Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет

Людмила Борзенкова
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет

Цели:

Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, сюжетам, ситуациям, отрывкам музыкальных произведений, по названию сказки, по пословице, заданной теме.

Вызвать чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.

Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Иллюстрации к сказкам, атрибуты к сказкам.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок

Слушание отрывка музыкального произведения «В гостях у сказки»

Воспитатель: Эта музыка переносит нас в чудесный мир сказки.

Воспитатель: Кто живет в сказках?

Воспитатель: Как начинаются сказки? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки?

Воспитатель: Что можно использовать, чтобы сказка была красивой? (Присказки, песенки, пословицы, поговорки.)

Воспитатель: Какие присказки вы знаете? (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; сказано — сделано.)

Воспитатель: А как называют людей, которые сочиняют сказки?

Дети: сказочники

Воспитатель: Сказки - это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем наш замечательный земляк. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.

Так их и называют теперь - «Сказки Афанасьева».

«Шестьсот сказок - не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, - шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев Выдающийся русский ученый-фольклорист и сказочник. Родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим - мелким судейским чиновником.

Афанасьев А. Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.

Разные герои живут в сказках А. Н.Афанасьева: необычайные, волшебные - Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные - солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.

Воспитатель: Покатилось, покатилось светлое колечко, Покатилось, покатилось с нашего крылечка. Кто колечко найдет, тот и сказку начнет.

Выставляются иллюстрации «Лиса печет блины», «У леса на опушке», «Сказочная избушка».

Дети выбирают иллюстрацию, составляют по ней сказку.

Образец сказки: Жила-была лиса. Печь блины была мастерица А как;говорится: «Дело мастера боится». На блины всех зверей созвала был и за- инька-горностаинька, и волчище-серый хвостище, и ежик — ни головы, ни ножек И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Воспитатель: Покатилось, покатилось светлое колечко, Покатилось, покатилось с нашего крылечка Кто колечко возьмет, тот и сказку начнет.

Составление сказки по модели: лес, елочка, заяц, лиса и другие животные.

Составление сказки по названию.

Воспитатель: Вам нужно придумать сказку на тему «Правда и кривда».

Дети придумывают сказки, используя сказочных персонажей.

Физкультминутка

Дети имитируют движения животных. Отгадайте без подсказки:

Кто пришел сюда из сказки?

Длинноухий и косой —

Верно, зайчик озорной.

• Весь лохматый, косолапый,

Знай, сосет большую лапу.

Отгадали, ребятишки,

Это мишка-шалунишка

• Платье, будто бы у елки,

У него иголки колки.

Ах, какой колючий ежик,

Нет ни головы, ни ножек.

• Любят спорт, игрушки, книжки.

Это наши ребятишки.

Дети выполняют различные движения.

Воспитатель: Жила у нас в Воронежской области бабушка Куприяниха и сочиняла сказки. Были у нее сказки волшебные, сказки о животных, бытовые — особенно она любит рассказы про попов. Основные ее сказки — бытовые, хотя сама она, как свидетельствует собирательница, больше всего ценит и любит сказки волшебные, отмечая всегда при рассказе, «что данная сказка особенно хороша и интересна». Главной и основной особенностью ее сказок является зачин, концовка, рифмовка. Так, в сказкепро козу с козлятами: «ухватил за хвост, сел маленький кузнечишка на нос»; в сказке «Два брата»дети бедного брата получают определенные имена: Тишка и Танька. Имена эти вызваны к жизни. «Ох, жена, поди-ка ты в лавку, купи ты Тишке книжки. купи Таньке — раздуванку».Этим же вызвано и прозвище мерина: «упала осина и убила мерина Максима».

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по сказкам, искать будем страницы из книги сказочника Афанасьева, а поможет нам карта Василисы Премудрой.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти. (Дети по карте определяют направление, идут по дорожке).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, да это сказочный домик. Давайте постучим, поздороваемся, да узнаем, кто в домике живет. (Дети стучат, узнают, что там живет Лисичка-сестричка)

Воспитатель: - Скажи-ка нам лисичка, не находила ли ты странички из волшебной книги сказочника Афанасьева.

Лиса: страничку я нашла, вон под тем пеньком, только я вам ее так просто не отдам. Два задания моих выполните. Мое первое задание будет таким – на этих листах я «спрятала» названия знакомых вам сказок. Отгадаете названия сказок – отдам вам странички из книги. Ребусы «Лиса и козел», «Лиса и волк». (На карточках написаны названия сказок, но пропущены гласные буквы. Например «Л…С… и к…з…л.»)

Лиса: ладно, первое мое задание вы выполнили, но это еще не все. Мое второе задание будет таким – соберите-ка ребятки волшебные кубики, да сказку отгадайте. (Ребята собирают кубики и отгадывают название сказок).

Лиса: молодцы ребята, задания мои выполнили, отдаю вам странички из волшебной книги

Воспитатель:- А мы лисичка знаем интересное стихотворение:

Мы лесами шли густыми.

И оврагами крутыми,

Где медведя не бывало,

Где и птица не летала.

Там в дупле большой осины

Угнездился рой пчелиный.

Мы медок соберем –

По тропинке в лес пойдем.

(Дети читают стихотворение, выполняют движения по тексту, благодарят и уходят, дальше по карте двигаются по дорожке, доходят до яблони, здороваются).

Воспитатель: - Яблонька, нет ли у тебя страниц из волшебной книги сказочника Афанасьева?

Яблоня: конечно есть, только помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются, а на каждом яблочке интересное задание.

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем яблоньке. Сейчас я сорву яблочко,прочту задание: продолжи фразу – «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут…», «По щучьему велению, по моему хотению…», «Высоко сижу…». (Ребята срывают яблоки, выполняют задание, яблоня благодарит ребят и отдает странички из книги).

Воспитатель: - Ребята, нам пора в путь, давайте посмотрим карту. (Идем, на пути избушка на курьих ножках).

Воспитатель: - Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Дети: за страничками!

Баба Яга:- Вот вам кроссворд сказочный, отгадаете, так и странички свои получите. (Ребята отгадывают кроссворд. В кроссворде ключевое слово «сказка»).

Воспитатель: - Мы отгадали кроссворд, и задание твое избушка выполнили. (Избушка отдает детям страницу из сказки).

Воспитатель: - Ребята, давайте книгу сказочника соберем. Все страницы по порядку разложим.

(Дети раскладывают страницы, воспитатель благодарит детей за книгу).

Публикации по теме:

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста» на тему: «Осень в гостях у ребят» Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Осень в гостях у ребят». Используемая образовательная программа: «От рождения до школы».

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное» для детей старшего.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Хорошие манеры» Хорошие манеры Задачи: 1. Образовательные: Учить проявлять в разных ситуациях гуманные чувства (доброту, отзывчивость, заботу); развивать.

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!» Цель:развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества. Задачи:Образовательные: 1. Формировать.

НОД во второй младшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Повар в детском саду» Цель: развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Задачи: 1. Дать представление о профессии повара, предметах необходимых.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», в рамках реализации ФГОС Актуальность: проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой.

Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»Организация Рппс в старшей группе по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО по ПДД (В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОУ). Задачи: * Создать благоприятные.

Перспективное планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Средняя группа Перспективное планирование по образовательной области - социально-коммуникативное развитие: Сентябрь Тема недели: «Я. Моя семья». Программное.

Перспективный план по осуществлению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» "Формирование основ безопасности" месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Безопасность собственной жизни Безопасность на дорогах и улицах.

Занятие «Острова Волшебных слов» по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 4–5 лет Воспитатель: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех отправиться в путешествие. Но прежде предлагаю поиграть в игру «Пора вставать».

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 25 октября 2015 в 21:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по пластилинографии «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной группе ДОУ
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....