МААМ-картинки

Обучение рассказыванию — важный этап в формировании связной речи детей

Стрельникова Наталья
Обучение рассказыванию — важный этап в формировании связной речи детей

Учить ребенка рассказывать – это значит развивать его связную речь.

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

Публикация «Обучение рассказыванию — важный этап в формировании связной речи детей» размещена в разделах

С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Он начинает глубже осознавать связи между явлениями и предметами окружающего мира – в результате возрастает степень связности речи. В свою очередь, овладение связностью речи существенно влияет на интеллектуальное развитие.

На подготовительном этапе обучения рассказыванию особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи : дети учатся слушать воспитателя, высказываться самостоятельно, правильно отвечать на вопрос. Рассказы детей могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках, о взаимоотношениях, о явлениях в природе. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им фактах, событиях, предметах. В этом случае их речь становится свободной и более связной.

На этом этапе дети овладевают умением составлять рассказы различных жанров :

- фактические, т. е. из личного опыта;

- творческие, создаются при активной работе воображения, опираясь на реалистические события.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные.

Чаще всего рассказы-описания составляются дошкольниками при опоре на собственное восприятие, т. е. дети описывают то, что видят или помнят (на материале воспоминаний).

При составлении сюжетных рассказов, дети осваивают структуру рассказа : завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Составление разного вида рассказов – наиболее сложный для детей вид речевой деятельности, особенно если у ребенка имеются речевые нарушения. В процессе обучения педагогу следует добиваться, чтобы рассказ был последовательным, четким, понятным слушателю, т. е. чтобы все его части были соблюдены и взаимосвязаны.

Важным условием для развития связной речи является правильно организованная словарная работа, а так же формирование грамматических навыков.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ :

1. Рассказы-описание оказывают большое значение на развитие у детей сенсорного восприятия. На основе ощущений и восприятия развиваются мышление и воображение. Само умение описывать необходимо в жизни любому человеку – оно помогает облегчить обмен информацией в различных ситуациях и сферах деятельности. С использованием игрушек и предметов.

Эти занятия проводятся во всех группах. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

В младшей и средней группах дети описывают, опираясь на последовательно задаваемые вопросы. Основным является образец педагога.

2. Рассказы по картине, серии картин: рассматривание картин сопровождаемое беседой о них,

составление детьми рассказов на материале увиденного на картине.

Сначала дошкольники овладевают диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, четко и последовательно отвечать на них, задавать свои вопросы. Затем – учатся монологической речи.

Степень связности, точности рассказа ребенка зависит от того, насколько полно он воспринял и осмыслил увиденное, насколько ясным и эмоционально значимым стали для него сюжет и образы картины.

В младшем возрасте обучение рассказыванию носит подготовительный характер.

Основная цель которого – обогатить словарь детей, активизировать их речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы педагога.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы сначала по вопросам педагога, затем самостоятельно.

Старший возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной деятельностью детей. Ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы.

3. Рассказы из личного опыта.

Педагог следит, чтобы дети излагали свои мысли последовательно, говорили выразительно, достаточно громко, следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

4. Обучение творческому рассказыванию, инсценирование – преимущественно для детей подготовительной группы.

Этот вид рассказывания соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Рассказ сначала может затруднять ребенка, потому что необходимо быстрое распределение между движениями игрушек и словом. Поэтому на первых этапах, воспитатель самостоятельно инсценирует, а затем включает в действие детей. Один ребенок рассказывает вслух, остальные молча изображают, используя свои игрушки, называемые им действия. Педагог отмечает степень слухового восприятия детей, уровень их творческого воображения, навык связной речи.

Монологическая речь (рассказывание) более сложна, чем диалогическая. Ее формирование связано с развитием логического мышления. Основой для становления монологической речи является свободной владение словарем и грамматическим строем речи.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рассказыванию — важный этап в формировании связной речи детей
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 12:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД