Папки-передвижки

Общие направления деятельности специалистов ДОУ в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Наталья Косова
Общие направления деятельности специалистов ДОУ в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует, прежде всего, цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.

Для нас было важно выстроить и раскрыть систему сопровождения детей с ОВЗ в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку.

Хотелось бы раскрыть общие направления работы в логике этой системы.

Публикация «Общие направления деятельности специалистов ДОУ в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что только совместные усилия семьи и специалистов ДОУ можно добиться существенных результатов коррекционной работе с ребенком. Совместная работа должна быть направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ является охрана физического и психического здоровья дошкольников, решение его медицинских проблем, организация охранительного режима.

Очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают как вести себя в той или иной ситуации. На помощь родителям должны прийти специалисты ДОУ. Установив доверительные отношения, мы налаживаем конструктивное взаимоотношение. Эта работа включает в себя:

- просвещение по психолого-педагогическим проблемам воспитания;

- обучение приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;

- консультации родителям по проблемам, возникающим в процессе внутрисемейных отношений;

- составление коррекционных программ совместных действий родителей и специалистов;

- поддержка родителей в кризисных ситуациях.

Система этой работы поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим «трудным» ребенком.

Не менее важная роль в сопровождении развития воспитанника принадлежит ДОУ, в котором ребенок проводит большую часть своего дошкольного детства, где у него появляются первые друзья, где он учится жить в коллективе.

Имеющиеся, у педагогов - профессионалов знания особенностей и закономерностей детского развития необходимо пополнить знаниями по тем проблемам, с которыми воспитатель сталкивается в работе с разными группами детей. Опираясь на эти знания, педагог сможет грамотно выстроить свою работу, улучшить взаимоотношения с дошкольником и, в свою очередь, оказать ему помощь в кризисных ситуациях. А поэтому, одно из направлений работы ДОУ (в частности психологической службы) – повышение научно-методического уровня педагогов.

Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т. е. определение индивидуального маршрута его обучения и воспитания.

Важной целью сопровождения детей с ОВЗ является, в первую очередь, осуществление воздействие на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком.

Все это позволяет: 1) изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду; 2) изменить отношение взрослых, информируя их о реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.

В системном сопровождении реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольнику. Но чаще всего проблема ребенка - это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения, с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.

В нашем детском саду появляются дети с различными психологическими и медицинскими диагнозами. Это и соматически ослабленные дети, дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении, дети с общими нарушениями речи.

Дети групп компенсирующей направленности характеризуются рядом признаков. Прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение чаще пониженное. Дети чувствительны к яркому свету, громким звукам. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Часто наблюдаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли, колебания артериального давления, снижение аппетита, беспокойный сон. Распространена метеочувствительность.

В сопровождении таких детей медицинские аспекты выступают на первый план, прежде всего, санитарно-гигиенические: адекватное освещение, строгое соблюдение режима проветривание и т. п. важно чтобы медицинский и педагогический персонал работали во взаимодействии.

Особенности сопровождения таких детей требуют распределение времени на различные задания с учетом возможностей ребенка. Это актуально даже для игровой деятельности. Огромное значение придается закаливающим мероприятиям. Большую роль играет массаж.

Что касается психологического сопровождения оно должно быть ориентированно, прежде всего, на коррекцию невротических проявлений, на повышение самооценки и уверенности в себе. Положительный эффект имеют игровые тренинги, направленные на моделирование житейских ситуаций, методы эмоционально – образного воздействия (такие как театральные инсценировки). Психокоррекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, уважительное отношение к воспитанникам.

Педагогическое сопровождение. Важное место в развитии ребенка занимают, как я уже говорилось ранее, дозированные физические нагрузки. Наиболее предпочтительны лечебная физкультура, подвижные игры, умеренные двигательные упражнения.

Существуют случаи, когда приходится сталкиваться с агрессивным поведением воспитанников. Основной задачей сопровождения будет профилактика конфликтного поведения, агрессии. Тактика индивидуального сопровождения строится на коррекции негативных форм поведения.

Итак, мы опираемся на следующие виды системного и индивидуального сопровождения агрессивного ребенка:

Это игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия):

- тематические беседы;

- проигрывание ситуации с последующим их анализом;

- методы рисунка;

- песочная терапия;

- сказкотерапия;

- работа с мягким материалом;

- использование воды.

Ну и, конечно же, прежде всего, необходимо наладить контакт с семьей. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.

Работа с родителями проводится в двух направлениях:

информирование о проблеме;

обучение эффективным способом общения с ребенком.

Встречаются гиперактивные дети. В этом случае на первый план выступает скоординированность всех участников процесса сопровождения, выработка единого подхода, одинаковое понимание сути проблемы. В ходе сопровождения необходимо объединить и правильно сочетать различные подходы. Необходимым условием успешного сопровождения является своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.

В программу коррекции гиперактивного ребенка входят следующие аспекты:

- создание положительной мотивации, ситуации успеха;

- обучение ребенка релаксации;

- коррекция негативных форм поведения;

- развитие дефицитарных функций;

- развитие навыков межличностного взаимодействия.

Что касается замкнутых детей. То здесь целесообразно проводить коррекционную работу в следующих направлениях:

- формирование желания общаться;

- формирование коммуникативных умений;

- формирование мотивации достижения успеха.

Основой коррекционной работы по определению замкнутости является игротерапия:

- игры в группе детей;

- игры в парах;

- обсуждение работы пар в кругу;

- проигрывание и анализ ситуаций;

- чтение литературного произведения и его анализ.

Как и в предыдущих случаях, мы обязательно взаимодействуем с семьей.

Взаимодействие всех специалистов, педагогов, работающих с детьми, а также родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации и обучению детей в школе.

Публикации по теме:

Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время»Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления ветра на море в летнее время» Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Конспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей. Расширять знания об их жизни, обычаях. Развивать способность.

План-конспект проведения комплексного занятия «Наша Армия сильна» для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект проведения комплексного занятия «Наша Армия сильна» для детей старшего дошкольного возраста Задачи - Воспитывать уважение к Российской Армии; вызывать у детей эмоциональное отношение к воинам, желание быть такими же сильными, ловкими;.

План-конспект проведения комплексного занятия «Птичка» для детей младшего дошкольного возрастаПлан-конспект проведения комплексного занятия «Птичка» для детей младшего дошкольного возраста Задачи – воспитывать у детей чувство любви к родной природе, желание и умение наблюдать за изменениями в ней, жизнью животных, формировать.

План-конспект проведения комплексного занятия «Парад Победы» для детей старшего дошкольного возрастаПлан-конспект проведения комплексного занятия «Парад Победы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать уважение к Российской Армии; вызвать у детей эмоциональное отношение к воинам, желание быть такими же сильными, ловкими;.

План проведения комплексного занятия «Умелые руки» для детей старшего дошкольного возрастаПлан проведения комплексного занятия «Умелые руки» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – воспитывать любовь и уважение к труду; развивать эмоционально – образное восприятие средствами разных видов искусства; формировать.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя МДОУ «Сланцевский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общие направления деятельности специалистов ДОУ в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 19:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД