Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Одарённые дети»

Бондарева Наталья
Консультация для педагогов «Одарённые дети»

Одаренные дети

Бондарева Наталья Александровна

Учитель начальных классов

(выступление на ШМО классных руководителей)

Проблема одаренности постоянно привлекала и привлекает психологов. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы. Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по- своему одарен. Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (богом, родителями и т. п., которым наделены единицы, избранные. В современной психолого- педагогической науке принято рассматривать одаренность как динамическое явление. Словосочетание «одаренные дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как дар природы и в этом смысле одаренность предстает перед нами не как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар. Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность - интегральное личностное свойство ( иначе говоря: если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности). Другие сторонники полагали, что видов одаренности существует столько, сколько можно найти точек приложения человеческой активности. В отечественной педагогике и психологии с 30-х г. и до конца 80-хг. Позиция об одаренности нашла выражение у практиков в тезисе «Нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-то области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться…» Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. Многие из психологов основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

Публикация «Консультация для педагогов „Одарённые дети“» размещена в разделах

• Кого из детей можно считать одаренными?

• С чем связана одаренность ребенка?

• Хорошо ли быть одаренным ребенком?

• Как распознать одаренного ребенка?

Частично на эти вопросы постараюсь дать ответы. Вначале обратимся к значению таких слов, как: одаренность, способность, талант, гениальность, вундеркинд. В чем сходство и различие значения данных слов. Исходя из многолетнего опыта работы, до сих пор считаю, что больше встречается на практике способных детей, нежели одаренных. Попробую доказать по возможности. Обратившись к толковому словарю Ожегова, рассмотрим значение слов.

Одаренность - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности.

Гениальность- высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Вундеркинды- дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей учащегося.

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний. Дело в том, что одаренные дети развиваются по своей, особой траектории. Они отличаются огромной потребностью в знаниях, но им нужны ответы на их вопросы, а вовсе не типовой комплект знаний, который чаще всего предлагается в школах.

Начальная школа ориентирована на навыки, знания. Наше дело- дать ребенку возможность раскрыться, научить использовать и развивать свои дарования. Необходима определенная модель работы с детьми, которую мог бы организовать учитель. Элементами такой модели должны стать :

*создание благоприятно творческой атмосферы на уроках;

*мотивированное обучение;

*факультативы;

* создание кружков по интересам;

*участие в олимпиадах;

* групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;

*НОУ;

* творческие мастерские.

Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдений, изучения психологических особенностей РЕЧИ, ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ :

Цели: выявление одарённых детей, создание условий для оптимального развития

Задачи: - самообразование

- Накопление материала по данному вопросу

- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр

- целенаправленные педагогические наблюдения, диагностика

- предоставление возможности совершенствовать в совместной деятельности со сверстниками, руководителями через самостоятельную работу.

- отбор различных систем обучения тех методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми.

1 этап – аналитический (в начальной школе).

Выявление успехов в какой- либо деятельности: учебной, физической, художественной и т. д., целесообразно организовать творческие мастерские (художественного слова, здорового образа жизни и т. д.).

2 этап – диагностический (5-9 классы).

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, внеклассную.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Необходим постепенный переход к обучению не столько фактором, сколько идеями, способами и методами, развивающим мышление, побуждающим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Целесообразны групповые формы работы: проектные задания, научно - практические работы, «мозговые штурмы» и т. д.

3 этап формирование, углубление и развитие способностей учащихся

(10-11 класс).

*проектная методика;

*профильные классы;

С чем связана одаренность ребенка?

Специалисты по работе с одаренными детьми заметили,что дело не в особых генах гениальности,а в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

*Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие

игры, дела,интересы. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты.

*Родители перепоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям.

Это группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, всевозможные специализированные классы в школах.

• Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, ничего не навязывая ребенку, а предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие.

• Для успеха в общеобразовательной школе важны такие типы одаренности как : академическая (дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый материал).

• творческая (способности в литературной деятельности, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления);

• интеллектуальная одаренность (умение мыслить, сравнивать, выделять главное, прогнозировать).

• Легче всего адаптируются «академические» одаренные. К «интеллектуалам» относятся снисходительно. Восхищаются способностями в одной области и порой прощают полную неуспешность в чем-то другом. «Творческие» одаренные дети обычно не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от ориентации (научная, спортивная, художественная и т. д., лежат мотивы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Как распознать одаренного ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Хорошо ли быть одаренным?

Как живется одаренным детям в школе?

В какой области одаренный ребенок проявит себя?

Об этом можно судить по наблюдениям. А ребенку важно предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Одаренными мы считаем таких детей уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им в будущем добиться высоких профессиональных и творческих достижений. Самая сильная потребность таких детей - накопление и усвоение знаний. Самый простой путь - попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы. Другой путь - не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.

Публикации по теме:

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

«Дети и компьютер». Консультация для родителей«Дети и компьютер». Консультация для родителей В наше время компьютер играет огромною роль,мы не обходимся без его помощи в работе,узнаем новости, общаемся друг с другом. Наши дети тоже.

Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое - то время.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Консультация для родителей «Интернет и дети»Консультация для родителей «Интернет и дети» Интернет-это пространство,в котором растет и развивается нынешнее поколение детей. Количество времени,которое проводит ваш ребенок в Интернете.

Консультация для родителей «Мы и наши дети»Консультация для родителей «Мы и наши дети» Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно относиться к ней, понимать её ценность, может полноценно осуществляться.

Консультация для родителей «Взрослеющие дети» Родители с появлением ребёнка задумываются кем он будет когда вырастит. И по истечением какого-то срока отдают его на различные секции..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Одарённые дети»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 09:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД