Наталья Булгакова
Проект «Огород на подоконнике» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород на подоконнике» (для детей 2 младшей группы)
«Осьминожки».
Тип проекта : информационный.
Вид проекта : краткосрочный (апрель, май).
По содержанию: «Ребенок и природа».
По характеру участия ребенка в проектировании : детско – взрослый.
По характеру контактов: внутри одной группы и за ее пределами (в семье).
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
По количеству участников: коллективный.
Цель, направление деятельности проекта : расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
Проблема:
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Поэтому основными задачами проекта будет :
1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, перца, помидор, их строении и условиях, необходимых для их роста).
2. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
6. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Основные направления проекта :
Работа с дошкольниками.
Работа с родителями.
В результате реализации проекта «Огород на подоконнике» мы планируем получить следующие результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Работа с дошкольниками включает в себя:
- Подбор и рассматривание иллюстраций.
-Организация и проведение занятия. Посадка овощей: лука, перца, помидор.
-Проведение наблюдений за ростом растений с зарисовкой изменений в росте.
-Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы).
- Подбор и чтение художественной литературы.
-Подбор и отгадывание загадок по теме «Овощи».
- Организация и проведение занятия по рисованию: «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов)
- Организация и проведение занятий по аппликации: «Бедный зайчик заболел – Ничего с утра не ел…», «Консервируем овощи».
- Организация и проведение занятий по лепке: «Овощи большие и маленькие».
- Инсценирование песни «Огородная-хороводная»
-Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Ботаническое лото», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний», «Занимательные квадраты», «Игра в слова».
- Оформление огорода дома на подоконнике. Они «выращивают». Дети в игровой форме знакомятся с бытом и хозяйством, с орудиями труда, сельскохозяйственной техникой, наблюдают за ростом растений.
-Организация выставки «Поделки из овощей».
Работа с детьми:
Лепка «Овощи большие и маленькие».
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Упражнять в умении лепить предметы круглой формы, разной величины. Учить передавать впечатления от окружающего мира.
Ход занятия:
Поговорить с детьми об овощах. Рассмотреть их, сравнить по величине (лук большой и маленький). Предложить вспомнить и показать руками в воздухе, как лепить предметы круглой формы.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь тем детям, которые испытывают затруднения. В конце занятия положительная оценка, обратить внимание на лучшие работы.
Аппликация «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел…», «Консервируем овощи»
Задачи:
Закрепить знания детей об овощах. Закреплять знания о форме, величине. Упражнять в правильном использовании приемов наклеивания.
Ход занятия:
Вызвать у детей желание помочь игровому персонажу – зайчику (накормить его морковкой, - бабушке (помочь засолить помидоры и огурцы). Обратить внимание детей на то, что нужно правильно располагать и приклеивать формы, стараться аккуратно пользоваться клеем.
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла…»
Задачи:
Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке.
Ход занятия:
Задать детям вопросы детям: - Ребята, вы ходили с мамой на базар?
- Какие овощи вы там покупали?
- В чем вы несли овощи домой?
- Хотите услышать историю о том, как одна хозяйка ходила на базар за овощами? Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
- Какие овощи вы любите больше всего?
Все овощи вкусные и полезные. Для того чтобы они больше не спорили давайте мы их все нарисуем. Методом тычка (нетрадиционная техника рисования) рисуем огурец и помидор.
Посадка лука, помидор, перца.
Задачи:
• Учить детей узнавать овощи – лук, перец, помидор.
• Закрепить знания о потребностях растения в земле, воде, свете.
• Показать и рассказать детям для чего и как сажают эти овощи.
• Закрепить представление о последовательности трудового процесса.
• Развивать речь детей и активизировать их словарь.
• Воспитывать желание самим выращивать овощи.
Цель труда – проросший лук. Предмет труда – луковица. Материал – земля в горшочках для посадки. Инструменты – палочка для рыхления, лейка с водой. Трудовые действия – ямка в земле и полив луковицы. Результат - проросший лук.
Ход занятия:
На занятие приходит игровой персонаж – внучка и говорит, что заболела. Доктор посоветовал принимать витамины, есть больше овощей. В каких продуктах есть витамины? (В овощах). Рассматривание овощей (лука, перца, помидор). Какой (-ая) он (она? Где растут овощи? (На грядках) Что нужно для того, чтобы вырастить овощи? (свет, тепло, почва, вода). Какой уход требуется овощам? Показ и рассматривание схем «Что нужно для роста растений» и модели посадки растений.
Рассказ воспитателя о том для чего будем сажать овощи.
Физминутка.
Дети сажают растения под руководством воспитателя.
Посадка лука.
Посадка перца.
Посадка помидор.
Полив растениям необходим.
Результат труда будет отсрочен. Фиксировать рост лука, помидор, перца рисунками.
Рассматривание овощей, наблюдения за растениями, растущими на «огороде».
Задачи:
-Закрепить знания детей об овощах.
-Дать знания о том, что растения нуждаются в уходе.
-Рассмотреть с детьми посаженные растения, отметить изменения в их росте. Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и желание за ними ухаживать.
Ход занятия:
Проведение игры «Овощи в корзинке». Ребенку предлагается самостоятельно назвать овощи и вставить в корзинку.
Игра «Угадай загадку». Взрослый загадывает загадку, ребенок, отгадав, показывает нужную карточку с изображением овоща.
Загадки:
1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец) 3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) 4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла. (Картофель)
3. Красненьки сапожки-в земле и в лукошке. (Свекла)
4. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)
5. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)
6. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачек)
Физминутка.
Воспитатель напоминает, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.
Рассматривание и называние овощей растущих на огороде (лук, помидоры,, перец). Беседа о том, что за растениями необходим уход.
Сначала наш перец был вот такой.
Он очень быстро растет
Занести результаты наблюдений в дневник роста растений.
Инсценирование песни "Огородная-хороводная" музыка Б. Можжевелова
слова А. Пассовой
Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с песнями.
• Выучить песню под руководством воспитателя и драматизировать её.
• Вызвать у детей положительные эмоции от инсценирования песни, закрепить знания об овощах.
Материал: Шапочки – маски капуста, морковка, зеленый лук.
Методические приемы:
Выучить песню вместе с ребятами. Затем инсценировать ее, используя шапочки - маски. Вызвать у детей положительные эмоции от исполнения песни, закрепить знания детей об овощах.
Чтение стихотворений об овощах.
Отгадывание загадок об овощах.
Работа с родителями:
-Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород на подоконнике» для закрепления знаний о растениях (овощах, которые можно вырастить.
Семья Вики Павленко. Она сажает семена вместе с мамой и старшим братом.
-Предложить родителям совместно с детьми сделать поделки из овощей и принести на выставку в детский сад.
Поделки сделанные родителями вместе с детьми.
За широкими полями,
За далекими лесами
Есть деревня, огород,
Дед и Баба там живет.
Очень любят дед и баба
Выращивать продукты
И у них, там растут
Овощи и фрукты.
Пес Дружок у них живет
Охраняет огород.
Ну а кот Тимофей
Их спасает от мышей.
Летом их огород
Плодоносит и растет.
Есть капуста и укроп,
Огурцы, морковка,
Помидоры, кабачки,
Баклажаны, свекла.
И в деревне, и на даче
Все сажают огород
Потому, что витамины
Нужны людям круглый год.
Дед и бабушка вдвоем грядки поливают,
Собирают урожай, банки закрывают.
И гостей они всегда ласково встречают
И закрутками своими всех их угощают.
А петрушка, лук, укроп
Зимой на их окне растет.
Что же можем на окне вырастить мы с вами?
Это Вы увидите - посмотрите сами.
Это наш огород,
Здесь у нас фасоль растет.
Расщепи 2 половинки
Что внутри?
- Фасолек спинки.
Еще растут чеснок и лук
Они помогут от недуг.
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет –
Нас спасет она от бед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ. Горький перец есть у нас
Красив он очень, радует глаз.
Перец – южное растение.
Он густой не любит тени,
Он на солнышке растет,
Свет лучистый перец пьет.
Любит влагу и полив,
Красный, желтый, он красив.
Кто его положит в рот,
Тот нос, губы обожжет!
Слезы побегут из глаз,
Жгучий жар волной обдаст.
Перец, горький, как горчица,
Для приправы пригодится.
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Мы его сажали вместе – это очень интересно.
Будем вместе поливать, урожай наш собирать.
В нашей группе очень много игр интересных
Для того, чтобы запомнить что такое огород,
что когда и где растет.
Используемая литература:
Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. Просвещение, 1992
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть1 СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович СП б. : Детство – Пресс, 2004
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -М. : Просвещение, 1991
Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. ; Просвещение, 1992
Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002
В презентации нашего огорода использованы стихи о фасоли, луке, чесноке, перце.