действия Результат

Виды деятельности

Игра Общение (Учение) Труд

Трудовая деятельность может быть - производственной, политической, военной, государственной, художественной и др.)

1. Практическая – 1) материально – производственная; 2) социально – преобразовательная.

2. Духовная- 1) учебно – познавательная; 2) ценностно – ориентировочная; 3) прогностическая.

Способности человека

Способности – это индивидуальные свойства человека, при помощи которых он может заниматься определенной деятельностью.

1. Ординарные – присущие многим людям. 2. Неординарные (выдающиеся) –талант, гениальность.

Тема «Личность и мораль»

Мораль – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям. (Понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо) Нравственность – реализация моральных норм в жизни.

Нравственная (моральная) оценка – одобрение или осуждение деятельности человека окружающими людьми.

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье. «Золотое правило морали» - поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (или «не делай другому того, чего себе не желаешь») Нормы морали: не лги, не укради, не убивай, не завидуй и др. Категорический императив – абсолютно обязательное., категоричное требование: «поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеми законами» Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек. Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, гармоничность. Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности. Мировоззрение - система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире. ( Типы мировоззрения: обыденное (житейское, религиозное, научное)

Тема «Духовно- нравственная жизнь общества»

Культура – процесс активной творческой деятельности

1. Материальная (связана с производством) –дом, стол, оборудование, здания, коммуникации (водопровод, производственный опыт, навыки, умения людей и др. -то, что создано руками человека. 2. Духовная (совокупность духовных ценностей) - наука, искусство, религия, политика, право, нормы, правила и др. - то, что создано мыслью человека.

Основные формы культуры:

1. Элитарная (создается привилегированной частью общества) –Балет, симфоническая музыка и др. 2. Народная (создается анонимными творцами) -мифы, легенды, сказки, песни, танцы. 3. Массовая (современного культурного производства и потребления) – концертная и эстрадная музыка, поп-культура и др.

Разновидности культуры:

1. Субкультура:

- русская (украинская, французская и др,

- по полу и возрасту (женская, детская);

- профессиональная (научное сообщество, современный бизнес); - досуговая; - религиозная; - этническая 2. Контркультура: оппозиция и альтернатива господствующей культуре (хиппи, панки; левые радикалы и др.)

Образование – организованная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим. 2 стороны образования: 1. обучающая (приобретение профессиональных качеств). 2. воспитывающая (приобретение личных, душевных качеств).

Уровни общего образования :

1- дошкольное; 2- общеобразовательное : - начальное (1-4кл.); - основное общее среднее (9кл); - среднее (полное) общее образование (11кл)

Познание – активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека.

Формы познания:

1. Рациональное - понятия, суждения, умозаключения. 2. Чувственное – ощущения, восприятие, представление. Эмпиризм – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт

Истина – объективная, абсолютная, относительная. Критерии истины: чувственный опыт, разум, практика, теория.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических способностей. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (понимание себя, повышение собственной значимости)

Тема «Общество и природа»

Природа:

1. В широком смысле слова: весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений. (Вся Вселенная)

2. В узком смысле слова: весь материальный мир за исключением общества, природно – географическая среда.

Взаимосвязь природы и общества

1)Влияние природы на деятельность людей (ликвидация последствий стихийного бедствия (урагана, землетрясения)

2)Влияние человека на природу (загрязнение реки промышленными отходами, высадка на пустыре деревьев и кустарников, ограничение охоты на оленей)

Тема «Главные глобальные проблемы человечества»

- Проблема мира и разоружения, - Предотвращения новой мировой войны. - Энергетическая. - Продовольственная. - Преодоления отсталости развитых стран. - Демографическая. - Использование мирового океана. - Сырьевая. - Экологическая. - Мировое освоение космоса. - Проблема СПИДа, наркомании. - Борьба с международным терроризмом.

Особенности глобальных проблем

1. Они угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 2. Они имеют общемировой характер. 3. Нуждаются в неотложных решениях

Глобальные проблемы человечества. Как их можно разрешить?

1. Формирование нового планетарного сознания (сотрудничество на новом качественном уровне). 2. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем (наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете). 3. Концентрация усилий всех стран по решения глобальных проблем (четкая международная система прогнозирования).

Тема «Общение. Человек среди людей»

Общение –связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг друга.

2 вида общения : 1) вербальное (речевое) – при помощи слов и звуков. 2) невербальное (неречевое) – при помощи мимики и жестов.

Малая группа

Семья, школьный класс, дружеская компания, городские и сельские жители, молодежь и др.

По характеру отношений: формальные (официальные)класс, члены кружка, секции и др. и неформальные (неофициальные) – группа ребят во дворе, пассажиры автобуса.

Статус – положение человека в малой группе (отец – глава семьи, а в спортивной команде – рядовой спортсмен; мальчик в семье – сын, а в классе – староста. Виды межличностных отношений: 1) деловые (официальные) – ученик и учитель во время урока; и личные - мама и сын. 2) знакомства, приятельства, товарищества. 3) симпатии и антипатии Статус – 1) предписанный (от рождения) – пол, возраст, социальное положение; 2) достигнутый (приобретенный собственными усилиями) – образование, профессия, квалификация, материальное положение. Социальная роль – это тип поведения личности, обусловленный ее статусом. (я - дочь, сестра, ученица, покупатель в магазине, подруга и др.) Конформизм – приспособленчество (внешнее согласии с мнениями группы при внутреннем несогласии).

Тема «Общество»

1. ОбществоВ широком смысле слова: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия; формы объединения людей.

2. Общество В узком смысле слова: - круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество книголюбов, рыбаков, нумизматов; дворянское собрание и т. д.) - отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (современное российское общество, английское общество) - исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество) - человечество в целом.

Функции общества : - производство материальных благ и услуг; - распределение продуктов труда; - управление деятельностью и поведением; - воспроизводство и социализация человека; - духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения

(производственные, (моральные, политические,

отношения по детопроизводству) правовые, религиозные и др.)

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в тоже время свою сущность и качественную определенность.

Основные сферы жизни общества :

1. Экономическая сфера 2. Социальная сфера 3. Духовная сфера 4. Политическая сфера

Типы обществ :

1. Традиционное (аграрное, с/хозяйственное) Пример. В обществе преобладает сельское хозяйство

2. Индустриальное Пример. Р. - небольшое островное государство, в котором активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса, появляются новые города.

3. Постиндустриальное (информационное) Пример. В обществе Б. большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике, социальном управлении.

5 институтов общества :

1- семья. 2 - производство. 3-государство. 4 -образование (наука, культура). 5-религия.

Тема: Экономическая сфера общества

Сферы экономики

Производство Распределение Потребление Обмен

Факторы производства:

Труд Капитал Земля Предпринимательство

Главные вопросы экономики: - Что производить? - Как производить? - Для кого производить?

Собственность

Владение Пользование Распоряжение

Формы собственности:

Частная Государственная Муниципальная Коллективная

Экономическая система: способ регулирования деятельности производителей в условиях разделения труда.

Типы экономических систем:

1. Административно – командная (плановая) – отсутствует конкуренция, государство – собственник все средств производства и продукции, оно планирует производство и распределяет продукцию. 2. Рыночная – основа – частная собственность на средства производства, свобода конкуренции, независимость товаропроизводителя от государства.

Рынок –место, где происходит торговля. Рынок – сфера взаимодействия потребителей и производителей в масштабах региона, страны, мира. Экономические законы- спроса, предложения, стоимости. Спрос – желание или возможность потребителя купить товар или получить услугу. Предложение – желание и возможность продавцов продать товар Стоимость –мера затрат энергии, ресурсов, труда на производство товара. Цена – стоимость, выраженная в денежном эквиваленте. Деньги: товар, используемый в качестве равноценного мерила стоимости всех других товаров. Формы денег: шкуры зверей, зерно, золото, серебро, медь, бумажные банкноты, чеки, кредитные карточки. Конкуренция –соперничество между людьми, организациями при достижении цели за получение прибыли. Маркетинг – наука, изучающая спрос и предложение, денежные возможности покупателей, насыщенность рынка тем или иным видом товаров.

Функции денег: 1. Средство обращения. 2. Мера стоимости. 3. Средство накопления. Наличные деньги: бумажные, разменная монета Безналичные: чековые вклады

Инфляция –процесс повышения обшего уровня цен в стране. Виды инфляции: 1) умеренная (ползучая) – цены поднимаются на 10% в год. 2) галопирующая – быстрый рост цен от 100 – 150% в год 3) гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

Государственный бюджет – баланс доходов и расходов органов власти. Источники (статьи) доходов: налоги (прямые, косвенные, ценные бумаги, эмиссия (дополнительный выпуск денег, займы у международных организаций. Источники (статьи) расходов : оборона страны, погашение внутреннего займа, поддержание правопорядка, содержание судебной системы, финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения и тд. Дефицит бюджета – расходы оказываются больше возможных доходов. Профицит - доходы оказываются больше возможных расходов.

Тема «Государство»

Функции государства:

1. Внутренние –охранительные, экономические, социальные, регулятивные, налогообложение. 2. Внешние – международное сотрудничество, оборона.

Признаки государства

1. Единая территория. 2. Единая система управления. 3. Единая система законов. 4. Государственный суверенитет (самостоятельность и независимость). 5. Право на взимание налогов. 6. Наличие органов принуждения (полиции, прокуратуры).

