Людмила Горбунова
Обучение грамоте (письмо) 1 класс «Письмо заглавной буквы «В»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Средняя школа № 41»
Обучение грамоте (урок письма)
УМК «Школа России»
1 класс
Конспект урока по теме
«Письмо заглавной буквы В»
Урок подготовила:
учитель начальных классов
Горбунова Людмила Николаевна
МОУ «Средняя школа № 41»
г. Саранска
Тема урока: Письмо заглавной буквы В. (Слайд №1)
Цель урока:
Публикация «Обучение грамоте (письмо) 1 класс „Письмо заглавной буквы „В“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- познакомить с написанием заглавной буквы В; с соединением её в слоги.
Задачи урока:
- сформировать чёткий образ заглавной буквы В;
- отработать начертание буквы в целом;
- развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;
- развивать мелкую моторику кисти рук;
- развивать навык самоконтроля;
- воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные:
познавательные умения:
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
регулятивные умения:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
- формулировать вопрос (проблему, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;
- оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
коммуникативные умения:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- усвоение правильного написания заглавной буквы В;
- умение выполнять звуко - буквенный анализ слов;
- умение писать слова с заглавной буквой В.
Ресурсы урока: Прописи, ч. 2, с. 29-30, звуковые карточки, элементы букв для конструирования, карточка для тактильного восприятия буквы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточка-тренажер.
Ход урока:
I. Организация класса к уроку (Слайд 2)
- Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.
Звенит звонок, начинается урок.
Быть должны у нас в порядке:
книжки, ручки и тетрадки.
- А девиз у нас какой?
- Все, что надо - под рукой!
II. Мотивация познавательной деятельности (Слайд №3)
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро, приветливым лицам!
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
- Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!
III. Актуализация имеющихся знаний и навыков
1. Работа со скороговоркой (Слайд №4)
(Учитель читает скороговорку быстро)
Купили Валере и Вареньке
Варежки и валенки.
- Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)
- Как вы догадались?
- Что интересного заметили? (Почти все слова начинаются со звука [в])
2. Словарная работа (Слайд №4)
- Все ли слова понятны?
- Что такое валенки?
- Валенки - зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.
3. Рассказ учителя (Слайд №5)
(На экране фото Сергея Ивановича Ожегова)
- Значение этого слова я посмотрела в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Он один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Сергей Иванович собирал и записывал самые разные слова.
4. Проговаривание скороговорки
- Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.
(Дети проговаривают скороговорку)
IV. Целеполагание
1. Знакомство с темой урока
- Как вы думаете, почему именно сегодня я прочитала эту скороговорку?
(В скороговорке часто встречаются слова со звуком [в])
- Кто догадался, какую букву будем писать? (Заглавную букву В)
- А что еще мы будем писать? (Слоги, слова, предложения)
2. Повторение правила посадки при письме (Слайд №6)
- Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?
(Дети вспоминают правила посадки)
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
V. Работа над новой темой урока
1. Беседа по вопросам (Слайд №7)
- С какими звуками познакомились на прошлом уроке? ([в] и [в`])
- Какой буквой обозначаются звуки [в] и [в`]? (В, в)
- Какую букву учились писать на прошлом уроке? (Строчную букву в)
2. Работа с загадкой (Слайд №8)
- Ребята, \отгадайте загадку.
Волк, голодный серый волк,
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве.
Волк - в траве под буквой. В.
- Какой звук в словах вы слышали больше других? (Звук [в])
- С какой буквы начинается предложение? (С заглавной буквы)
3. Игра «Соотнеси слова» (Слайд №9)
- Ребята, перед вами слова в двух столбиках. Вам нужно соотнести слова из левого столбика со словами из правого столбика.
корова Найда корова Бурёнка
река Мурка река Волга
собака Воркута собака Найда
кошка Волга кошка Мурка
город Бурёнка город Воркута
- С какой буквы написаны слова из 2-го столбика? (С заглавной)
- Почему? (Имена, клички животных, названия городов, рек пишутся с заглавной буквы)
4. Работа со словами (Слайд №10)
(На экране записаны слова)
Валера, Вова, Витя, Вика.
- Какой звук мы слышим в начале слова? ([в] и [в`])
- Какой буквой они обозначены? (Заглавной буквой В)
- В русском языке много слов пишутся с заглавной буквы В.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Это имена)
- Как вы считаете, есть необходимость научиться писать эту букву?
5. Анализ печатной и письменной заглавных букв (Слайд №10)
- Посмотрите на печатную заглавную букву В и письменную заглавную букву В.
- Что у них общего? (Одинаковые элементы - полуовалы)
- В чём отличие? (В наклоне буквы)
- Рассмотрите написание письменной заглавной буквы В.
(Просмотр написания письменной заглавной буквы В на экране)
6. Подготовка к письму (Слайд №11)
(Вспоминаем правила посадки при письме)
В нашей прописи, ребята,
Нужно буквы написать.
Только правила, ребята,
Надо строго соблюдать.
Каждой буквы знай начало,
Направление руки.
Сядь за парту очень прямо,
Тетрадь с наклоном положи.
- Правильно держите ручку.
7. Работа в прописи на стр. 29
а) знакомство с заглавной буквой В и анализ её написания (Слайд №12)
(На экране показано написание буквы)
б) прописывание буквы в воздухе
- Пропишите букву В в воздухе комментируя.
в) повторение правила посадки при письме (Слайд №13)
- Ребята, давайте вспомним, что нужно знать и помнить на уроке письма?
(Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)
г) прописывание букв по контуру и прописывание своих букв (Слайд №14)
(Дети открывают прописи)
Пропись я свою открою
И, как надо, положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
- Обведите буквы по контуру и напишите до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи. (Дети пишут)
д) письмо слогов Ва, Ви, Ву (Слайд №14)
- Прочитайте слоги. (Дети читают)
- Обозначьте гласные и согласные в слогах.
- Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у)
- Мягкость предыдущего согласного? (и)
- Пропишите эти слоги. (Дети пишут)
е) письмо слога Во и слова Вова (Слайд №14)
- Прочитайте слог Во. (Дети читают)
- Какое соединение согласной буквы В с гласной буквой о? (Нижнее).
- Пропишите. (Дети пишут)
- Прочитайте следующее слово. (Дети читают)
- Почему оно написано с заглавной буквы? (Это имя мальчика).
- Пропишите это слово. (Дети пишут)
ж) анализ записи У. лук. (Слайд №14)
- Можно ли назвать эту запись предложением? (Нет) Почему?
(Это не предложение, так как не выражает законченной мысли)
- Добавьте слово Вова, прочитайте получившееся предложение.
(У Вовы лук.)
- Определите количество слов в предложении (3 слова)
- Вспомните, как пишутся имена. (С заглавной буквы)
- Запишите это слово. (Дети записывают слово Вова)
з) работа с предложением А у Ларисы? (Слайд №14)
- Посмотрите на следующее предложение.
- Какой знак стоит в конце предложения? (Вопросительный знак)
- Прочитайте это предложение с вопросительной интонацией. (Дети читают)
- Ответьте на вопрос. (У Ларисы салат.)
- Запишите предложение У Ларисы салат. (Дети пишут)
VI. Физкультминутка
Игра «Угадай-ка»
- Слушаем внимательно задание. Я буду называть слова, если это слово нужно писать с заглавной буквы – вы хлопаете в ладоши.
(Учитель называет слова)
Вова, ворона, Валя, Витя, воробей, Вероника, Вадим, верблюд, Варя, Вася, волк, Валера.
VII. Продолжение работы над темой урока
1. Работа в прописи на стр. 30
а) прописывание букв по контуру и прописывание своих букв (Слайд №15)
- Обведите буквы по контуру и напишите до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи. (Дети пишут)
б) работа с предложением Тут тыква. (Слайд №15)
- Посмотрите на следующую запись. Можно ли назвать её предложением?
(Да, это предложение, так как оно выражает законченную мысль, написано с большой буквы, в конце записи стоит точка)
- Прочитайте предложение. (Дети читают)
- Определите количество слов в предложении (2 слова)
- Запишите это предложение. (Дети пишут)
в) анализ записи Она выросла … (Слайд №15)
- Можно ли назвать эту запись предложением? (Нет)
- Почему? (Это не предложение, так как не выражает законченной мысли)
- Посмотрите на рисунок. Какой овощ нарисован? (Тыква)
- Составьте своё предложение. (Дети составляют предложение)
- На следующей строке запишите слова около окна. (Дети пишут)
- В конце поставьте точку. Прочитайте, что у вас получилось. (Дети читают)
- Теперь можно назвать эту запись предложением?
(Да, это предложение, так как оно выражает законченную мысль, написано с большой буквы, в конце записи стоит точка)
2. Пальчиковая гимнастика.
Сцепим пальчики в замок,
Чтоб никто войти не смог.
Пустим только ёжика,
Пустим только зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
3. Продолжение работы в прописи на стр. 30
а) работа с предложением У Иры и Вовы тыква. (Слайд №15)
- Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (5 слов)
- Почему первое слово написано с заглавной буквы?
(Начало предложения пишется с заглавной буквы)
- Почему слова Иры и Вовы написаны с заглавной буквы?
(Имена пишутся с заглавной буквы)
- Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)
б) работа с предложением Тут лук и салат. (Слайд №15)
- Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (4 слова)
- Почему первое слово написано с заглавной буквы?
(Начало предложения пишется с заглавной буквы)
- Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)
в) работа с предложением Вика, вот салат. (Слайд №15)
- Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (3 слова)
- Почему первое слово написано с заглавной буквы?
(Начало предложения пишется с заглавной буквы)
- Какой знак стоит в конце предложения? (Восклицательный)
- Прочитайте предложение с интонацией. (Дети читают с интонацией)
- Поменяйте местами слова. Поставьте слово Вика последним. Какое предложение получилось?
(Вот салат, Вика.)
- С какой буквы напишите слово Вика? (С заглавной)
- Почему? (Имена пишутся с заглавной буквы)
- Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)
VIII. Музыкально-динамическая пауза
1. Рассказ учителя (Слайд №16)
(На экране фото композитора П. И. Чайковского)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Какой месяц? (Октябрь)
- Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова. У композитора - только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал двенадцать пьес. Каждая пьеса имела название месяца. Все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы.
2. Динамическая пауза (Слайд №17)
(На экране фото «Осень в парке», тихо звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь»
(Дети шагают под музыку и поднимают руки вверх, имитируя, как они разбрасывают листья)
- Вера шла-шла-шла,
Лист сирени вдруг нашла.
Он ещё зелёный.
- Ваня шёл-шёл-шёл,
Резной лист потом нашёл.
Золотой, кленовый.
- Варя шла-шла-шла,
И берёзы лист нашла.
- Вася шёл-шёл-шёл,
Лист дубовый там нашёл.
- Кто ещё пойдёт,
Много листиков найдёт.
3. Музыкальная пауза (Слайд №17)
(Дети сидят, слушают под музыку)
- А теперь тихо сядьте, закройте глазки и, слушая музыку, мысленно перенеситесь в наш замечательный парк.
IX. Закрепление пройденного материала
1. Составление предложения из слов (Слайд №18)
( На экране даны слова: ворона, вороненка, проворонила)
- Составьте предложение из слов. С этим предложением мы уже знакомы.
(Проворонила ворона вороненка.)
- Как его можно назвать? (Скороговорка)
- Проговорите это предложение быстро. (Дети проговаривают скороговорку)
2. Составление предложения по схеме
- Составьте по схеме предложение.
___ ___ ___ ___ ___.
(На доске дана схема. Дети составляют предложения по схеме.)
X. Итог урока
- Какую букву научились писать? (Заглавную букву В)
- Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Имена, клички животных, названия городов, рек)
XI. Рефлексия (Слайд №19)
- Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?
- Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?
- Что у тебя получилось хорошо?
- Над чем надо ещё поработать?
- Оцените свою работу по «светофору».
(Дети закрашивают один кружочек светофора)
XII. Список литературы и Интернет-ресурсов (Слайд №20)
1. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. В 4 частях - М. : Просвещение, 2016.
2. yandex.ru/images
3. nashol.com
4. ru.wikipedia.org
5. nsportal.ru
6. readik.ru
7. detskieigry.ru
8. muzofon.com