Анна Валяева
Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования
Детский аутизм - проблема не новая на сегодняшний день.
В настоящее время во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Хотя с каждым годом число детей, страдающих аутизмом, увеличивается.
Публикация «Обучение навыкам организации поведения дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью структурирования» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дифференцированная система специального образования детей с нарушениями в развитии в настоящее время существенно меняется. Приняты новые нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы образования, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это Закон Российской Федерации «Об Образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для умственно отсталых детей и другие. Данные документы ориентируют все содержание образования на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Аутизм - это поведенческий синдром, объединяющий несколько конкретных признаков отклонения в психическом развитии, связанного с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к эмоциональным проявлениям индивидуальности при таком заболевании практически отсутствует.
Особенности поведения детей с РАС
[/b]
Симптомы, характерные для аутизма, могут быть очень разнообразными. Но есть определенные черты, которые присутствуют в поведении всех особенных детей, независимо от того исполнилось им 2 года или 12 лет:
1. Нарушение социального взаимодействия.
2. Особенности игр и ограниченность интересов.
3. Склонность к повторению действий.
Симптомы становятся очевидны на втором году жизни, с двух до пяти лет формируются аутистические защиты: в это время дети максимально уходят в себя. Все симптомы аутизма можно встретить у трех-пяти детей из 10 тысяч. В мягкой форме он проявляется у 40 из 10 тысяч детей, причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек.
Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степенью проявления особенностей и образовательных потребностей. Они характеризуются своеобразием эмоциональной, волевой, когнитивной сфер и поведения в целом. Имеют неравномерно недостаточный уровень развития психических функций, который по отдельным показателям может соответствовать нормативному уровню, либо уровню развития детей с задержкой психического развития, либо уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации и в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
Одним из проявлений расстройства аутистического спектра у детей является демонстрация нежелательного поведения. Эта ситуация осложняет развитие ребенка, т. к. его компенсаторных сил не хватает на то, чтобы «держать себя в руках» при сложной для него ситуации.
Структурированное обучение — это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации) Университета Северной Каролины. Структурированное обучение — это подход к обучению детей с аутизмом. В рамках стратегии используются разнообразные методы обучения навыкам (визуальная поддержка, РЕСS — система коммуникации с помощью обмена картинками, сенсорная интеграция, прикладной поведенческий анализ, музыкальные/ритмические стратегии, метод игровой терапии Гринспэна). Ниже мы даем подробное обоснование использования структурированного обучения как одного из подходов в работе с аутичными детьми.
Принципы структурированной работы с детьми с РАС:
[/b]
1. Обедненность среды;
2. Лаконичность;
3. Ничего лишнего (берем только то, что используем);
4. Системность подачи материала;
5. Соблюдение рутины;
6. Простота инструкции.
В жизни ребенка большинство событий не происходят в одном и том же порядке каждый день. Это может стать причиной поведенческих проблем в случае неожиданных изменений. Использование визуальной структуры событий (расписания) позволяет разработать положительную рутину, когда ребенок обращается к своему расписанию за информацией, что увеличивает его гибкость и способность справиться с жизненными неурядицами в дошкольном учреждении и дома. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке, что снижает уровень тревожности у ребенка. Благодаря структурированию деятельности у ребенка уменьшается количество проявлений агрессивного и самоагрессивного поведения. Это в свою очередь помогает ребенку лучше сконцентрировать внимание на происходящем.
Большинство из людей не нуждаются в визуальном расписании. Однако детям с РАС гораздо труднее справиться с неструктурированным временем и событиями, чем нейротипичным людям, и для них обычно полезно применение структуры в жизни.
Организация деятельности для детей с РАС с помощью структурирования деятельности
Существуют следующие преимущества для применения визуальных расписаний с людьми с расстройством аутистического спектра:
• Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять.
• Метод позволяет человеку обучаться новым навыкам и расширять свои интересы.
• Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
• Он может увеличить гибкость данного человека.
• Он помогает человеку с аутизмом сохранять спокойствие и уменьшает нежелательное и неуместное поведение.
• Он помогает человеку с аутизмом развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.
Дополнительный плюс визуальных расписаний в том, что они могут увеличить независимость ребенка с РАС. Благодаря им, дети учатся переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки. Визуальная структура применяется на любом этапе образовательного процесса. С педагогической точки зрения становится важным формировать у ребенка учебное поведение, такое как уметь сидеть за столом, слушать и смотреть на педагога, выполнять задания, ждать перерыва, не портить методический материал. Особенно актуальны такие навыки в групповой работе, где ребенку необходимо самостоятельно контролировать себя в течение всего занятия.
Использование визуального расписания при смене активности поясняет, что ожидается от ребёнка. Помогает ему понять, что он не будет вечно заниматься выполнением одного задания. На начальном этапе используется расписание – картинка+слово.
Дети демонстрируют затруднения в использовании. Требуется физическая подсказка и направляющая помощь взрослого.
Визуальная чёткость – компонент визуальной структуры – привлекает внимание цветом. Использование цветовой кодировки в структуре активностей дня. Визуальная организация пространства: чёткая зрительная структура рабочего места. Данный приём помогает заранее планировать изменения в последовательности учебной деятельности и справляться с поведением.
Структура визуального расписания – не жёстко закреплённая рутина, она меняется при необходимости. Разные виды активности в течение недели.
Визуальная поддержка в рутинах учит самостоятельности. Дети могу следовать им самостоятельно вместо того, чтобы зависеть от вербальных или жестовых указаний взрослых.
Использование методов структурирования в обучении детей с РАС на протяжении нескольких лет, даёт нам возможность убедиться в его эффективности. Мы наблюдаем у наших детей положительную динамику:
• во время перехода с одного вида деятельности в другой;
• снижение тревожности;
• снижение проявления проблемного поведения;
• развитие самостоятельности;
• развитие навыков коммуникации;
• улучшение понимания правил и инструкций;
• овладение навыками самообслуживания.
Список литературы:
1. Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программе TEACCH. Р. Зюмалла. – Минск: ОО «БелАДПИиМИ», 2005. – 55 с.
2. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. О. Мелешкевич, Ю. Эрц. – Самара: Бахрах-М, 2014. – 208 с.
3. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Т. Делани. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014г. – 272 с.
4. Интернет-ресурсы: Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» http://outfund.ru/