Спиридонова Вера Николаевна
Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Свойства и качества снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место.
Публикация «Организованно-образовательная деятельность по познавательному развитию „Свойства и качества снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Темочки
-Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. - Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов. - Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Оборудование: полотенце, соль, стаканы с водой чайные ложки, полоски синего и красного цвета, чашку для таяния льда и снега, формочки. Пластинку, проигрыватель, гуашь, кисточка, нитки, удлинитель. Электрическая плитка, холодильник, салфетки.
Ход:
1. Игра «Здравствуйте». Дети стоят в кругу, воспитатель протягивает руку детям и говорит: «Здравствуйте». Ребята на ладонь воспитателя кладут свою и здороваются с ним, затем меняют руки.
2. П. / игра «Снег».
В снег упал Сережка. Поочередное загибание пальчиков. А за ним Аленка, А за ней Иришка, А потом упал Игнат, Сколько на снегу ребят? Показать пять пальцев.
3. Игра «Что в круге?»
Круг - зимние забавы.
Точки в кругу - катание на санках, лыжах, коньках, снегоходах, с горки, по ледяным дорожкам, игра в хоккей, в снежки, лепить снежные крепости.
4. Дети, сейчас поиграем в игру «Назови двумя словами».
- Шуба, шапка, варежки… (зимняя одежда). - Санки, коньки, лыжи… (спортивный инвентарь). - Унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь). - Воробей, снегирь, синица (зимующие птицы). - Лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды).
Как по- вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). - А какое сейчас время года? - Назовите зимние месяцы?
5. Послушайте внимательно логическую задачу:
«Маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегов. В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей. Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег. Очень удивился Саша. Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме. Что же она ему рассказала? (свободные ответы детей) 6. -Почему дети зимой радуются снегу и льду? - Хорошо или плохо, что зимой есть снег и лед?
Как вы думаете, чем раньше был снег? Лед? (Снег - снежинки-кристаллики-пар-вода)
Физкультминутка «Мы зимой в снежки играем…» Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы. Гостью – зиму любим мы.
7. Давайте сравним снег и лед по их свойствам и качествам.
-Посмотрите внимательно на снег, потрогайте его пальчиком. Какой он? – холодный, мягкий. - Какого цвета снег? – белого. - Есть в снегу крупинки? - Что еще белого цвета на ваших подносах? – (Соль). Потрогайте пальчиком соль. Какая она? – рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…
Потрогайте льдинку. Какая она? (твердая) - Что напоминает вам льдинку? (Стекло) - Почему льдинку нельзя вставить в окно? - Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда? (Снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды).
- Во что превращается снег и лед в тепле? – в воду. Возьмите немного снега на ладошку. Что происходит со снегом? (от тепла становится мягче, тает, вытрите руки полотенцем).
- Итак, какого цвета снег? – белого. Подложить полоски красного и синего цвета под снег. - Изменил ли снег цвет? – нет. Возьмите синюю полоску бумаги и подложите под лед. - Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску бумаги. Подложите красную полоску бумаги. - Какого цвета стал лед?
- Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. - Лед имеет свой цвет? Лед своего цвета не имеет. Он бесцветный.
8.- Найдите на подносах карточку с буквой. Подложите ее под снег. Видно буквы? Нет, Вывод: снег непрозрачный. Подложите карточку под кусочек льда. Что вы видите? - Буква через лед видна. Вывод: лед какой? – прозрачный, а снег непрозрачный.
9- Возьмите молоточек, ударьте по снегу. Что вы увидели? – от удара в снеге получилось углубление по форме молотка. Вывод: снег рыхлый. - А если ударить по льду? Что произойдет? Лед от удара раскололся на маленькие кусочки. Вывод: лед хрупкий.
10.- Я ставлю снег в чашке на горячую плитку. Что произойдет? Снег превратился в воду (показать детям). - А лед на горячей плитке? – тоже превращается в воду. Снег и лед на горячей плитке растаяли. - Что нужно сделать, чтобы растаяла соль? Размешать соль в стакане с водой. - Значит, в стакане раствор соли с водой, а снег и лед – просто вода. - Если кипятить растаявший снег и лед, то вода просто выкипит и не останется ничего.
- Как вы думаете. Куда денется выкипевшая вода? Превратится в пар. - Пар – это газообразное состояние воды. В природе, когда вода испаряется, пар охлаждается и выпадает на нас осадками, какими? - летом это дождь, а зимой – это снег, так как пар зимой кристаллизуется, образуются снежинки и выпадают снегом. Значит, что такое снег и лед зимой - это вода в твердом состоянии. Их появление связано с похолоданием. Так, как можно назвать лед, снеговой сугроб и снежинки другими словами – зимнее твердое состояние воды.
11. - А сейчас мы будем делать различные фигурки для украшения нашего участка. В формочку растаявшего снега добавьте гуашь и размешайте, что получилось? Вода стала цветная. А как нам воду превратить в фигурки? – поставить на холод. Я ставлю ваши формочки на поднос и вынесу на мороз. Вода застынет, превратится в красные фигурки, которыми мы украсим наш участок.
12. Ребята, спасибо вам, за то что, вы сегодня вместе со мной были исследователями. Молодцы!