Лучший педагог года

Обучение игре в шахматы как способ развития способностей и талантов дошкольников

Метелев Владимир
Обучение игре в шахматы как способ развития способностей и талантов дошкольников

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Метелев Владимир Евгеньевич

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38», городской округ Сухой Лог

Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная,

то есть, наглядная форма фиксации интеллекта личности”.

Кирсан Илюмжинов

Публикация «Обучение игре в шахматы как способ развития способностей и талантов дошкольников» размещена в разделах

Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования является выявление и сопровождение талантливых, одаренных детей.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни. Главная цель образования – это воспитывать личность активную, творческую, готовую посильно участвовать в решении глобальных проблем человечества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Особенностью моей работы, как педагога дополнительного образования, является выявление одаренных детей и формирование их математического и логического мышления.

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и подготовки к школе.

Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определили направление деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий - приобщить детей к игре в шахматы для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Была выявлена основная гипотеза: организация в условиях ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий планомерной работы по обучению игры в шахматы, будет способствовать целостному интеллектуальному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей.

В результате работы по данному направлению была поставлена цель – развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.

В процессе образовательной деятельности решались следующие задачи - Обучающая :

Обучить основам игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий, а также простым комбинационным приемам.

Воспитательная:

Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, память, наблюдательность;

Выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

Развивающая :

Развивать мыслительные способности детей : тренировать логическое мышление, учить ориентироваться на плоскости, умение производить расчеты на несколько ходов вперед; развивать образное и аналитическое мышление.

Для развития интеллектуальных способностей детей была разработана обучающая программа дополнительного образования «Шахматная азбука», которая существенно помогла развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса помог приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Введение дополнительной образовательной деятельности по шахматам позволило сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм.

Обучение самой интеллектуальной игре шахматы способствовало решению следующих важных проблем образования:

• обогатило обучение одаренных детей и активизирует творчество детей, родителей и педагогов;

• приобщило детей к интеллектуальному спорту и помогает подготовке дошкольников к начальной школе;

• помогло математическому образованию одаренных детей и более общей проблемы поднятия уровня математической культуры для всех.

Благодаря этой игре дети научились быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, выработали в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренировали память, учались самодисциплине.

Наибольший упор я делаю на изучение игры шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий. В процессе, дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни в современном обществе.

Применение компьютерной техники позволило разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствовать использованию разных способов подачи нового материала. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а мне, работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, а также быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проблемы развития математических способностей детей дошкольного возраста определили направление моей работы с использованием интеллектуальной игры шахматы для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, делают выводы. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в ход занятий игровых ситуаций, решение математических задач, отгадывание загадок, чтение дидактических сказок, просмотр тематических мультфильмов.

Важный шаг в создании материальных условий, способных привлечь детей – это внешнее оформление кабинета дополнительного образования. Использованы все варианты шахматных досок – классических настольных, увеличенных по размеру настенных магнитных, привлекательных напольных, и, конечно, наиболее современных электронных видов. Мною был создан и активно использован в работе банк мультимедийных презентаций и мультипликационных фильмов на шахматную тематику.

Обучение игре в шахматы осуществляется в ходе совместной деятельности с детьми с использованием различных форм и методов:

Методы работы:

• Использование игровых форм, привычных детям, но с шахматной тематикой :

• Чтение шахматных сказок;

• Просмотр презентаций и видеоматериалов;

• Сенсорные игры с шахматной тематикой (Например, «Найди такую же», «Расставь фигуры по росту», «Что общего» и др.).

Формы работы:

• Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная);

• Решение образовательных ситуаций.

Стимулы для положительной мотивации деятельности детей

• Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• Тайна, сюрприз;

• Мотив помощи;

• Познавательный момент (почему).

Осуществляя указанные виды деятельности, дети, решают разные задачи. Так, в учебной деятельности это учебно-тренировочные задачи для освоения того или иного правила, в творческой — поисково-творческие задачи, развивающие способности ребенка.

Игра в шахматы помогает достичь целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Малыш способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Обучение игре в шахматы является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в интеллектуальных играх

Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал : “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”.

Публикации по теме:

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Головоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольниковГоловоломка «Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Рисование на песке как способ развития дошкольниковРисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение игре в шахматы как способ развития способностей и талантов дошкольников
Опубликовано: 25 октября 2021 в 11:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД