Светлана Скрипачева
Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
муниципального образования - городской округ город Касимов
Проект
Оказание психолого – педагогической помощи родителям детей раннего возраста в период адаптации
к дошкольному учреждению
Краткосрочный
Ранний возраст (1,5-3 года)
Воспитатель Скрипачева Светлана Николаевна
Касимов 2023г
Содержание
1. Введение… 3
2. Этапы реализации проекта…. …. 6
3. План мероприятий…. …. … 8
4. Оценка результатов и отчетность… 14
Публикация «Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
5. Литература…15
6. Приложение….
Введение
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Актуальность проекта; Переход ребёнка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессовыми факторами. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребёнка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребёнка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь должны предоставлять педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями и профессиональными знаниями, и практическим опытом. Одна из первых проблем, которая решается в дошкольном учреждении – это адаптация детей к условиям детского сада. Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребёнка. От того, как он пройдёт, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям. Адаптацию в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе сверстников.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя, напряжение и т. п. Степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.
С приходом в группу раннего возраста дошкольного образовательного учреждения у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущения в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина (советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности»). Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада, направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста.
Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - помощь детям и родителям при тяжелой адаптации.
Проблема: сложная адаптация детей.
Сроки реализации: краткосрочный (5 недель). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость; посещаемость.
Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации детей раннего возраста будет зависеть от тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Цель проекта:
- оказание психолого - педагогической поддержки детям раннего возраста, вновь поступающим в дошкольное образовательное учреждение.
- создание благоприятных условий для социальной адаптации ребёнка и их родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- способствовать преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
- содействовать снижению импульсивности, тревожности, агрессии у детей.
- обеспечивать развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- совершенствовать традиционные и применять инновационные методы группового и индивидуального взаимодействия детей в адаптационный период - способствовать расширению социальных контактов детей и родителей (законных представителей) в формировании доверительных отношений к окружающим.
- способствовать развитию игровых навыков и формированию основ произвольного поведения детей раннего возраста.
- способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
- обеспечивать консультационную, просветительскую помощь родителям в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательном учреждении
Ожидаемые результаты:
- благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогами ДОУ
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- становление доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.
Этапы реализации работы:
I этап «Организационно-подготовительный» (май) :
- изучение методической литературы, Интернет ресурсов
- подбор и составление диагностического инструментария: опросников, анкет, адаптационных листов, дневников наблюдения.
- составление планов работы с детьми, родителями (законными представителями)
- организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды
- подбор консультативно-просветительского информационного материала для родителей (законных представителей)
- приём и обработка документации.
II этап «Основной» (август – сентябрь) : выполнение планов работы с родителями (законными представителями, детьми
III этап «Заключительный» (по индивидуальному графику окончания адаптационного периода) :
- мониторинг результатов реализации проекта по данным адаптационных листов, дневников наблюдения
- анализ полученных результатов адаптации
- изучение эффективности деятельности по итогам реализации психолого - педагогического проекта
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- благоприятное прохождение детьми адаптационного периода, преодоление ими стрессовых ситуаций.
- успешное безболезненное вхождение в социум дошкольного образовательного учреждения, сохранение чувства защищённости и доверия.
- позитивное установление межличностных отношений в детском коллективе.
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, образования детей в адаптационный период.
- вовлечение родителей (законных представителей) в жизнедеятельность ДОУ, установление партнёрских доверительных отношений между педагогами ДОУ и семьями воспитанников.
- создание открытой системы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: администрации и сотрудников ДОУ, родителей (законных представителей, воспитанников.
II ЧАСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Основной этап реализации проекта заключается в выполнении планов мероприятий всех участников проекта. Таким образом, содержание проекта включает «План работы с родителями (законными представителями)
Работа с родителями :
№№
Мероприятия
Сроки
1
1 Заключение договора с администрацией ДОУ По индивидуальному графику
2
2 Знакомство родителей с воспитателями и группой: день открытых дверей, экскурсия по ДОУ, территории детского сада и участку группы, заполнение информационного бланка (социальная анкета)
август
3
3 Организационное групповое родительское собрание 2 неделя сентября
4
4 Стратегическая информация: официальный сайт ДОУ
о целях, задачах развития, реализация программы развития детского сада.
Постоянно
5
5 Тактическая информация: ежегодная информация (сведения о педагогах, режиме дня, графике работы, расписании НОД, традиционных мероприятиях ДОУ) В течении года
66 Оперативная информация: ожидаемые и/или прошедшие события в группе и детском саду (режимные моменты, занятия, медицинские мероприятия, экскурсии, развлечения, праздники, театрализованная и проектная деятельность, патриотические акции)
Ежедневно
77 Анкетирование родителей (законных представителей) по темам: «Интересы семьи», «Сведения о ребёнке», «Готовность ребёнка к поступлению в детский сад» 2-3 неделя
августа
88 Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросам адаптации ребёнка к условиям детского сада, а также по индивидуальным и возрастным особенностям развития детей раннего дошкольного возраста, информирование родителей (законных представителей) об особенностях протекания адаптации ребёнка
Ежедневно
99 Педагогическая работа
2 неделя сентября
Цели и задачи воспитательно-образовательной и коррекционной работы в ДОУ, основные направления и особенности, режим дня в тёплый и холодный период, план работы с детьми в адаптационный период, план работы с родителями (законными представителями) в адаптационный период, презентация психолого-педагогического проекта «Первые шаги»
110 Консультации
В течении адаптационного периода
«В детский сад без слез» «Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста» «Формирование у детей элементарных навыков самостоятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения за столом» «Воспитание у детей доброжелательного отношения к сверстникам» «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»
111 Фото презентация «Первые шаги в детском саду» 4 неделя августа
1 Общее родительское собрание ДОУ
112 Семейная мастерская: составление коллективного коллажа «Первые радости и открытия»
Памятки, семинары 1 неделя сентября
1
113 «Самые важные вещи, которым родители могут научить маленького ребёнка» «Рекомендации для родителей (законных представителей) для создания благоприятной семейной атмосферы в период адаптации»
«Роль детской игры во время адаптационного периода» «Советы по подбору игр и игрушек, организации игрового уголка» «Особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста» «Пути решения типичных проблем адаптации детей к условиям детского сада» «Методы контроля поведения ребенка» В течении адаптационного периода
114 Коррекционная работа «Учимся играть» (пальчиковые игры, коррекционная игровая терапия) сентябрь
115 Папки – передвижки «Основные направления деятельности взрослых» В течении адаптационного периода
116 Выпуск коллективной фотогазеты «Ты не бойся, мама!» 4 неделя сентября
План работы с детьми
№№ Мероприятия Сроки
11 Ведение журнала приема детей, наблюдение за поведением и их взаимоотношением со сверстниками и взрослыми с отметками результатов наблюдения в «Дневнике наблюдений», ведение индивидуального листа адаптации ежедневно
22 Создание эмоционального положительного контакта с целью формирования детского коллектива на основе индивидуального подхода с использованием картотеки адаптационных игр : фронтальных, подгрупповых, индивидуальных В течении адаптационного периода
33 Развитие культурно-гигиенических навыков, культуры поведения за столом с использованием игр (пальчиковых, фольклорного художественного слова с опорой на дидактическую куклу В течении адаптационного периода
44 Организация в группе РППС со всеми возможными зонами и центрами для раннего дошкольного возраста, Создание уголка уединения и психологической разгрузки Постоянно
55 Разработка индивидуального маршрута с учётом медицинских рекомендаций и рекомендаций специалистов ДОУ В течение года
66 Беседы
Кукла Катя впервые пришла в детский сад
Кукла знакомится с детьми своей группы
Кукла Катя играет 1-2 неделя августа
77 Коррекционные игры и занятия, направленные на снятие эмоционального напряжения у детей В течение адаптационного периода
Игры с водой, с песком, в сухом бассейне, пальчиковые, игры с использованием народных игрушек, Игры забавы, игры с использованием музыкальных инструментов
88 Ознакомление детей с материалами для художественно-творческой деятельности: пластилин, тесто, карандаши, фломастеры, гуашь, краски, мелки с целью формирования предпосылок для непосредственной образовательной деятельности Август,
1-2 недели сентября
99 Создание условий для игровой деятельности и формирование игровых навыков в различных видах игр
Постоянно
Дидактические развивающие игры, речевые игры, ролевые игры, игры с предметами и игрушками, строительные игры, подвижные и хороводные игры, сенсорные игры, театрализованные игры
110 Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных, сюжетных картин, альбомов, коллекций Постоянно
111 Непосредственная образовательная деятельность Постоянно
начиная с 3 недели сентября
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие
112 Индивидуальная работа по интересам и желанию детей Постоянно
113 Применение здоровье сберегающих технологий
Постоянно
Утренняя гимнастика, взбадривающая гимнастика после сна, воздушные и солнечные ванны, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные игры и упражнения, спортивные праздники и развлечения, закаливающие процедуры
III ЧАСТЬ: СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
В нашем детском саду уделяется огромное внимание проблемам адаптации, поскольку, как минимум две особенности отличают наш детский сад от других. Первое, это дети с 1 года до 3 лет, и во-вторых, все наши воспитанники в силу объективных причин период адаптации проходят дважды : при поступлении в детский сад, и при переходе из 2 группы раннего возраста в 1 младшую. При переходе из группы в группу, дети испытывают определённые трудности. Длительность и характер привыкания детей к новым условиям различны. В значительной мере это зависит от индивидуальных особенностей, опыта общения, а также типологических особенностей нервной деятельности. Сравнительный анализ поведения детей в привычной для них обстановке, в группе раннего возраста и в новых условиях младшей группы показывает, что уровень игровой деятельности и взаимоотношений в этот период значительно снижается. Наблюдаются затруднения в развитии игр, подборе игрушек, чаще возникают конфликтные ситуации у детей и между собой, хотя все они знакомы друг с другом и особенностями характера и поведения каждого. При этом, есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к младшему воспитателю, чтобы узнать о чём-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, достижения в игре и других видах деятельности. Другие дети испытывают застенчивость. Но есть и такие дети, для которых общение с новыми воспитателями пугает, они стараются уединиться и могут долго не вступать в контакт. По различиям в поведении и потребности в общении в период социальной адаптации можно условно выделить три группы. Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми. Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми и сверстниками. Речевая активность такого ребёнка является выражением стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде. Из практики известно, что в процессе адаптации детей к условиям детского сада и при переходе ребёнка из группы в группу происходят неблагоприятные для его развития изменения. Вопрос о более быстрой и более лёгкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую вытекает из необходимости обеспечения высокоэффективного процесса развития и воспитания.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ
В первой младшей группе на данный период 16 детей, из них легко прошли адаптацию 7 детей, средней тяжести – 6 детей и тяжелая адаптация у 3малышей.
Основные причины тяжёлой адаптации у детей раннего возраста : сильная привязанность к родителям, отсутствие единства требований в воспитании ребёнка, особенностью нервной системы, частые заболевания, неподготовленность к режиму дня и питанию в детском саду несмотря на рекомендации, не имели ранее социальных связей с ровесниками и посторонними взрослыми в связи с пандемией (многие родители боятся передвигаться в общественном транспорте и поэтому не приводят детей в детский сад, эти родители получают консультации дистанционно, на сайте детского сада).
С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены индивидуальные консультации, а также вывешен наглядный материал на информационном стенде.
IV ЧАСТЬ: ПРИЛОЖЕНИЕ
В качестве приложения к данному проекту сформирован пакет методических, дидактических, консультативных материалов; образцов анкет и опросников; шаблонов адаптационных листов, дневников наблюдений; диагностического инструментария Литература, Интернет источники
Приложение 1
- Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
- Анкета для родителей (социальная).
