Получи документы

Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Эрмине Гулян
Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

1 слайд:

Свое выступление я хочу начать словами восточного мудреца: “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”.

И я стараюсь придерживаться этих слов. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений Экспериментирование представляет для детей живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Именно Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Через опыты мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение находить пути решения проблемных ситуаций.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Кроме того, я бы хотела отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

2 слайд: Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.

3 слайд: Я поставила перед собой цели и задачи:

Цели.

Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи.

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами предметов.

Способствовать развитию умений детей делать выводы на основе опытов.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

4 слайд: Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:

• * живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

• * неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет, запах и др.);

* человек (функционирование организма, рукотворный мир)

5 слайд: Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а так же передовой опыт с детьми, я заинтересовалась возможностью организации познавательной - экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

6 - 7 слайд:

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении я создала предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается уголок «Познавайка».

В уголке экспериментирования содержится:

- познавательная литература, картотека опытов и экспериментов, алгоритмы проведения опытов.

Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Свет», «Запах», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы,микроскоп, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена, орехи и т. д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожы, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги и тканей.

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).

Медицинские материалы: пипетки, колбы разных форм и размеров, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки и стаканы, резиновые груши и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.

Игрушки и оборудование для экспериментирования

Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые и резиновые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, лупы, глобус и пр.

8 слайд: Работу с детьми провожу во всех режимных моментах:

В организованной образовательной деятельности,

Самостоятельная деятельность детей.

9-19 Слайд: В работе с детьми использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

• Постановка проблемы;

• Поиск путей решения проблемы;

• Проверка гипотез, предположений;

• Обсуждение увиденных полученных результатов;

• Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы.

Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные методы:

- Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды я использую прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

- При проведении НОД использую отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький исследователь.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду я начала проводить с 3 лет.

С помощью игровых персонажей предлагаю детям 3-4 лет простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

С детьми этого возраста я осваивала действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомила со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, источниками света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

• На 5-м - 6-м году жизни детей продолжала обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Поэтому я с детьми проводила эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на батарее); " Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Учила детей сравнивать свойства песка, и глины, узнавать и расширять свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, магнита и увеличительного стекла.

Для активизации процесса экспериментирования я использовала простые упражнения и проблемные вопросы:

• • Почему карандаш рисует, а палочка нет;

• • Что будет, если снег принести в комнату?;

• • Почему шарик катится, а кубик нет?;

• • Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

• • Какой шарик тяжелее? Почему? (пластиковый или железный);

• • Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и

На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней".

Стараюсь стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном и фиксировать результаты своих опытов в дневнике наблюдений.

20-22 слайд:

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, поэтому я старалась мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Но самой эффективной формой являются практикумы с родителями по экспериментированию.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей я готовила консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию рекомендовала родителям создать дома уголки экспериментирования и старалась обновлять наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

Привлекала родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Совместная экспериментальная работа родителей и детей развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. На сайте ДОУ, для родителей я представляла различный теоретический и практический материал по развитию исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Я считаю, что хорошим результатом моей работы с родителями в данном направлении послужило создание уголка экспериментирования в домашних условиях.

23 слайд: Опытом своей работы я делилась с коллегами на консультациях, педагогических часах, семинарах – практикумах, доказывая им важность познавательно-экспериментальной деятельности в работе с дошкольниками.

24 слайд:

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

25 слайд: ПЕРСПЕКТИВА

В перспективе я планирую продолжать работу по организации познавательно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Создать лабораторию с центрами для проведения экспериментальной деятельности.

26 слайд: В заключении я хочу сказать «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

В. А. Сухомлинского

Публикации по теме:

Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Комплект занятий по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста. (в соответствии с ФГОС) Разработано.

Мастер-класс «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша МАСТЕР-КЛАСС.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Опыт работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). 1. Актуальность На шестом году жизни дети достигают.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Подготовил: воспитатель 1 квалификационной.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Проект «Организация опытно — экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста». Введение Опытно-экспериментальная деятельность.

Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» Тип проекта: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста». Составитель: Белоносова Юлия Валерьевна.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 00:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД