Ирина Моторина
Онтогенез детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
Усваиваемые слова делятся на две группы:
— пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, но не употребляет);
— активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и осознанно употребляет в общении).
Лексическая компетенция предполагает наличие словарного запаса, основанного на знаниях детей о предметах и явлениях окружающего мира, способах действия с ними, формировании и дифференциации понятий. В её рамках дети обогащают и практически осваивают словарь, в том числе антонимов, синонимов, многозначных слов, а также употребляют слова в соответствии с их значением в определённых
ситуациях.
Публикация «Онтогенез детской речи» размещена в разделах
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи : фонетико-фонематического и грамматического строя речи (Лалаева Р. И. 1969 : 12).
В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения,
позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.
В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там, либо называют предмет (киса, или действие (бай).
В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот период у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов
различных частей речи (Выготский, 1956: 50).
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных
рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.
Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка, но О. В. Правдина(1969) выделила средний показатель:
* До 1 года 5 месяцев ребенок максимально знает 58 слов, минимально 3,
* В 2,5 года наибольшее знание слов составляет 880, наименьшее 40.
* К четырем годам максимальное количество слов достигает 2400, минимальное 60.
Качественный рост словаря обогащается по двум направлениям: по содержанию и по форме.
Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так, усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательности:
* Существительные - обычно первые слова.
* Глаголы появляются почти одновременно с существительными.
* Наречия - несколько позже.
* Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются, другие появляются значительно позже.
* Прилагательные начинают употребляться сравнительно поздно.
* Числительные - поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета).
* Служебные слова появляются почти самыми последними.
* Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.