Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи.
1. Назови картинку. Выясняется понимание функционального
назначения предметов, изображённых на картинках.
Оборудование: картинки (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт,
ножницы).
«Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?
Если ручки замёрзнут, что наденешь на них?
Что нужно взрослому, чтобы пришить пуговицу?
Что нужно человеку, чтобы лучше видеть?
Чем будешь резать бумагу?
Что возьмёшь на улицу, если пойдёт дождь?»
2. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком ед. и мн. числа
имени сущ.
Публикация «Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
3. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком уменьшительно-
ласкательной формы существительных.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.
Отмечается: понимание обращённой речи - в полном объёме, на
бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.
Задания на проверку сформированности фонематического слуха.
1. Покажи картинку. Выясняется умение ребёнка дифференцировать слова,
близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки (коза – коса, уточка – удочка и т. д.).
2. Будь внимательным. Проверяется умение выделять определённый
гласный из звукового ряда.
Оборудование: экран.
Ребёнку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и).
Взрослый за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.
3. Игра «Эхо». Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение
воспроизвести слоговые ряды в заданной
последовательности.
Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить:
па-ба ___ та-да___ ка-га ___
Отмечается: фонематический слух – сформирован, недостаточен,
не сформирован.
Задания на выявление уровня развития словарного запаса.
1. Обобщение предметов по темам:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
2. Скажи наоборот. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие
признаки предметов.
Взрослый предлагает закончить фразу:
«Слон большой, а комар …. (маленький).
У девочки волосы длинные, а у мальчика …. (короткие).
Дерево высокое, а куст …. (низкий).
Лев смелый, а заяц … (трусливый).
Дедушка старый, а внук …. (молодой).
Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной
норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.
Задание на проверку уровня развития слоговой структуры речи.
Повтори. Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность
слоговой структуры.
Стук ___ Фантик ___ Помидоры___
Посуда ___ Капуста___ Тропинка___
Кастрюля ___ Черепаха ___
Корабль ___ Тюльпан ___
Отмечается:
- Слоговая структура не нарушена.
- Негрубые дефекты слоговой структуры.
- Нарушение слоговой структуры слов:
* парафазии (замены звуков, слогов);
* элизии (пропуски звуков, слогов);
* итерации (добавление);
* персеверации (циклическое повторение);
* перестановки звуков, слогов;
* антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
Задание на обследование уровня развития активной речи.
Перескажи. Проверяется уровень развития связной речи.
Взрослый предлагает послушать рассказ и пересказать его: «У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые».
Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,
требует развития, не сформирована.
Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.
1. Проверяется умение употреблять имена сущ. в Им. п. мн. числа.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Предлагают рассмотреть и назвать картинки.
Охотник ___ Гнездо ___ Колесо ___
2. Скажи со словом много. Проверяется умение употреблять имена сущ. во
мн. числе в Р. п.
Дом ___ Книга ___
3. Подбери слово. Проверяется умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.
Кошка пушистая и котёнок у неё (какой). ….;
лиса рыжая и лисёнок у неё (какой) …. ;
зайчиха серая и зайчонок у неё (какой) …;
собака чёрная и щенок у неё (какой) … .
4. Назови ласково. Проверяется сформированность умения образовывать
имена сущ. с уменьшительно-ласкательным
суффиксом.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького
предметов.
«Назови предметы ласково».
Стул –
Стакан –
Замок –
Цветок –
Подушка –
Шапка –
Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован
недостаточно; не сформирован.
Логопедическое заключение.