Бобылева татьяна Николаевна
ООД по развитию речи «Знакомство с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по развитию речи.
Знакомство с произведением М. М. Пришвина «Ребята и утята»»
Воспитательно – образовательные задачи
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством М. Пришвина;
-формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы;
-расширять словарный запас детей;
- учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль прочитанного;
-закреплять знания о профессии библиотекаря.
Развивающие :
Публикация «ООД по развитию речи „Знакомство с произведением М, Пришвина „Ребята и утята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пришвин М. М.
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Утки, утята
- Темочки
-развивать внимание, память, выдержку, усидчивость.
Воспитывающие:
-воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и ее обитателей.
Материалы и оборудование: портрет М. М. Пришвина, презентация о жизни и творчестве М М Пришвина. Книги с рассказами Пришвина, картинки с изображением библиотеки, библиотекаря.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня ребята, я хочу познакомить Вас с маленьким мальчиком Мишей (показ презентации)
Вырос он в бедной семье, в которой было 5 детей. Отец рано умер и воспитывала детей мама. Миша рос беспокойным ребенком и его за противоречия с учителем даже выгнали из школы. В перврм классе Миша решил сбежать из дома и отправится в путешествие по разным странам. Вместе с двумя друзьями они сели в лодку и отплыли, но быстро были возвращены домой. Учился Миша в разных учебных заведениях, даже в других странах. Когда вырос даже учавствовал в 1 Мировой войне в качестве медбрата и корреспондента. Работал и учителем и агрономом и много путешествовал. Писать рассказы он начал когда стал совсем взрослым. Много он написал книг о природе и животных. Это и был писательМихаил Михайлович Пришвин!
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку, и подумайте что же это такое.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)
Воспитатель: - Правильно, это книга. Ребята, а как называется место где хранится много книг?
Дети: - Библиотека.
Воспитатель: -А что еще кроме книг есть в библиотеке?
Дети:- Газеты, журналы, словари
Воспитатель: -Кто работает в библиотеке, кто нам выдает книги?
Дети: -Библиотекарь.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете каким должен, быть библиотекарь?
Дети: - Библиотекарь должен любить книги, у него должна быть хорошая память, т. к. ему нужно знать всех авторов.
Воспитатель: - Да, библиотекарь постоянно общается с читателями, отвечает на вопросы, советует какую книгу прочесть, рассказывает о писателях и их новых книгах.
-Ребята, у нас есть в группе библиотека?
Дети: -Да.
Воспитатель: -У нас тоже есть библиотека, где сейчас развернута выставка книг Михаила Пришвина. Давайте, почитаем книгу из нашей библиотеки.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М. М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку.
-И сегодня мы познакомимся с произведением этого автора, а называется оно «Ребята и утята».
Чтение воспитателем рассказа «Ребята и утята»
2. Беседа о прочитанном.
Воспитатель: - Какие жанры художественной литературы вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель:- К какому жанру художественной литературы относится это произведение? И почему?
Дети:- Рассказ.
Воспитатель: - Какие слова в тексте вам были непонятны, незнакомы?
(Холм - небольшой бугорок; верста- русская мера длины; чирок-свистунок –уточка; прочное место- безопасное место, кузница-место где работает кузнец; паровое поле- отдохнувшее поле; вода спала- стало меньше воды.)
Воспитатель: - Кто главные герои рассказа?
Дети: -автор, мать- утка, ребята.
Воспитатель: - Что утка-мать решила сделать с утятами?
Дети: - Перевести своих утят.
Воспитатель: - Откуда она их вела?
Дети: - Из леса.
Воспитатель: - Куда вела? (в озеро на свободу)
Воспитатель: - Опасен ли был их путь? Кого опасалась утка?
Дети: - Человека, лису, ястреба.
Воспитатель: - Сколько всего было утят? (5 утят)
Воспитатель: - Близко или далеко находилось озеро от того места, где было гнездо утят? Почему уточка свила гнездо так далеко от озера?
Дети: -Весной озеро сильно разливалось, поэтому прочное и удобное место было там, за 3 версты на кочке.
Воспитатель: - Как передвигалась утиная семья по дороге к озеру?
Дети: - На открытых местах мать шла позади, чтобы не выпустить ни одного утенка из виду.
Воспитатель:- Что произошло у кузнецы? Что стали делать ребята, когда увидели утят?
Дети: - Стали ловить, зашвыряли шапками их.
Воспитатель: -Как вела себя уточка?
Дети: - она бегала с раскрытым клювом, волновалась.
Воспитатель: - Кого ребята собрались поймать, так же как и утят? (Утку) Воспитатель:- Как можно сказать об уточки? Какими словами?
- Думали ли ребята, когда ловили утят о том, что уточка будет переживать? Нужны ли им были эти утята?
Воспитатель: - Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Как в рассказе автор их еще называет?
Дети: -Они веселые, глупые, жестокие беззаботные, несмышленые. Глупыши.
Воспитатель: - Кто спас утку с утятами? (автор рассказа)
-Как отнесся автор к поступку ребят? Какие автор задавал вопросы детям
-Что приказал ребятам, автор?
Дети: - Идти и отдать утят.
Воспитатель: - Как ребята исправили свою ошибку? (отдали утят)
- Как приняла уточка утят? Чему обрадовался автор? (отпустили утят и оставили в покое утку)
-Почему дети смеялись над автором рассказа? Что он велел сделать ребятам?
Дети: - Он снял шапку и помахал утятам.
Воспитатель: - Почему автору и ребятам стало радостно?
Дети: - Делать счастливыми других всегда приятно.
3. Физкультминутка. (танец маленьких утят)
Воспитатель:- А как по-другому можно озаглавить рассказ?
-С каким произведением мы познакомились? Кто автор рассказа? Какую ошибку совершили ребята?
- Как бы вы поступили на месте ребят? О чем автор помог нам задуматься?
Дети: - Нужно быть добрым, воспитывать любовь к природе, птицам, любить и беречь природу.
Сегодня я вам приготовила раскраски с произведений Пришвина. Посмотрите и скажите героев каких рассказов вы узнали на раскрасках. (Ответы детей). Предлагаю вам раскрасить их цветными карандашами, а после сделать альбом рисунков по произведениям Пришвина.