Формы государства

По форме правления: -- монархия (абсолютная, ограниченная) и -- республика (президентская, парламентская, смешанная).

По форме территориально – государственного устройства: унитарное, федерация, конфедерация. По политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.

Тема: «Гражданин и право»

Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участвующий в политической и правовой жизни. Гражданин участвует в управлении государством и путем голосования на референдумах. Референдум – всенародное голосование граждан. Избиратель –гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. (Избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права. Голосование осуществляется тайно. Участие в выборах происходит на добро вольной основе).

Формы избирательной системы: 1) мажоритарная – голосование по одномандатным округам. 2) пропорциональная – голосование по партийным спискам. 3) смешанная – в РФ - половина депутатов Госдумы избирается по пропорциональной системе, другая – по мажоритарной.

Право – это сумма общеобязательных для всех правил поведения (норм, установленных государством и охраняемых его силой. Право используется в 2-х значениях: Субъективное право – принадлежащее конкретному лицу (право на труд (свободный выбор профессии и рода занятий, право на собственность (распоряжение, обмен и т.) Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения (юридических норм, выраженных в законах.

Правовая норма – общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им объективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей. Виды правовых норм: 1) управомачивающие (устанавливают, что можно делать); 2) обязывающие (предписывают, что нужно делать); 3) запрещающие (устанавливают, что нельзя делать). Правоотношения – отношения, которые определяются нормами права. Формы права: - обычай; - юридический прецедент (право судей); -нормативно – правовой акт (законы, указы, постановления).

Система права: совокупность норм права. Частное и публичное право Отрасли права: 1)трудовое право 2) семейное право 3)конституционное право 4)гражданское право 5)административное право.

Правовое государство –государство, в котором обеспечивается (Признаки права) господство права, верховенство закона,где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Три ветви власти: 1) Исполнительная (Правительство РФ) 2) Законодательная (Федеральное Собрание (Парламент) состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы). 3) Судебная. (Конституционный суд, Арбитражный, Верховный)

Правонарушения – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу в целом и каждому его представителю в частности, наказываемое в соответствии с законом. Виды правонарушений: Проступок – противоправное деяние не предусмотренное Уголовным кодексом (административное, дисциплинарное, гражданское) Преступление – общественно опасные деяния, запрещенные уголовном законодательством и несущие угрозу для правопорядка в обществе. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Виды ответственности: 1. Уголовная ответственность 2. Дисциплинарная ответственность 3. Административная ответственность 4. Гражданско – правовая 5. Материальная.

Тема «Конституция Российской Федерации»

Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Первые российские Конституции приняты в 1918, 1924, 1936, 1977г. Ныне действующая Конституция принята 12 декабря 1993года.

Все статьи Конституции имеют прямое действие.

Основы Государства: 1 глава Конституции. - Россия - демократическое государство. - Конституция закрепляет права и свободы граждан. - Единственным источником власти является народ. - Государственная власть осуществляется на основе разделения властей. – Россия – федеративное государство с республиканской формой правления. - Высшей ценностью государства объявляется человек, его права и свободы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах I. Тема урока: "Звук Р". (1-2 класс) II. Цель урока: правильное произношение звука «Р» в предложениях и тексте. III. Задачи урока: 1).

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Фотоотчёт о часе общения в 1–4 классах «Учимся дружить»Фотоотчёт о часе общения в 1–4 классах «Учимся дружить» С целью создания дружного и сплочённого коллектива, в 1-4 классах прошёл час общения «Учимся дружить». Задачи мероприятия: научить детей.

Фотоотчёт о праздновании Покрова Пресвятой Богородицы в 5–7 классахФотоотчёт о праздновании Покрова Пресвятой Богородицы в 5–7 классах Нашей школе присвоен статус "казачьей" и каждый год стало традицией праздновать старинный добрый праздник - "Покров Пресвятой Богородицы".

План-конспект урока по обществознанию «Человек, общество, природа» Тема: Человек, общество, природа Тип урока: Изучение нового материала Цели урока: Образовательные 1. Изучить тему «Человек, общество, природа».

Подготовка выпускников основной школы к ОГЭ. Рабочая программа объединения по биологии «Уровни организации живой материи» .

Сценарий праздника в начальных классах «8 Марта» ХОД ПРАЗДНИКА Звучит фонограмма Ведущий.  : Дорогие мамочки, бабушки, девочки! Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы отметить праздник.

Сценарий праздника «Широкая Масленица» в 5–7 классах МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Сценарий праздника Широкая Масленица.

Теория обучения диалогу на уроках истории в 5–11 классах Технология диалогового обучения В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6–7 классах .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Опубликовано: 20 августа 2018 в 17:50
+99Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД