Лучший педагог года

Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему «Свойства снега и льда»

Светлана Качина
Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему «Свойства снега и льда»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 384» г. Перми

Конспект

совместной познавательно-экспериментальной деятельности

с детьми 4-5 лет

на тему «Свойства снега и льда»

Разработала и провела

15.12.2016 года

воспитатель

Качина Светлана Петровна

2016 г.

Цель: вовлечение детей 4-5 лет в познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

Публикация «Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему „Свойства снега и льда“» размещена в разделах

• развивать у детей умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования, умения отвечать на вопросы поискового характера; выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

• способствовать проявлению интерес к экспериментальной деятельности и стремлению детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за снегом и льдом; рассматривание снежинок, снега и льда, наблюдение за состоянием снега и льда на улице при разных температурах (мороз и оттепель, при внесении в теплое помещении; чтение стихотворении, сказок, загадок о воде, снеге, льде, иней, тумане.

Материал для исследования и оборудование: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.

1. Организационно- мотивационная часть

На столе стоят два ведра. У детей на столах поднос, два стакана с водой, ложечка. Воспитатель обращает внимание на ведра.

В. : Как думаете, что находится в ведрах? (Ответы детей)

В. : Правильный ответ получить вам помогут отгадки на мои загадки:

Я пушистый, серебристый,

Но рукой меня не тронь,

Стану капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь

Я как песчинка мал,

А землю покрываю;

Я из воды,

А с воздуха летаю;

Как пух лежу я на полях

И как алмаз блещу

При солнечных лучах.

(Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься!

Он — как алмаз:

И твёрд, и чист,

На солнышке сверкает.

Но пригревать начнут лучи

Он тут же и растает.

(Лед)

Воспитатель помещает на доску изображения предметов исследования (Снег и лед).

В. : Сегодня как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой.

Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного.

Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда.

В. : Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

2 часть. Основная.

Опыт 1. «Определение цвета у снега и льда»

Задание:

Рассмотрите снег (лед) и определите его цвет (Рассматривают, определяют цвет).

В. : Что Вы можете сказать о снеге и льде? (Ответы детей)

В. : Возьмите цветной картон положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный).

Вывод: Снег белый, лед бесцветный.

Опыт 2. «Определение прозрачности»

Задание:

Возьмите комок снега, посмотрите через него на светильник. Смогли вы увидеть светильник и рассмотреть окружающие предметы? (Ответы детей).

Возьмите кусочек льда, посмотрите через него на светильник. Смогли вы увидеть светильник и рассмотреть окружающие предметы?

В. :Видно свет светильника через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный).

Вывод: Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. «Определение твердости, хрупкости»

Задание:

В. : Возьмите комок снега, потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый). У теперь поднимите его, попробуйте уронить его на стол. Что произойдет? (Ответы детей). Возьмите кусочек льда, постучите им о стол. Какой он? (Твердый). Попробуйте уронить его на стол. Что произойдет? (Ответы детей). А если ударить молотком? Почему лед разбился? (Хрупкий)

Вывод: Снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.

Опыт 4. «Определение тяжести»

Задание:

Опустите в один стаканчик с водой снег, во второй - опустите лед. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

В. : Тонет ли лед? А снег?

В. : Что тяжелее: снег или лёд?

Вывод:

Снег растворяется (тает) в воде, он очень лёгкий.

Лёд не тонет, он плавает на поверхности и постепенно тает.

В. : Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

(Дети высказывают свои предположения)

Опыт 5. «Форма»

Задания:

Возьмите снег и наполните снегом формочку. Переверните формочку так, чтобы снег вывалился на стол. Какую форму имеет снег? ( Ответ детей: снег сохранился форм у наполняемого сосуда)

Рассмотрите замороженные льдинки. Можно ли изменить форму льдинки? Почему?

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный, по приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки.

Опыт 6. «Что такое снег и лед

В. : Я беру два прозрачных ведерка с меткой об уровне воды. В ведерки опускаю снег и лед. Почему в ведерках воды становится больше? ( Ответы детей: снег и лед начинают таять, превращаясь в воду)

«Что быстрее растает?»

Вывод: Снег тает быстрее, лед медленнее, при таянии - уровень воды в сосуде поднимается.

Опыт 7. «Спасение игрушки»

Задание:

В. : Мы с вами потеряли игрушки на улице, так как там холодно игрушки обледенели и попали в плен. Как спасти игрушки? (Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми

анализирует их с позиций «хорошо – плохо» :

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)

- можно положить на батарею

- разбить лед молотком (сломаешь игрушку)

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)

- можно положить в теплую воду

- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать)

Положим замороженные во льду игрушки в теплую воду и будем наблюдать

Вывод: Игрушки быстро освободилась в теплой воде.

3 часть. Заключительная (мотивация на последующую деятельность)

В. : Давайте вспомним, какие свойства снега и льда сегодня мы определили экспериментальным путем? (дети проговаривают)

В. : Ребята, как вы думаете, можно из снега сделать тесто? (Ответы детей)

В. : Если добавить в снег воду, он станет мокрым и липким, будет сохранять любую форму, из него можно будет слепить разные фигурки, вынести на мороз, они замерзнут и ими можно украшать наш участок до весны.

Вы готовы к новым экспериментам со снегом и льдом.

Обсуждение с детьми новых проектов, с привлечением родителей для организации ледяного городка на прогулочном участке.

В. : Очень хорошо сегодня поработали, я хочу отметить ваш успех в наших опытах и вручаю вам эмблемы исследуемых сегодня объектов.

Публикации по теме:

Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 1 слайд: Свое выступление я хочу начать словами восточного мудреца: “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Магнит и его свойства» старшая группа .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка» Цели и задачи: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способности к преобразованию.

Конспект совместной познавательно — игровой деятельности с детьми 6–7 лет. «Кругосветное путешествие» Цель :формирование у детей умения пользоваться планом перемещения по координатной сетке объемного коврографа. Задачи: 1 Обучать детей ориентироваться.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Цель: Познакомить детей со.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Знакомство детей со свойствами снега и льда» Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать причинно - следственные связи:.

Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы». .

НОД «Свойства снега и льда» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 52 «Малинка».

Поделка из соленого теста «В мире льда и снега»Поделка из соленого теста «В мире льда и снега» Поделка "в мире льда и снега" делается из соленого теста. Для данной поделки нам понадобиться соленое тесто,краски,обычная картонная коробка,ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему «Свойства снега и льда»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 22:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД