Журавлева Анна
Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов
▼ Скачать + Заказать документы
Описание – особый вид связной речи. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.
В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.
Публикация «Обучение дошкольников рассказу-описанию предметов» размещена в разделах
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предмета (формирование лексического и грамматического базиса связной речи, формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков – микротем) закрепление полученных навыков составления рассказа–описания, усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Рекомендуются упражнения:
1. Узнавание предмета по его описанию (используется материал лексических тем, дидактические игры, игрушки и муляжи предметов)
2. Сравнение предметов по основным признакам (предварительно уточняются понятия формы, цвета, и других отличительных признаков) Прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. Эту задачу удобнее всего решать на занятиях типа «Я начну, а вы продолжайте.» Успех занятий во многом обуславливается правильным подбором игрушки (она должна привлекать своей необычностью, образностью.) Игрушку показать детям за 5-7 минут до начала занятия. Тогда они получают возможность хорошенько рассмотреть предмет, открыть для себя, его особенности. Это существенный момент, так как ребенок уже вызванный рассказывать, не должен брать игрушку. Она будет отвлекать малыша, мешать сосредоточиться.
Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким- либо одним признаком, например, пирамидок различного цвета, но одинаковой формы и величины; затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи и т. д). Перед составлением описания все предметы называются. Педагог обращает внимание детей на различие предметов по внешнему виду. Это облегчает детям выделение существенных признаков предметов и способствует закреплению соответствующих обобщений и противопоставлений. Объект описания выбирается либо педагогом, либо самим ребенком. В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один- два общих признака (помидор, арбуз, мяч и др.)
Прием параллельного описания двух предметов: кошки и собаки.
3.Составление описаний по вопросам педагога. Подбираются игрушки и другие предметы с ярко выраженными, легко определяемыми при восприятии признаками. Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка. План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). С детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному требования тоже разные. Простое описание предмета первоначально состоит из 4-5 фраз. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог.
4. После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала лексических тем). Условные символы показываются по ходу составления рассказа–описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом–схемой. Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Игры предполагают соблюдение определенных правил. Так, если ребенок не справился с заданием или плохо подготовился к ответу, у него не принимают заказ (ему не продают игрушку, его переводят из группы экскурсоводов в группу учеников экскурсовода и т. п.)
5. Эффективен прием составления писем. Эти виды работ необходимо чередовать. Игру 1-2 раза проводят как самостоятельное занятие, а в дальнейшем – как 5-6 минутную часть занятия.
Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить детям переписываться с детским садом города иной климатической зоны. Начало письма педагог составляет заранее, дети дают подробные описания животным, птицам, игрушкам и т. д. Педагог записывает рассказы детей и в конце занятия зачитывает их, а дети выбирают наиболее удачные.
6. По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого объекта рекомендуется вводить новые виды работ: описание предмета по памяти на основе впечатлений, полученных при посещении, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Темы: Моя любимая игрушка. Маша заблудилась.
По собственному рисунку. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами. Затем они размещаются на наборном полотне, и дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываниям детей.