Екатерина Шелухина
Цикл занятий по обучению чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 1.
Тема: «Звук и буква А»
Цель: Познакомить с термином «гласный звук», закрепить звук а.
Уметь выделять его из начала и конца слова.
Знакомство с печатной буквой А.
Выяснить чем отличаются буквы от звуков.
Ход:
I. Оргмомент (назови своё имя)
II. Звук [а]
1. Сегодня мы вспомним звук [а]
- Кто знает какой он?
- Каким кружком обозначается? (повесить кружок на доску)
- Подобрать слова, которые начинаются на звук [а]
- Есть слова, которые заканчиваются на звук [а]?
(глина, крыша, груша и тд.)
Публикация «Цикл занятий по обучению чтению» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Д/и «Угадай, где звук?» (картинки)
(с помощью полоски и кружочка определяем место звука в словах по картинкам)
Ананас, доска, арбуз, пуговица, автобус, автомат, подушка
III. Буква А
1. Чтобы смочь записать этот звук, люди придумали букву А
(повесить на доску)
2. Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
3. Это большая буква А
Два столбика наискосок, а между ними поясок.
4. Обвести в воздухе, обвести на столе.
5. Это маленькая буква а (повесить на доску)
Вот завитушка, а впереди маленькое брюшко.
6. Обвести в воздухе, обвести на столе.
IV. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
V. Работа в тетради.
1. Обвести трафареты А и а.
2. Заштриховать их.
VI. Итог
1. Какой звук и какую букву выучили?
2. Какие они, каким цветом кружки их обозначают?
3. Чем отличаются звуки от букв?
4. Подобрать слова на звук [а]Занятие № 2.
Тема: «Звук и буква Аа»
Цель: Закрепить понятие «гласный звук».
Упражнять в умении выделять звук из любой позиции в слове.
Знать чем отличаются буквы от звуков.
Закрепить букву Аа, учить находить её среди других букв.
Печатание Аа в тетради.
Ход:
I. Оргмомент (Время года)
II. Звук [а]
1. Какой звук мы учили на прошлом занятии?
2. Какой он, почему его так называют, каким кружком его обозначают?
3. Вспомните слова со звуком [а]
4. Д/и «Найди звуку место»
(обратить внимание и на середину слова)
III. Буква Аа
1. С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии?
2. Чем буквы отличаются от звуков?
3. Из каких частей состоит А и а?
IV. Физкультминутка.
IV. Печатание А и а в тетради.
1. Печатание в воздухе.
2. Печатание на столе.
3. Показ буквы на доске.
4. Печатание в тетради.
V. Итог.
Будет свободен тот, кто назовёт слова, которые начинаются на звук [а]
Занятие № 3
Тема: «Звук и буква Уу»
Ход:
I.
- Какой звук мы с вами выучили на прошлом занятии?
- Какие слова мы вспоминали со звуком [А]?
Мы отмечали с вами красным кружочком звук вначале и в конце слова.
II.
А сегодня мы с вами познакомимся со звуком [у], так как этот звук тоже гласный, мы его обозначаем красным кружочком.
Давайте вспомним слова, которые начинаются на звук [у].
III. (картинки)
Утка, утюг, улитка, утконос
IV. Буква У.
- А можно ли записать звук [у] не зная буквы, которой он обозначается?
(повесить на доску)
Поём звук [у], губки вытягиваются
- звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
- Обведём её в воздухе
- обведём на столе
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
V.Работа в тетради.
Обводим трафареты буквы У
Заштриховать её красным карандашом.
VI. Итог.
Мы уже выучили с вами 2 буквы
А У
- Как кричим, когда теряемся в лесу? АаааУууу
- А если поменять местами
У А
УуууАааа
- Кто так кричит? ребенок
Занятие № 4
Тема: «Звук и буква Уу»
Ход:
I.
- Какие звуки и буквы мы с вами уже выучили? А У
- Чем отличаются звуки от букв?
II.
- Выкладываем схему слов МАК
ЛУК
БУХ
(все вместе)
III. Пишем букву У (большую и маленькую)
Логопед на доске
(от точки)
И маленькую букву в одну клеточку
- Как кричим в лесу, когда потеряемся? АУ
Пишем на доске и в тетрадях
(в тетрадях есть образец)
- Как кричит маленький ребёнок? УА
Пишем на доске и в тетрадях
Занятие № 5.
Тема: «Звук и буква О»
Ход:
I. Оргмомент
Все встаньте, а сядет тот, кто назовёт своё имя ласково
(Костенька, Полиночка и тд)
II. 1. Вспомним, какие же звуки и буквы мы выучили на прошлом занятии?
- Чем отличаются звуки от букв?
- Я вам сейчас покажу букву, а вы мне будете её называть
А
У
2. Загадка:
Может вариться, может крутиться,
А может и разбиться.
- Что это? (яйцо)
- Посмотрите на мой ротик - ЯЙЦО-О-О-О-О
- Какой звук мы будет сегодня учить? [О]
3. Д/и «где звук?»
обруч крыло облако окунь домино Оля письмо
- Давайте споём звук [о] поётся? Ничего не мешает?
- Значит звук какой? (гласный)
III. Буква О
Я как обруч, захочу, куда хочу, туда качу.
- Трафареты в тетрадях, обводят, штрихуют.
IV. Физкультминутка.
На болоте 2 лягушки 2 зелёные подружки
Рано утром умывались, полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали.
Потянулись, улыбнулись, наконец – то мы проснулись.
V. ОКНА (логопед на доске, дети в тетрадях)
- От точки я считаю 4 клеточки
(дети в своей тетради считают и ставят точку)
- Соединяем две точки линией.
- Какой звук первый в слове ОКНА
(О – О – О – О кна)
- Какой первый кружок рисуем? (красный)
- Какой второй звук в слове? (оК, оК, оК, оК)
Он согласный, значит обозначается синим кружочком.
- Какой третий звук в слове ОКНА? окН, окН, окН
Рисуем синий кружок.
И последний звук окнА, окнА
Пишем маленькую букву а красным цветом.
- Какую букву мы сегодня с вами учили? О
VI. Итог
- Будет свободен тот, кто назовёт слово со звуком [О].
Занятие № 6
Тема: «Звук и буква О»
Ход:
I. - Давайте вспомним, какие звуки и буквы мы с вами уже выучили?
А У О
- Чем отличаются звуки от букв?
II. Д/и «найди место звука»
Осень, письмо, дом, овощи, крыло, нос, яйцо, Дон, Волга
III. Работа в тетрадях. (логопед на доске, дети в тетрадях)
(обводим все уголочки)
О А
(читают)
- Запишем в тетради оа
О У
- Запишем в тетради оу
IV. Букварь
- Познакомимся с букварём.
- Покажите большую букву А
- Покажите маленькую букву а (так с каждой страницей и с каждой буквой А У О)
Занятие № 7
Тема: «Звук и буква Мм»
Ход:
I. - Скажите мне, пожалуйста чем отличаются буквы от звуков?
- Читаем (по очереди, кого назову)
А У
О А
А О
У О
О У
(каждому ребёнку разный слог)
- Сейчас выйдет к доске ___ и выложит на доске слово АУ
- Правильно, ребята?
Теперь к доске идёт ___ и выкладывает слово АО
ОА ОУ АО
II. Загадка:
Не летит, но жжужит,
Жук по улице бежит
И горят в глазах жука
2 весёлых огонька
(машина)
- Какой первый звук в слове МАШИНА? М
- Он гласный или согласный?
III.
Мочалка, молоток, чемодан, дым, малина, дом, ромашка, муха, гном, муравей.
IV. Логопед называет 1 слог
АМ УМ ОМ
- 1 звук какой?
- 2 звук какой?
V. Гулял звук А (а-а-а-а-а-а)
Гулял звук М (м-м-м-м-м-м)
Они встретились, взялись за ручки, что получилось?
Гулял звук О (о-о-о-о)
Гулял звук М (м-м-м-м)
Взялись за ручки, что получилось?
VII. Физкультминутка.
VIII. Букварь стр. 7
- Почему здесь нарисовали дом, если слово начинается на Д?
- Покажите пальчиком букву А, О, У.
Откроем страницу 11.
Первую букву нужно немного потянуть А-а-а-М
(пальчиком ведём по соединительной дорожке)
У-у-у-у-М
Взялись за руки друзья
и сказали Ты да Я.
IX. Работа в тетради.
- В воздухе пишем букву М
- В тетради обводят трафареты
- Попробуйте пропеть букву М. не поётся, правда?
- Значит каким цветом вы будете её штриховать? (синим)
- Пишем в тетради большую букву М и маленькую букву м. (буквы не прилипают друг к другу)
Занятие № 8.
Тема: «Звук и буква Мм»
Ход:
I.
- Какие же буквы мы с вами уже выучили?
Посчитаем А У О М - 4 буквы
- Какие из них гласные? А У О
- А буква М какая? Согласная
II. На доске логопед вывешивает слоги и по очереди просит прочитать детей.
А М
А О
О М
У М
У А
А У
Давайте вспомним слова, в которых есть звук [М]
… … … ….
III. Игра
Логопед показывает кружочки и называет слог
АМ ОМ УМ МА МО МУ
- Какой звук 1ый в слоге, а какой 2ой звук?
IV. Гулял звук
Гулял звук М м-м-м-м-м-м
Гулял звук А а-а-а-а-а-а-а
Они встретились, взялись за ручки, что получилось?
МУ ОМ МО
IV. На столе у каждого ребёнка лежат буквы,
- Поднимите и покажите мне букву А, О, У, М.
V. Логопед на доске выкладывает слог, а дети у себя на столе должны его повторить.
- Что нужно сделать, чтобы вместо АМ, получилось МА?
(поменять местами)
У М
- Что нужно сделать, чтобы получилось МУ?
О М
- что нужно сделать, чтобы получилось МО?
VI. Физкультминутка
VII. Табличка (дети по очереди читают слоги)
ам ма
ум му
ом мо
ма - ма
- А сегодня мы с вами научимся читать и писать первое слово, ваше любимое слово МА-МА
VIII. Работа в тетрадях (по образцу)
ум
ма
мо
Занятие № 9
Тема: «Звук и буква С»
Ход:
I. – Какую букву мы учили на прошлом занятии?
ам ма
ум му
ом мо
ма - ма
(по очереди дети читают)
II. Загадка:
Смело в небе проплывает
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что же это? (самолёт)
- Какой 1ый звук в слове Самолёт?
Скрипка, лес, часы, нос, самолёт, пёс, колесо, сорока, фасоль
III.
1 звук - ?
2 звук - ?
АС УС ОС СА СУ СО
IV. Гулял звук.
Гулял звук А а-а-а-а-а-а
Гулял звук С с-с-с-с-с-с
Взялись за ручки, что получилось? АС
УС ОС
Теперь наоборот вышел гулять звук С, потом А, встретились, что получилось?
СУ СО
V. Физкультминутка
VI. Буква С
- Куда рожки смотрят?
Трафареты
Штриховка синим карандашом
Пишем в тетради
С
с
ас
ус
Читаем табличку
ас са
ос со
ус су
са - ма
Занятие № 11
Тема: «Повторение»
Ход:
I. Мы с вами сегодня будем всё повторять, что выучили на прошлых занятиях.
- Я называю вам слова, а вы мне будете говорить какой 1ый звук в слове.
Апельсин, утка, осень, муха, стол, айболит, ухо, овощ,
обруч, муравей, скрипка, утюг.
- Возьмите в тарелочках кружочки
Выложим схему слова СОМ
- Покажите пальчиком мне звук С, звук О, звук М
Всё убираем.
Выложите кружочками слово САМ
- Уберите пожалуйста в сторону звук А
- Уберите в сторону звук С
- Какой звук остался? М
II. Возьмите свои тарелочки.
Выложите кружочками слог АМ
- Какой 1ый звук?
- какой 2ой звук?
- что получилось? АМ
Теперь выложим слог МА
(уберите)
Выложите слог МУ (убрали)
СО АС
И выкладываем ваше любимое слово МА-МА
(убрали)
Теперь выложим слово ОСА
III. Работа в тетради.
Теперь вам нужно списать 3 слова.
О – СА
СОМ
САМ
Пишите красиво, потому что я вам разрешу эти листочки забрать домой и показать родителям, и оставить дома.
Точка стоит там, откуда нужно писать.
VI. – Какие буквы мы с вами выучили? А У О М
- Чем отличаются звуки от букв?
Занятие № 10
Тема: «Звук и буква Сс»
Ход:
I. Оргмомент
- На какую букву заканчиваются слова:
ПЁС, ЛЕС, НОС
Назовите слова со звуком С
(вначале, в середине или в конце слова)
II. Табличка
ас са
ос со
ус су
са - ма
(по очереди читаем)
III. Выкладываем слово САМ
- какой первый звук? С поётся? Нет
значит каким цветом обозначается? синим
- какой второй звук? А
- какой третий звук? М
На столе из букв каждый ребёнок выкладывает слово САМ
Затем слово СОМ, АС
- что нужно сделать, чтобы получить СА
УС - что нужно сделать чтобы получить СУ
ОС --- СО
IV. Физкультминутка
V. Работа в тетради
Пишем по образцу
ас
ус
ос
сом оса
Занятие № 12
Тема: «Звук и буква Х»
Ход:
I. Давайте вспомним какие буквы мы с вами уже выучили
(на доске висят)
А О У М С
Назовите
II. Загадка
Круглый зрелый загорелый
Нам попался на зубок
Расколоться он не смог
А попав под молоток
Хруснул раз - и треснул бок.
(орех)
-какой последний звук в слове ОРЕХ?
III.
Возьмите пожалуйста свои полосочки и кружочки.
А теперь вы придумайте слова со звуком [х]
Холодильник, хомяк, пастух, холодно, бух, помеха.
IV. Каждому ребёнку задание.
АХ - какой 1 звук? - какой 2ой звук?
ОХ - 1ый звук? - 2ой звук?
ХО
ХА
ХУ
УХ
Вы уже поняли, что сегодня мы будем учить букву Х
Написали в воздухе
Возьмите свои тарелочки с кружочками и выложите слог
ХА, АХ, ХУ, УХ, ОХ, ХО
V. Табличка
ах ха
ох хо
ух ху
VI. Работа в тетрадях.
Трафарет
Штрихуют
Пишут по образцу
Букварь стр. 18
Занятие № 13
Тема: «Звук и буква Хх»
Ход:
I. Выложите пожалуйста схему слова СОХ
Поставьте пальчик на первый звук [С],
Уберите звук [О]
Какой же звук остался? Х
Теперь выложим схему слова МУХА
Уберите пожалуйста звук [А],[М], [У]
- какой звук остался? [Х]
II. Теперь буквами выложим слово МУХА.
Посчитаем сколько букв в этом слове?
III. Читаем
ах ха
ох хо
ух ху
IV. Работа в тетради
сох (когда человек намокнет, а потом он сохнет)
муха
V. Самостоятельное письмо
Там, где стоит красная точка поставьте ручку.
Я буду диктовать вам слоги, а вы будете их писать.
СУ АМ МУ ОХ ХА МА
Назовите мне пожалуйста гласные буквы и согласные из тех, которые мы уже выучили.
VI. Будет свободен тот, кто назовёт слово с буквой (по одному)
М, Х, С, О, У, А
Занятие № 14
Тема: «Звук и буква Рр»
Ход:
I.
- Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв?
Мы с вами на прошлом занятии какую букву учили? Х
Читаем по очереди:
ухо мох
сухо уха
соха муха
(Соха - это такой плуг, которым раньше копали землю)
II. Я буду называть слова, а вы мне будете говорить какой последний звук в слове?
МИША, НЕСУ, КОЛЬЦО, КОМ, КЛАСС, МОХ, ПИШУ, РУЧКА, НОС
Загадка:
Летит, пищит
Ножки длинные тащит
Случай не упустит
Сядит и укусит
(комар)
- какой последний звук в слове КАМАР?
Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р поётся? Значит он какой? (согл)
III.
АР - какой 1ый звук? - какой 2ой звук?
УР
РА
РУ
РО
IV. Выкладываем кружочками слово СОР
- уберите в сторону звук О, С
- какой остался?
Выкладываем кружочками слово РАМА
- сколько в слове гласных звуков?
- сколько согласных?
V. Я вам принесла букву
Р
(согнула ручку)
Давайте буквами выложим слог РА, теперь попробуйте сделать из него АР (вы волшебники)
РО УР
VI.Работа в тетрадях
Трафарет
Штриховка
Пишем
Почитаем
ра ар
ро ор
ру ур
Занятие № 15
Тема: «Закрепление»
Ход:
I. Читаем таблички
ам ма
ум му
ом мо
ухо
сухо
соха
ра ар
ро ор
ру ур
II. Кружочки
Выкладываем схему слова РОМА
- уберите звук А, Р, О - какой звук остался?
Схема слова КРОТ
- уберите звук Т, О, К
III. Выкладываем слово РАМА
ХОР
СОР
IV.Физкультминутка
На болоте 2 лягушки
2 зелёные подружки
Рано утром умывались
Полотенцем растерались
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям физкультпривет!
V. Работа в тетрадях
хор
сор
VI. Читаем
сор рама
хор Мара
Рома Мура
А теперь давайте вспомним слова со звуком [Р]
Занятие № 16
Тема: «Звук и буква Шш»
Ход:
I.
- Вспомним, чем отличаются звуки от букв?
Назовите буквы, которые мы выучили
А У О М С Х Р
(по одному каждого ребёнка)
Читаем:
сор рама
хор Мара
Рома
II. Загадка:
Красный, синий, голубой,
Невесомый, надувной,
Не живой, не птица, -
Улететь страшится.
(шарик)
- какой первый звук в слове ШАР?
- Поётся?
- Значит он какой? согласный
III. Кружочки
АШ
УШ - какой 1ый звук?
ОШ - какой 2ой звук?
ША
ШУ
ШО
IV. Гулял звук
Ш ш-ш-ш-ш-ш
А а-а-а-а-а-а-а
Они встретились, что получилось?
Ш ш-ш-ш-ш-ш
У у-у-у-у-у-у
Они встретились, что получилось?
V. Кружочки
Схема слова ШУМ
- уберите звук М, Д, У, (будьте внимательны)
- что осталось?
Схема слова МАША
- уберите звук А, М, Ш
- что осталось?
VI. Буква Ш
Ш
- на что она похожа? (на грабли)
Игра «Хлопни и сделай»
Буквами выложим слог АШ
- теперь я хлопну в ладоши, а вы делаете слог ША
Выложим ШО, по хлопку делают ОШ
УШ – хлоп_- ШУ
VII. Работа в тетради
Трафарет
Штрихуем
Пишем
ша
шу
Занятие № 17
Тема: «Звук и буква Шш»
Ход:
I. Оргмомент
- чем отличаются звуки от букв?
- назвать буквы
А У О М С Х Р Ш
Читаем
аш ша
уш шу
ош шо
II. Схема слова ШАР
- уберите звук Р, А
- что осталось?
УШИ
- сколько букв в этом слове?
- какая первая буква, вторая, третья
- уберите звук У, Ш
III. Игра «хлопни и сделай»
Буквами выложим слог ША
Я хлопну, а вы сделаете из него слог АШ
ШО – хлопок – ОШ
УШ – хлопок - ШУ
IV.
Теперь выложите слово буквами МАША
- назовите гласные
- назовите согласные
ШУМ - назовите гласные
- назовите согласные
V. Работа в тетрадях
шар
шум
Маша
Почитаем
шар шум
Маша Шура
Саша Маша
суша марш
хо – ро – шо
Встанет тот, кто назовёт слово со звуком [Ш]
Занятие № 18
Тема: «Звук и буква Ы»
Ход:
I.
- Какие буквы мы с вами выучили?
А У О М С Х Р Ш
- Назовите гласные
- Назовите согласные (по одному)
Читаем
шар
шум
Маша
Загадка: На руке и на стене
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода, до захода.
(часы)
- Какой последний звук в слове часы?
Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы поётся? Значит он какой? Гласный
Придумайте слова в которых есть звук Ы
РЫБА, ИНСТРУМЕНТЫ, МЫШЬ, СТОЛЫ
В нашем русском языке нет ни одного слова, которое начинается на букву Ы, поэтому большой буквы Ы нет, только маленькая.
II. Кружочки
МЫ
СЫ - какой 1ый звук?
ХЫ - какой 2ой звук?
ШЫ
РЫ
III. Гулял звук
Ш ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Ы ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы
Встретились, взялись за ручки, что получилось?
СЫ
РЫ
ЫХ
ЫМ
ЫШ
Кружочками выкладываем схему слова ГОРЫ
- уберите звук Г, А, Р, О, Ы
УСЫ
- сколько здесь гласных? Назовите
- сколько согласных?
Вы поняли, что сегодня мы будем знакомиться с буквой Ы
IV. Буква Ы
Ы
Ы какая ты толстушка
Твой животик как подушка
Чтобы легче ей ходить
Палочку пришлось добыть.
V. Работа в тетради
Трафареты
Штриховка
Обвести рыбку (обведи её всю красным цветом, как на образце,
а плавники штрихуем)
Пишем по образцу Ы
Ы (палочка не прилипает к животику)
сы (буква С не прилипает к спинке буквы Ы)
мы хы
сы ры
VI. Почитаем
Занятие № 19
Тема: «Звук и буква Ы»
Ход:
I. Раздала карточки каждому ребёнку.
сом
му-ха
оса
Мура
уха
са-ма
шум
сор
сыр
марш
усы
Рома
шар
Маша
ура
Мара
(каждый ребёнок по очереди читает свою карточку)
II. – Какой звук мы с вами учили на прошлом занятии? Ы
- А можно придумать слова, которые начинаются на звук Ы?
III. Игра «Один – много»
Я буду называть 1 предмет, а вы много.
КОТ, СТОЛ, КАРАНДАШ, КИТ, ДОМ (домы а есть такое слово)
Правильно - Дома
IV. Схема слова кружочками СТОЛЫ
- уберите….
БАНТЫ
- уберите…
V. Слово буквами
Кладём первую букву С, вторую Ы, третью Р
Что получилось?
1 – О 2 – С 3 – Ы что получилось?
1 – Ш 2 – А 3 – Р 4 – Ы
Что получается
VI. Тетради (по образцу)
усы
шары
Занятие № 20
Тема: «Звук и буква Лл»
Ход:
I.
- Какие буквы мы с вами уже выучили
(А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы)
Почитаем:
осы шары
сыр рамы
мы у мамы
Загадка:
Сидит дед
В сто шуб одет
Кто его раздевает
Тот слёзы проливает
(лук)
- Какой 1ый звук? Поётся?
Значит он какой? Каким цветом будем обозначать?
II. Картинки
ЛОДКА, ОСЁЛ, ЁЛКА, ЛОСЬ, КУКЛА, ЛОПАТА, ПОЛОТЕНЦЕ
Кружочки показывать я вам больше не буду, давайте отрываться от кружков.
ЛА ЛУ ЛО ЛЫ (каждому ребёнку разный слог)
III. Кружочки в тарелочках
Схема слова МЫЛ
- уберите звук Ы, Д, М
- какой звук остался?
ПАЛКА - уберите звук А, П, К
- какой звук остался?
Вы уже поняли, что сегодня мы с вами будем учить букву Л
IV. Буква Л
Алфавит продолжи наш
Буква Л, лесной шалаш.
IV. Буквами выкладываем
ЛА ЛО ЛУ ЫЛ
VI. Работа в тетради
Трафареты
Штриховка
Письмо по образцу
Л
л
ал
лу
Занятие № 21
Тема «Звук и буква Лл»
Ход:
I. Какие буквы мы с вами выучили на прошлых занятиях
А У О М С Х Р Ш
Читаем
мы хы
сы ры
сор
хор
II. Какой последний звук в словах?
ПИСЬМО, КУКЛА, ПЫХ, БУЛЬВАР, КАРАНДАШ, КОТЫ, ПРИНЕСИ, ОСЁЛ, ПИЛЫ
III. Схема слова АУЛ
- уберите звук А, Л
- какой остался?
ДУНУЛ
- уберите звук У, Д, Л
IV. Выкладываем буквами слова
1 буква М 2 буква А 3 буква Л
Что получается? МАЛ (этот мальчик мал, то есть маленький)
1 буква М 2 буква Ы 3 буква Л 4 буква О
Что получилось? МЫЛО
УШЛА
V. Игра «Незнайконо задание»
Первая буква С 2 буква А 3 буква О 4 буква Л
САОЛ
Здесь нужно всего одну букву переставить местами
Что получается?
VI. Работа в тетради
мал
ушла
VII.Закончится занятие для того, кто назовёт слово со звуком Л.
Занятие № 22
Тема: «Звук и буква Нн»
Ход:
I. Давайте вспомним, какие буквы мы выучили?
(буквы висят на доске, дети называют)
А У О М С Х Р Ш Л
Читаем
ах ха
ох хо
ух ху
сор рама
хор Мара
Рома Мура
Луша сало
ушла мыло
Мама ушла
II. Загадка:
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить
Сумку мы с тобой берём
И на улицу идём
Там проходим вдоль ветрин
И заходим в магазин
- Какой последний звук в слове?
Придумайте слова со звуком Н
(ноты, Настя и тд)
III. Гулял звук
Н н-н-н-н-н-н-н
А а-а-а-а-а-а-а-а
Встретились, что получилось?
НУ
НО
НЫ
IV. Кружочки
Схема слова НАШ
Покажите звук Н, У, А, Ш
ЛУНА
Уберите звук Л, У, Н, какой остался?
V. Буква Н
Сегодня мы познакомимся с буквой Н
(похожа на лестницу)
Положите букву Н перед собой (достаньте из тарелочки)
Что нужно сделать, чтобы получилось НА, уберите А.
НО, уберите букву О
НУ
НЫ
VI. Тетради
Трафарет
Штриховка
Пишут
Н
н
на
Читаем
ан ун
на ну
он ны
но
Какую букву мы сегодня учили?
Она гласная или согласная?
Занятие № 23
Тема: «Звук и буква Нн»
Ход:
I. Буквы висят на доске
А У О М С Х Р Ш Л Н
(читают по очереди)
Читаем таблички
мы хы
сы ры
сор рама
хор Мара
Рома Мура
ан ун
на ну
он ны
но
II. Буквами выкладываем слова
1 буква С 2 буква О 3 буква Н
СОН
- что получилось?
1 буква Л 2 буква У 3 – Н 4 - А
ЛУНА
- что получилось?
1 – С 2 – Ы 3 - Н
СЫН
III. Работа в тетради (по образцу)
нос
сын
Занятие № 24
Тема: «Звук и буква Кк»
Ход:
I.Какие буквы мы с вами уже выучили?
Дети называют, логопед вешает букву на доску
А У О М С Х Р Ш Л Н
Стихотворение:
У козы растёт ребёнок –
Белый маленький козлёнок.
Пьёт козлёнок молоко
И не бродит далеко:
Не окрепли ножки,
Не пробились рожки.
- какой первый звук в слове Козлёнок? Какой последний?
II. Гулял звук
К к-к-к-к-к-к-к-к-к
А а-а-а-а-а-а-а-а-а
Встретились, что получилось? КА
К к-к-к-к-к-к-к
О о-о-о-о-о-о-о
Встретились, что получилось? КО
КУ
КЫ
ОК
УК
III. Кружочками выкладываем схему слова
КАША
К – согл А – гласн Ш – согл А - гласн
КОМ
IV. Работа в тетради
Трафарет
Штриховка
Пишем
К
к
ка
Занятие № 25
Тема: «Звук и буква Кк»
Ход:
I. Логопед вешает буквы, один ребёнок называет, по очереди
Читаем
ак ах
ок ох
ук ух
ха са
ко со
ху ку
II. Устно составляют слово
К+О+Т - что получится если к звуку К прибавить звук О
и прибавить звук Т
Т+О+К
К+О+М
Т+А+К
III. Буквами выкладываем слова
1 – М 2 – А 3 – К
Что получилось? МАК
КАША
IV. Работа в тетрадях (по образцу)
лук
косы
V. Читаем
мак сок
рак каша
лук косы
Занятие № 26
Тема: «Звук и буква Тт»
Ход:
I.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Какие буквы мы с вами выучили?
(по памяти)
Читаем:
мак сок
рак каша
лук косы
каша кора
кашка корка
Мурка
II. Загадка:
Стоит свеча из кирпича
Всех выше рот разинула
А дымом дышит
(труба)
- какой 1 звук в слове? Т
- поётся? Значит какой он?
- какой кружок будем брать? (синий)
III.
Картинки
ТУФЛИ, СЕРВАНТ, КАРТОШКА, ТАРЕЛКА, ГРАНАТ, КАПУСТА, УЛИТКА, ТАПОЧКИ, КОТ, ТАНК
IV. Схема слова кружочками
ТРУБА
- сколько букв?
- сколько согласных? Гласных? Какие гласные?
IV. Буква Т
Т
На антану Т похожа
И на зонт как будто тоже.
V. Буквами выкладываем слоги
ТА теперь из этого слога нужно сделать АТ (волшебники)
ТО - ОТ
ТУ - УТ
Что нужно сделать, чтобы получилось слово ТУТ?
VI. Работа в тетради
Трафарет
Штриховка
Письмо
Т
т
то
Читаем
та ту
то тут
там рот
тут ноты
кот утка
Занятие № 27
Тема: «Звук и буква Тт»
Ход:
I. Почитаем
та ту
то тут
Что получится если к звуку Т + А
Индивидуальное задание:
Т + О Т + У
Т + У + Т Т + А + К Т + У + К
II. Буквами выкладываем слово
1 буква - Т 2 – А 3 – К
Что получается ТАК
ТОК ТУТ ТУК
III. Работа в тетради (по образцу)
так
тут
IV. Читаем (по очереди)
там рот
тут ноты
кот утка
Занятие № 28
Тема: «Звук и буква Ии»
Ход:
I. – чем отличаются звуки от букв?
- какие буквы мы с вами выучили? (по памяти)
Читаем
там рот
тут ноты
кот утка
Загадка:
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.
(иголка)
- какой 1 звук в слове Иголка?
- Попробуем её пропеть и-и-и-и-и-и-и
- поётся? Значит она какая? Гласная
- Каким цветом будем её обозначать?
II.
Картинки
ИГЛА, НОСКИ, СКРИПКА, КОЛГОТКИ, ГРИБ, ИНДЮК,
КАРЕЖКИ, МАЛИНА, ЛИСА
III. Схема слова ИГЛА
- сколько букв?
- сколько гласных?
IV.
И
И – калитка – три доски
Вот на что похожа И
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
V. Буквами выкладываем слог
ТИ - ИТ (буква И смягчает согласный звук, который
МИ – ИМ стоит перед ней)
РИ - ИР
VI. Работа в тетради
Трафарет
Штриховка
Пишем
И
и
ит
Читаем:
им ир ин
иш их ит
ик ис
мы ми
сы си
ры ри
Занятие № 29
Тема: «Звук и буква Ии»
Ход:
I. – Чем отличаются буквы от звуков?
Читаем
им ир ин
иш их ит
ик ис
мы ми
сы си
ры ри
II. Что получится если к букве (каждому ребенку задание)
И + Р И + С Т + И
М + И Ш + И И + Х
III. Буквами выкладываем
1 – М 2 – И 3 – Р
Что получается? МИР
МЫЛ
Дети сами выкладывают слово МЫЛО
IV. Работа в тетради
мил
мишка
Я вам уже рассказывала, с какой буквы мы пишем имена с большой или с маленькой?
V. Читаем
мыло Мила
мыш – ка
мис - ка