Екатерина Пронина
Цикл занятий по формированию элементарных умений в самообслуживании в первой младшей группе (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия
«Водичка, водичка, умой мое личико!»
Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Учить на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Необходимый материал. Сюжетная картинка: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцами и пр.)
Организация. Индивидуально.
Публикация «Цикл занятий по формированию элементарных умений в самообслуживании в первой младшей группе (1 часть)» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Краткий ход ситуации. Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, воспитатель задает вопросы: «Кто здесь нарисован? Как зову! мальчика (девочку? Что он (она) делает? Как ты догадался?»
Затем воспитатель читает стихотворение про этого ребенка:
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
А. Кузнецова
«Тебе нравится мальчик Алеша (девочка Таня? А ты умеешь сам (сама) умываться?» Воспитатель показывает предметные картинки, просит назвать, отобрать то, что нужно для умывания. Вызвав у ребенка положительный настрой, предлагает ему отправиться в гости к Мойдодыру (пойти умываться).
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть руки — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.).
Дома с ребенком. Приобщение малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания; игры с водичкой, мыльной пеной, мыльными пузырями и пр.
«Мыльные перчатки»
Цель. Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Помочь заметить рост своих достижений, ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, мыльные, пена, смывать.
Необходимый материал. Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Индивидуально, после прогулки или другого вида деятельности, когда у ребенка особо грязные руки.
Краткий ход ситуации. Воспитатель говорит: «Ой, какие у тебя гряз-ные ручки, как запачкались!» Включает воду и читает стихотворение: Знаем, знаем, да, да, да, Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-нож-ку. Нет, не понемножку — Посмелей,
Будем умываться веселей! Н. Пикулева
«Чем мы руки моем? Правильно, надо обязательно мыть с мылом. Возьми мыло. Где оно лежит? В мыльнице. Теперь положи на ладошку, прикрой другой ладошкой. Намыливай, вот так. Не бойся, ничего страшного, если уронишь. Мы его поймаем, не дадим убежать. Хватит, хорошо намылил. Положи мыло на место, в мыльницу. А теперь будем учиться делать „мыльные перчатки". Хорошенько, хорошенько потри ладошки, каждый пальчик, чтобы стало много-много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Давай вместе потрем. Хорошие перчатки, только манжеток у них еще нет, давай и здесь потрем. Вот какие замечательные перчатки получились. Молодец! А теперь смывай „перчатки". Ой, сколько грязи, какие черные ручейки! Давай помогу вытереть руки, вот твое полотенце».
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Саша (Наташа) научился делать «мыльные перчатки», предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации. Игры с игровым персонажем, предполагающие задания: разложить картинки в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть — полотенце); помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить игровой персонаж делать «мыльные перчатки».
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность включаться в процесс умывания, осваивать микропроцесс «мыльные перчатки» — намыливание и смывание мыльной пены с рук; радоваться умелости ребенка, его стремлению включаться в гигиенический процесс.
«Научим Неумейку мыть руки»
Цель. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт); осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно-игровой ситуации.
Необходимый материал. Игровой персонаж Неумейка, руки ко-торого, готовясь к конструированию образовательной ситуации, педагог заранее окунает в черную тушь (тушь на водной основе легко смывается под струей воды и не портит игрушку). Оборудование умывальной комнаты.
Организация. Образовательную ситуацию целесообразно кон-струировать во второй половине дня, когда дети заняты свободной деятельностью, играют в настольно-печатные игры, рассматривают книги или картинки; проводить с небольшой подгруппой детей, 3—4 человека.
Краткий ход ситуации. Воспитатель вносит игровой персонаж, который «хочет» подключиться к детской деятельности. Но можно ли ему вместе с детьми рассматривать такие красивые книжки (играть в лото? Его руки черным-черны от грязи:
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, и воспитатель предлагает детям научить его. Для этого детям предлагается пройти в умывальную комнату. «Что нужно сначала сделать?» — спрашивает воспитатель, обращая взглядом внимание детей на длинные рукава рубашки игрового персонажа. «Нужно рукава поднять. Завернуть рукава. Засучить», — хором отвечают дети. «Зачем это еще?» — «удивляется» Неумейка. Педагог помогает детям объяснить игрушке важность выполнения этого действия при мытье рук.
Затем дети показывают и объясняют Неумейке, как открыть кран, чтобы побежала водичка, и какой должна быть струйка, чтобы брызги не летели в разные стороны и не залили весь пол.
«Кто покажет Неумейке, как намочить водой руки? (Один или двое детей по предложению воспитателя подставляют руки под струю воды.) А теперь пусть это попробует сделать Неумейка. (Дети обычно с восторгом реагируют, когда с рук игрового персонажа текут черные струи от размываемой водой туши.) Ой, какие грязные руки, как много на них грязи, микробов! Чем мы руки моем? Правильно, мы всегда моем руки с мылом».
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
— Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Я. Аким
«Покажите Неумейке, как намыливать руки», — предлагает вос-питатель. «Покажите, покажите мне ваши ладошки! Где же мыло? Не вижу пены», — «говорит» игровой персонаж. «Не спеши, Неумейка. Сейчас дети положат мыло на место, в мыльницу, и начнут хорошенько тереть ладошки, пальчики, чтобы стало много пены, чтобы она покрыла руки, как перчатки. Покажите, у кого уже получились „мыльные перчатки". Молодцы, у всех прекрасные „мыльные перчатки". Такие же перчатки сделаем Неумейке. Не забудьте про „манжетки". А теперь смывайте „перчатки"».
«Что дальше делать? — „спрашивает" Неумейка. — Руки мокрые, вода капает». Дети показывают и объясняют, как отжать воду с рук, сделав «замочек», вытереть их о полотенце. «Молодцы! Научили Неумейку руки мыть. Пойдем, теперь покажем ему наши новые книжки».
Возможные усложнения ситуации. Дидактические игры с картин-ками, предполагающие задания: разложить их в последовательности действий (включить воду — кран; намочить и намылить руки — мыло, «мыльные перчатки»; отжать воду с рук — «замочек»; вытереть — полотенце); помочь игровому персонажу в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); научить его делать «мыльные перчатки», «замочек»; постепенный переход от контроля и оценки детской деятельности взрослым к совместной оценке взрослым и ребенком деятельности сверстника.
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность умываться, мыть руки самостоятельно, с минимальной помощью со стороны взрослых; поощрять детскую умелость, особенно желание вымыть руки, если они испачкались, развивать элементарный самоконтроль.
При обучении раздеванию, одеванию после сна и на прогулку педагог целенаправленно формирует детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть трусики, колготки) до целостного процесса. Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными желаниями ребенка, например желанием пойти гулять. Приведем пример образовательной ситуации, ориентированной на формирование умения надевать колготки.
«Каждая ножка — в свой домик»
Цель. Учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку — кусочек ярко окрашенной ткани или пуговку; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.
Необходимый материал. Оборудование раздевальной комнаты; дет-ские колготки с меткой, обозначающей «перед».
Организация. Индивидуально. Образовательная ситуация констру-ируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации. Воспитатель предлагает ребенку достать из шкафчика колготки, сесть на скамеечку, приложить колготки к себе и найти метку: «Сделай так, чтобы пуговка была впереди. Нашел? Молодец. Теперь надевай: каждую ножку — в свой домик, а чтобы пяточка сразу попала на свое место, сделай „гармошку". Какую ножку будешь первой в домик прятать? Правую? Хорошо, тогда делай ей „гармошку"».
В случае затруднения педагог использует показ рационального способа действия в несколько замедленном темпе, затем предлагает повторить, а если у малыша это не получается, использует прием совместного выполнения действий с ребенком, чтобы он получил необходимое мышечное ощущение.
«А теперь для левой ножки сделай „гармошку". Каждую ножку — в свой. (побуждает ребенка к завершению фразы) домик. Проверь: обе ножки в своих домиках? Теперь прячь свои ножки в домики, подтягивай колготки до коленочек. Хорошо, а теперь вставай и берись за резиночку. Подтягивай колготки вверх. Проверь: оказалась резинка на поясе? Аи да Сережа! Аи да молодец, сам колготки надел!»
Во время обеда воспитатель сообщает всем о том, что Сережа научился сам надевать колготки; предлагает рассказать об этом дома.
Возможные усложнения ситуации. Дидактические игры с картин-ками, предполагающие задания: разложить их в последовательности одевания (картинки изображают предметы одежды, соответствуют сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с куклой «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку». Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровке, завязывании.
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность самостоя-тельно выполнять освоенные микропроцессы; поощрять детскую умелость, развивать элементарный самоконтроль, используя метки и детали одежды (застежка, карманы и пр.). Игры-упражнения для развития мелкой моторики и упражнения в умении застегивать, шнуровать и пр.
«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»
Цель. Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).
Необходимый материал. Оборудование раздевальной комнаты; предметно-схематическая модель последовательности одевания на прогулку ( предметные картинки с изображением следующих предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж клоун Бим.
Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.
Краткий ход ситуации. В раздевальной комнате детей встречает веселый клоун Бим: «Привет, ребята! Куда это вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Погода сегодня замечательная. А что это у вас за картинки?» Игровой персонаж обращает внимание детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку. Педагог предлагает детям объяснить Биму, зачем нужны эти картинки: «Если забудешь, что дальше надевать, картинки подскажут».
Затем воспитатель сообщает Биму, что дети научились сами одеваться на прогулку, а так как игровой персонаж «сомневается и удивляется», предлагает самому «посмотреть и убедиться».
Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «Ой, у тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?» Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.
Игровой персонаж побуждает детей помогать друг другу, стиму-лирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на старание, проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.
Возможные усложнения ситуации. Гибкое изменение тактики пе-дагогического руководства самообслуживанием в процессе одева-ния/раздевания по отношению к конкретному ребенку в зависимости от успехов в развитии умелости, эмоционального настроя, его индивидуальных особенностей.
Дома с ребенком. Предоставлять ребенку возможность самостоя-тельно одеваться и раздеваться; развивать элементарный самоконтроль, используя предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку, поощряя умелость и поддерживая интерес к самообслуживанию. Постепенно усложнять требования, переводя ребенка на более высокую ступень самостоятельности.
«Наша раздевалка»
Цель. Обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми первых правил поведения и умения ориентироваться в предметном пространстве; знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, большое зеркало на стене и пр., назначением и способами его использования ребенком; обогащение и активизация словаря за счет слов: раздевалка, одеваться, раздеваться, шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить, скамеечка, длинная, низенькая, удобно, зеркало, посмотреться, большое, круглое и др.
Необходимый материал. Игровой персонаж веселый клоун Бим — большая набивная игрушка, сшитая из ткани. С первых дней во время утреннего приема Бим вместе с воспитателем и няней ласково, с улыбкой встречает каждого ребенка, облегчая ему процесс расставания с родителями.
Организация. Небольшими подгруппами, по 3—4 ребенка.
Краткий ход ситуации. Веселый клоун Бим приглашает нескольких детей, называя их по именам, в увлекательное путешествие. «Я буду паровоз, а вы — вагончики. Поехали кататься!» — говорит он.
«Ой, куда это мы с вами приехали? Как называется эта комната? (Воспитатель вместе с игровым персонажем подхватывает верные ответы детей и использует прием хорового проговаривания.) Выходите из вагонов, присаживайтесь на скамеечку. На что села Наташа? (На скамеечку.) Кто с Наташей рядом сел? (Андрюша.) И ты, Сашенька, садись рядышком. На что Саша сел? (На скамеечку.) Всем места хватило, потому что скамеечка какая? (Показывает рукой, делая длинное плавное движение в сторону.) Длинная скамеечка. Какая скамеечка? (Побуждает к проговариванию.)
Посмотрите, а это что? (Шкафчики.) Сколько здесь шкафчиков? (Много, много.) Почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Андрюша, первый свой шкафчик нашел. Как ты узнал, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Машинка.) Андрюша сам выбрал эту картинку. Вот какая красивая машина. Как папина машина, на которой папа привозит Андрюшу в детский сад. Теперь, Наташенька, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?» Аналогично строится диалог с другими детьми. «А что в этих шкафчиках лежит? Откройте дверки. Что открыл Саша? (Дверку.) Заглянем в шкафчик. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна эта полочка? Что на ней хранится? ( Вынимает по очереди предметы и называют хором: шапочка, шарфик.) А что у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, еще одна полочка. Для чего эта полочка? Что на ней стоит? (На ней стоят сапожки.) А это что такое? Правильно, это крючок. Что висит на крючке? (Курточка.) Зачем нужны крючки? ( Педагог обобщает: „Чтобы одежду вешать, чтобы она аккуратно висела, чтобы не помялась".) А теперь закройте дверки. Так для чего нам в раздевалке шкафчики?» Воспитатель вместе с клоуном Бимом обобщает детские ответы: «В шкафчиках хранится детская одежда и обувь для улицы. А когда дети уходят домой, в шкафчиках остаются их тапочки. Тапочки будут немножко скучать и ждать своих хозяев: когда они снова придут в свой детский сад!»
Клоун Бим предлагает снова занять места в веселом поезде. Паровоз дает гудок, все отправляются в путь. «Чук, чук, чук!» — стучат колеса, а вот и маленькая остановка. «Станция Зеркальная! — объявляет клоун Бим. — Посмотрите, куда мы приехали? Что здесь висит на стенке? (Зеркало.) Покажите ручками, какое оно большое. Посмотритесь в зеркало. Кто там? Наташенька, кого ты увидела в зеркале? А ты, Сашок? Улыбнитесь, наше зеркало очень любит, когда улыбаются. Кто догадается, для чего у нас в раздевалке зеркало повешено?»
Воспитатель вместе с клоуном обобщает детские ответы: «Посмот-ришься в зеркало — и сразу увидишь, все ли у тебя в порядке, не запач-кался ли, красивая ли прическа, все ли аккуратно в одежде. Как придете в детский сад, не забывайте заехать на станцию Зеркальную!»
Дети возвращаются в групповую комнату. Воспитатель предлагает рассказать, как было весело путешествовать, а клоун Бим приглашает в путешествие следующую подгруппу детей.
Возможные варианты усложнения образовательной ситуации. Ис-пользуя игру «Найди свой шкафчик», воспитатель уточняет, где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, как ее надо складывать (вешать или ставить). Клоун Бим рассказывает сказку о малыше Неумейке, который не знал, где любят жить его вещи в шкафчике и как их надо складывать. Предлагая помочь Неумейке запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «сапожки, носки», расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.
Используя прием «путешествия», воспитатель организует поездки по все более расширяющемуся маршруту (групповая, умывальная комната, спальня и т. д.). Оживляются детские поездки стихами, которые читает педагог. Так, например, на станции Зеркальная может прозвучать стихотворение А. Кондратьева:
Зеркало Любит Чистые лица. Зеркало скажет: Надо умыться.
— Зеркало охнет: Где же гребенка?
— Что же она
Не причешет ребенка!
Зеркало даже Темнеет от страха,
Если В него Поглядится Неряха!
Дома с ребенком. Воспитатель разъясняет родителям, что возраст их малышей — наиболее благоприятный (сензитивный) период для формирования культурно-гигиенических навыков. Освоение ребенком процессов одевания/раздевания дает опорную точку для проявления малышом активности и самостоятельности. При овладении этими умениями идет не просто формирование навыков, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения в мир культуры.
Малыши активно осваивают предметную деятельность: их привлекают действия с предметами, они с удовольствием манипулируют ими, многократно повторяя одни и те же действия. Дети интересуются, как обращаться с тем или иным предметом, поэтому необходимо создать и дома благоприятные условия для действий с предметами одежды.
Исходя из условий семьи, важно обсудить с родителями воспи-танников, как лучше организовать место для уличной одежды и обуви ребенка. Нужно разъяснить родителям, почему надо многократно показывать и называть действия при одевании/раздевании, обращая внимание малыша на то, как с помощью действий предметы одежды (обуви) приводятся в соответствующее пространственное положение: повесили курточку за петельку на крючок; поставили ботиночки на полку для обуви.
Предметный мир для малыша — это многообразие в первую очередь предметов одежды и обуви — шапочки, кепки, береты, шляпки, платья, юбки, халаты, брюки, шорты, куртки, свитера и кофточки, кроссовки, ботинки, сандалии, сапожки. Как разнообразен этот мир Как много названий, которые надо научиться правильно произносить. Помочь малышам ориентироваться в предметном мире одежды и обуви помогают образовательные ситуации, которые педагог многократно конструирует на протяжении всего учебного года. Основной принцип, который при этом необходимо соблюдать: по мере того как новый предмет появляется в поле зрения детей, входит в детский обиход, педагог неоднократно обращает на него внимание детей — называет, выделяет его назначение, самые главные части, их особенности, качества и свойства. Накопив таким образом у детей первоначальный запас чувственного опыта, педагог организует образовательную ситуацию для расширения, уточнения и обобщения детских представлений о данном предмете.