Лучший педагог года

Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов

Журавлева Анна
Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов

Описание – особый вид связной речи. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Публикация «Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов» размещена в разделах

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предмета (формирование лексического и грамматического базиса связной речи, формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем) закрепление полученных навыков составления рассказа–описания, усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Рекомендуются упражнения:

1. Узнавание предмета по его описанию (используется материал лексических тем, дидактические игры, игрушки и муляжи предметов)

2. Сравнение предметов по основным признакам (предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков) Прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа «Я начну, а вы продолжайте.» Успех занятий во многом обуславливается правильным подбором игрушки (она должна привлекать своей необычностью, образностью.) Игрушку показать детям за 5-7 минут до начала занятия. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя, его особенности. Это существенный момент, так как ребенок уже вызванный рассказывать, не должен брать игрушку. Она будет отвлекать малыша, мешать сосредоточиться.

Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например, пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи и т. д). Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком. В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один- два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.)

Прием параллельного описания двух предметов: кошки и собаки.

3.Составление описаний по вопросам педагога. Подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками. Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка. План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). С детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному требования тоже разные. Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.

4. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала лексических тем). Условные символы показываются по ходу составления рассказа–описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом–схемой. Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Игры предполагают соблюдение определенных правил. Так, если ребенок не справился с заданием или плохо подготовился к ответу, у него не принимают заказ (ему не продают игрушку, его переводят из группы экскурсоводов в группу учеников экскурсовода и т. п.)

5. Эффективен прием составления писем. Эти виды работ необходимо чередовать. Игру 1-2 раза проводят как самостоятельное занятие, а в дальнейшем – как 5-6 минутную часть занятия.

Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить детям переписываться с детским садом города иной климатической зоны. Начало письма педагог составляет заранее, дети дают подробные описания животным, птицам, игрушкам и т. д. Педагог записывает рассказы детей и в конце занятия зачитывает их, а дети выбирают наиболее удачные.

6. По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого объекта рекомендуется вводить новые виды работ: описание предмета по памяти на основе впечатлений, полученных при посещении, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Темы: Моя любимая игрушка. Маша заблудилась.

По собственному рисунку. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываниям детей.

Публикации по теме:

«В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников«В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников Игровое моделирование «В мире опасных предметов». Мероприятие по пожарной безопасности для дошкольников. Цель: формирование представлений.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Обучение дошкольников рисованию песком» Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Обучение дошкольников основным принципам и приемам передачи цвета Цвет - основа восприятия окружающего мира С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов
Опубликовано: 28 июля 2021 в 12:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД