Юлия Костина
Обучение образному перевоплощению в сюжетном танце
▼ Скачать + Заказать документы
Двигателем образного перевоплощения в танце является сюжет. Он подразумевает не только показ внешних движений при изображении поступков персонажей, но и развитие внутреннего действия в характере и взаимоотношении действующих лиц. В основе сюжета всегда лежит конфликт, дающий толчок к раскручиванию сценического действия, будь это танец, либо драматическая постановка. Конфликт рождается в ходе столкновения разнохарактерных персонажей и их несовпадающих позиций.
Публикация «Обучение образному перевоплощению в сюжетном танце» размещена в разделах
Разнохарактерными персонажами в детском танце могут являться одушевленные и неодушевленные образы. Их отличия проявляются не только в их взаимоотношениях, но и в пластике и движениях.
Действительно, чтобы дети могли исполнять сюжетные танцы, необходимо владеть приемами игрового взаимодействия и, конечно, уметь перевоплощаться в различные образы.
За образное перевоплощение персонажа в танце отвечает определенный набор соответствующих движений и специфика пластики, которую и необходимо с детьми отрабатывать. Овладение приемами образного перевоплощения идет параллельно с обучением языку движения. В этой связке мы прорабатываем и занимаемся становлением пластической выразительности у детей, а тем самым раскрываем их артистизм.
На первоначальном этапе обучения приемам образного перевоплощения, на материале одного этюда мы работаем над одним образом. Знакомство это начинается с представленной педагогом музыки и ее восприятия детьми. При прослушивании композиции у ребенка могут возникнуть определенные ассоциации и он может поделиться своими впечатлениями о том, каков может быть характер данного персонажа и как он может двигаться под эту музыку.
Начальный вариант исполнения этюда сначала предоставляется детям для самостоятельного поиска выразительных средств, после, педагог должен направить на поиск новых решений путем наводящих вопросов: о характере героя, обстоятельствах действия персонажа, объяснение особенностей его пластики, показ фрагментов движений.
Например, в этюде “Кошка” с использованием соответствующей композиции дети хорошо различают музыкальные контрасты в музыке - применяют полушаг, полубег, прыжки, имитирующие движения кошки. Но не всегда пластика подходит этому персонажу. Проанализировав героя вместе с детьми, отмечаем то, что при выполнении упражнения образного перевоплощения в кошку корпус наклонен вперед, шея вытянута. Шаги осторожные, мягкие, “стелющиеся”. Само исполнение шагов и прыжков должно быть грациозным и вальяжным, схожим с манерой передвигаться у кошки. Важно привлечь внимание детей к мимике, которая является проводником в смене настроения персонажа и меняется в зависимости от мелодии.
От этюдов можно переходить к изучению сюжетного танца, где есть два и более разнохарактерных персонажа. Например, в “Белоснежке и семь гномов” предложить детям проанализировать музыкальные характеристики персонажей и на основе анализа выстроить сюжет танца. После самостоятельного показа детьми сюжета танца можно перейти к подробному разбору по фрагментам. Для того, чтобы композиция танца была более смотрибельна - подсказать детям новые приемы игрового общения и жесты.
На завершающем этапе детям можно предложить поделиться на подгруппы и исполнить танец по очереди. “Зрители” затем высказывают свое мнение, насколько танец понравился или нет, насколько точно удалось “артистам” перевоплотиться в образы и передать сюжет танца.
Немаловажным моментом обучения дошкольников образному перевоплощения является знакомство их с правилами поведения на сцене. Важно донести до детей то, что “артист” даже после окончания своего выступления должен “оставаться в образе”, и это поможет устранить некие ошибки, недопустимые в “сценическом поведении”. Комично выглядеть на сцене могут быть моменты почесывания, поворачивание спиной к зрителям, перешептывание.
Позиция педагога важна для процесса развития детского творчества. Это выражается как в коллективных вопросах, показах движений, беседах, побуждениям к действиям, так и в индивидуальном подходе. Компетентный педагог должен понимать, что дети все разные и поэтому подходы также должны быть разными. Кому-то требуется больше времени для проявления себя, а кому-то нетерпится заявить о себе. Но в любом случае, нужно давать больше времени для того, чтобы ребенок смог раскрыться. Доброжелательная обстановка в коллективе, чуткое отношение педагога, похвала за старательность в выполнении упражнения - все это дает большие плюсы для раскрытия “творческости” ребенка. Иногда приходиться удивляться креативности детских решений. В такие моменты нужно понимать и принимать их, идти за детьми. Возможно такая оригинальность окажется более удачной, чем заготовка самого педагога.
Умение распознать проявление детской фантазии в танце, дать свободу в принятии новых творческих решений без какого-либо навязывания - это те качества, которые даже более важны для педагога, нежели его собственная позиция в танцевальном творчестве.