- Что нужно знать о ребенке.
- Комплексное исследование ребенка.
Ф. И. ребенка ___
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия (какие)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка особенные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается и др. (указать)
б) нет особенных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
А) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
А) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
А) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен?
А) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
А) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
А) да
б) нет
Большое спасибо!
Приложение 2
Основные направления деятельности взрослых
Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ
В семье В дошкольном образовательном учреждении
1 2
Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. п.) Выяснить, каким ласковым именем называли ребенка дома, и так же называть его в детском саду.
Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ («Извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда») Внимательно и уважительно относиться к каждому ребенку, его потребностям, интересам, переживаниям; поддерживать инициативу в общении
Заинтересованно, с вниманием и уважением относится к вопросам, которые задает ребенок, его просьбам и жалобам. Уметь успокоить, помочь отыскать какие – то иные источники утешения Проявлять заботу и оказывать помощь
Никогда не говорить, ребенку, что его не любят. Научиться доказывать малышу, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему. Не оставлять его одного даже в критических ситуациях, когда поступок ребенка требует серьезного осуждения. Не накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления, груз безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать «критические» ситуации: кто был не прав и почему) Понимать само ценность каждого ребенка, его неповторимость в этом мире. Рассердившись на малыша, никогда не говорить ему, что его больше не любят. Даже в трудные минуты общения не допускать безапелляционного тона, атмосферы казарменной дисциплины в группе
Признавать право ребенка на некоторую неумелость. Обсуждать вместе с ним забавные истории, которые происходили раньше, а теперь вызывают улыбку Не критиковать результаты деятельности, но в игровой или шутливой форме высказывать замечания и помогать добиваться результата
Категорически запрещать детям бить и обижать других ребят, животных, уничтожать насекомых, рвать траву, ломать деревья и кустарники Не допускать бездумного и жестокого отношения детей к другим ребятам, животным и растениям
Отмечать и поддерживать любые успехи детей, их стремление научиться делать что – то, помогать оценивать достигнутые результаты Помогать детям осознавать свои даже самые незначительные достижения и открыто выражать радость по этому поводу. Чаще рассказывать детям об их достижениях в игре, во взаимоотношениях друг другу и т. п.
Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности предоставлять им право выбора Уважать вкусы, привычки детей и их родных и близких. С пониманием и уважением относиться к ним.
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми
В семье В дошкольном образовательном учреждении
1 2
Наблюдать за играми ребенка дома и по желанию рассказать о них воспитателям Интересоваться у родителей тем, как играют их дети дома. Понаблюдать за играми детей в группе и сравнить результаты с тем, что сообщили родители. Поделиться с ними своими впечатлениями
Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к детским играм
Исходя из материальных возможностей семьи приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игры. Заранее согласовывать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. Хвалить и поощрять за проделанную работу и только после этого убирать игрушки В группе создавать условия для свободной самостоятельной игровой деятельности детей. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. Консультировать по вопросам приобретения игр и игрушек для своих малышей, и использовать их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи. Стимулировать и поощрять стремление детей отражать свое отношение к действительности в игре
Тактично и ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды. Отказ ребенка от предложенной помощи принимать как должное. Все последующие обращения воспринимать как выражения доверия. Выражать одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец, умница»). Способствовать тому, чтобы в игровой ситуации ребенок воспринимал педагогов как партнеров по игре. Сопереживать чувствовать детей в играх – уметь увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т. п.
Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Действуя в роли, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки героя, чью роль вы исполняете. Всегда в игре соглашаться со своим малышом. Это вселяет в него уверенность в свои силы. По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующей игре ребенок пригласит Вас для участия в игре Формировать умения изменять ролевое поведение, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Подключаться к игре, взяв на себя дополнительную игровую роль. Втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события, с новыми персонажами