Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Обучение младших дошкольников конструированию» (2 фото)

Наталья Евсеева
Консультация для педагогов «Обучение младших дошкольников конструированию»

Обучение младших дошкольников конструированию

Консультация для педагогов «Обучение младших дошкольников конструированию»

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов [5-с. -198].

Постройки и поделки детей служат для практического использования: постройки - для игры; поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д., поэтому должны соответствовать своему назначению.

Публикация «Консультация для педагогов „Обучение младших дошкольников конструированию“» размещена в разделах

Конструирование направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяют три группы методов: наглядные, практические и словесные. Каждая из выделенных групп методов включает разные приемы: наглядный показ образца, способ действия, вопрос, объяснение, игровые приемы, обследовательские и поисковые действия, элементарное моделирование [3-с. -45].

К группе наглядных методов, применяемых в обучении конструированию, относится наблюдение. В зависимости от задач в обучении конструированию используются наблюдения разного вида:

1. наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и конструктивных материалов, с которыми работает ребенок;

2. наблюдения за изменением и преобразованием объектов – превращение материала в ходе конструктивной деятельности в предмет.

К группе практических методов, применяемых в обучении конструированию детей 3-4-х лет, относятся упражнения и игра. При организации упражнений подражательно-исполнительского характера воспитатель ставит перед детьми конкретную задачу, показывает и определяет критерии для оценки результата, особенно в упражнениях предметного характера. Дети выполняют упражнения, следуя указанному образцу. При усвоении данного способа действия детьми – переходят к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близкое, а затем более далекое. Упражнения творческого характера для детей данного возраста еще недоступны. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, пояснениями, показом.

К группе словесных методов, применяемых в обучении конструированию детей 3-4-х лет, относятся объяснения, указания, которые во многих случаях выступают как приемы обучения. В единстве с указаниями и пояснениями используется показ образца выполнения задания или способа действия.

Одним из важнейших приемов обучения является педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения, т. е. учебные действия и приемы, которые были использованы ребенком для достижения результата.

Под результатом понимается факт усвоения детьми конкретного содержания знаний, способа действия, а также правильное решение поставленной познавательной или практической задачи, требующей появления новых качеств умственной деятельности (например сообразительности). Так же оценивается проявление творчества, самостоятельности, применение ранее усвоенных знаний, навыков и умений.

Основной формой обучения конструированию детей младшей группы являются групповые занятия.

Конструирование из строительного материала.

Дети 3-4 лет могут осуществлять целенаправленные действия по созданию несложных конструкций из строительного материала, хотя способы их реализации еще несовершенны, а постройки схематичны и условны. Это связано с тем, что дети не умеют достаточно точно анализировать предметы и не обладают тонкими дифференцированными двигательными навыками, необходимыми для передачи особенностей объекта при использовании строительного материала. Ребёнок 3-4 лет еще не пытается исправить допущенные ошибки, довольствуется весьма приблизительным сходством с действительностью, а то, что не удалось воплотить в конструкции, дополняет жестами, словесными высказываниями.

Вместе с тем в младшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя возможность конструировать разными способами (путем замены мелких деталей на более крупные или пристраивая мелкие детали). Хотя малыши еще затрудняются отделить способ действий (как делать постройку) от содержания деятельности (что конструировать, они могут ориентироваться нa способ выполнения задания и руководствоваться им в работе.

К 4 годам дети:

• различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма, понятия (высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий);

конструируют по готовому образцу;

• сооружают элементарные предметные конструкции (заборчики, ворота, мебель, дома, состоящие из 2 - 3 основных частей, используя схематическую форму изображения, в которой переданы только основные части объектов и установлена связь этих частей.

Детей второй младшей группы учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, но и называть их, а также понимать и употреблять такие слова, как большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, учат располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка, ставя их на узкую плоскость, начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.

Первые три-четыре занятия во второй младшей группе (если дети перешли из первой младшей) посвящают закреплению умения располагать кирпичики в ряд на плоскости, делая дорожку, линию. Дети строят короткую узкую дорожку к домику, широкую дорожку — для машин.

Далее можно предложить построить трамвайную линию: короткие линии, сделанные каждым ребенком, объединяют в единую длинную. Основная цель этих занятий — научить детей аккуратно соединять кирпичики, выстраивая их в линию, и различать пространственные признаки: короткий — длинный, узкий — широкий.

На следующих двух-трех занятиях дети учатся ставить кирпичики вертикально — либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии друг от друга; кирпичики можно ставить и на узкую длинную плоскость, и на узкую короткую плоскость. С этой целью детей обучают строить загородку для животных, заборчик у домика и т. д.

На последующих занятиях дети осваивают различные варианты ворот (из кирпичиков, кубиков, пластин, учатся располагать детали вертикально, выполнять постройку в определенной последовательности. Представления узкий — широкий, низкий — высокий уточняются посредством строительства ворот.

По освоении способа (изменение одной и той же постройки — ворот — путем замены одних деталей другими) детей знакомят с другим способом изменения постройки — надстройкой в высоту и в длину. В ходе нескольких занятий детям в строгой системе дают новую конструкцию домика. Чтобы проверить, научились ли дети воспроизводить заданную конструкцию домика по образцу, перед ними ставят задачу — самостоятельно преобразовать этот образец: например, построить такой же домик, но только высокий или длинный. Предварительно воспитатель объясняет принцип удлинения или увеличения постройки в высоту, используя первую конструкцию домика.

Прежде чем начать обучение, воспитатель знакомит детей с самим изображаемым предметом как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение. В начале каждого занятия образец рассматривается в целом. Дело в том, что дошкольникам свойственно воспринимать какие-то отдельные части, чем-то заинтересовавшие их, а не весь предмет в целом, что затрудняет воспроизведение предмета. Затем выделяются части, из которых состоит образец, определяются форма этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу. Далее выделяются отдельные детали этих частей и их пространственное расположение. Такой порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки и тем самым облегчает детям ее конструирование. В конце каждого занятия воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность. Тем самым формируется интерес к игровой деятельности.

Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только занятия, но и процесс уборки материала после занятий и игр, а также дидактические игры.

Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает, не только ее результаты (правильность и аккуратность построек, но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия. После занятий со строительным материалом педагог систематически показывает детям, как разбирают постройки и укладывают материал на место [5-с. -202].

Конструирование из плоских деталей.

Приемы конструирования из плоских деталей просты и доступны ребенку и позволяют сконструировать практически любое изображение на плоскости.

Для достижения сходства конструкции с тем, что стремится передать ребенок в изображении, должны быть отражены следующие характеристики предмета: его форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве [3] .

Основным средством, позволяющим установить сходство изображенных предметов с реальными, является форма. В конструкторской деятельности дети работают с готовыми геометрическими фигурами и телами (куб, призма, цилиндр, брусок, круг, квадрат, овал, прямоугольник, которые выступают не только как элементы строительного материала, но и как готовое изобразительное средство.

Правильная геометрическая форма, например круг, с самого начала играет для ребенка роль меры для всех предметов круглой формы. Ребенок воспринимает круг не как абстрактную геометрическую фигуру, а как наиболее простое выражение формы того или иного конкретного предмета, и в зависимости от цвета и размера круга он может быть для ребенка солнышком, яблоком, мячом, шаром или другим круглым предметом.

Начиная работать с конструктором, малыши передают форму предметов в обобщенном виде. Основным критерием для их оценки является узнавание предмета. Затем от упрощенной передачи формы и строения объектов дети постепенно переходят к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью они используют уже несколько геометрических фигур и разными способами получают выразительное изображение предметов и объектов, имеющих свою характерную форму.

Начиная с младшего дошкольного возраста перед детьми ставится задача уметь передавать цвет как признак предмета и использовать как средство выразительности. В конструировании дети сами не окрашивают геометрические фигуры, а работают с уже заданными по цвету деталями.

Обучение построению изображения делят на два этапа.

Первый этап — подготовительный к самостоятельной практической деятельности. На первом этапе обучения внимание взрослого направлено на развитие воображения ребенка, знакомство его с геометрическими формами, назначением элементов данного материала, экспериментирование с новыми деталями конструктора. Предлагая конструктор, взрослый находится рядом с ребенком, поощряет и подбадривает его, но активно не влияет на ход и характер экспериментирования с элементами конструктора. Надо предложить ребенку конструктор и понаблюдать, что он будет делать. У трехлетних детей может отсутствовать прямое намерение изобразить что-то. В процессе игры с конструктором, наступает момент, когда геометрические фигуры случайно складываются в определенное сочетание. Первый образ возникает непреднамеренно. Затем у ребенка появляется желание получить знакомое изображение. Постепенно экспериментирование становится целенаправленным. Ребенок начинает выкладывать геометрические фигуры так, чтобы получить конкретный образ.

Взрослый, не давая прямых указаний, только с помощью вопросов может косвенно подсказать ребенку, что делать дальше, и одновременно оживить в его памяти образ предмета или явления.

Второй этап — овладение средствами построения простых изображений и их вариантов. Он предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Организовать ее можно различными способами. Например, взрослый по просьбе ребенка создает изображение какого-либо предмета. Ребенок же является сторонним наблюдателем. Или: взрослый частично строит изображение, ребенку же предлагается дополнить картинку: добавить, например, клюв, хвост или глаз у птицы, рыбы; окно или трубу в доме, заборчик или ворота рядом с ним.

Анализ предмета должен проходить параллельное построением его изображения. В дальнейшем это облегчит малышу процесс конструирования. Ребенка учат создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные, затем более мелкие детали.

Детально разобрав с детьми изображение домика, нужно сразу же построить его еще раз, но не до конца (может отсутствовать окно) или взять другие по цвету и размеру квадраты и треугольники. Каждое новое изображение не должно являться повторением первой модели, а быть ее вариантом. С помощью взрослого или самостоятельно ребенок определяет, чего недостает в каждом изображении, и достраивает его.

Переход от совместной к самостоятельной конструкторской деятельности происходит у ребенка постепенно, за счет увеличения доли его участия в построении изображения. Малышу предлагается не только дополнить, а самостоятельно что-либо сконструировать. Например, взрослый изобразил поезд из нескольких вагонов, а ребенку предлагается его дополнить (изобразить колеса, окна, сделать еще несколько вагончиков).

Оценивать детские работы надо тактично. Сначала обязательно надо похвалить малыша, обратить внимание на достоинства его работы. Обращать внимание не только на содержательную сторону, но и на качество исполнения. Если работа не удалась, то похвалить ребенка за то, что он занимался ею с увлечением.

Список литературы

1. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях. - М. : Просвещение, 1991. - 95с.

2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. Ч 2. / Под ред. В. И. Логиновой. - М. - Просвещение, 1988. – 270 с.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 240 с.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0108 «Дошкольное воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - М. : Феникс, 1999.- 215 с.

Фото «Обучение младших дошкольников конструированию»
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольниковКонсультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольников «Не имя красит человека, а человек имя» Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошкольников. Уважаемые родители, проведите.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Двухэтажный дом». Дистанционное обучение дошкольниковМастер-класс по конструированию из бумаги «Двухэтажный дом». Дистанционное обучение дошкольников В период самоизоляции дети продолжают познавать мир, узнавать много нового. Необходимо помочь родителям направить активность детей в русло.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение младших дошкольников конструированию»
Опубликовано: 17 марта 2021 в 12:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД