Приложение МААМ

Онтогенез детской речи

Ирина Моторина
Онтогенез детской речи
▼ Скачать + Заказать документы

Усваиваемые слова делятся на две группы:

— пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, но не употребляет);

— активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и осознанно употребляет в общении).

Лексическая компетенция предполагает наличие словарного запаса, основанного на знаниях детей о предметах и явлениях окружающего мира, способах действия с ними, формировании и дифференциации понятий. В её рамках дети обогащают и практически осваивают словарь, в том числе антонимов, синонимов, многозначных слов, а также употребляют слова в соответствии с их значением в определённых

ситуациях.

Публикация «Онтогенез детской речи» размещена в разделах

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи : фонетико-фонематического и грамматического строя речи (Лалаева Р. И. 1969 : 12).

В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения,

позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там, либо называют предмет (киса, или действие (бай).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот период у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов

различных частей речи (Выготский, 1956: 50).

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных

рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка, но О. В. Правдина(1969) выделила средний показатель:

* До 1 года 5 месяцев ребенок максимально знает 58 слов, минимально 3,

* В 2,5 года наибольшее знание слов составляет 880, наименьшее 40.

* К четырем годам максимальное количество слов достигает 2400, минимальное 60.

Качественный рост словаря обогащается по двум направлениям: по содержанию и по форме.

Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью. Так, усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательности:

* Существительные - обычно первые слова.

* Глаголы появляются почти одновременно с существительными.

* Наречия - несколько позже.

* Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются, другие появляются значительно позже.

* Прилагательные начинают употребляться сравнительно поздно.

* Числительные - поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета).

* Служебные слова появляются почти самыми последними.

* Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Публикации по теме:

Ценность слова для современного человека. Стихосложение как средство развития детской речи. МетодикаЦенность слова для современного человека. Стихосложение как средство развития детской речи. Методика Ценность слова для современного человекаАнна Кобелева Стихосложение, как средство развития детской речи. Методика. Ценность слова является.

Консультация для родителей и воспитателей «Онтогенез развития детей 1–2 года» На втором году жизни продолжается интенсивное развитие психомоторных функций ребенка. Фундаментальным достижением в этот период становится.

Неделя детской книгиНеделя детской книги 19 - 26 марта в группе "Красная шапочка" была проведена неделя детской книги. Были проведены следующие мероприятия: 19 марта - Акция «Подари.

Немного о детской психосоматике Каждая семья, имеющая маленького ребенка, сталкивается с такой проблемой, как детские заболевания, причем заболеваемость часто не зависит.

О специфике процесса усвоения родного языка при нарушении развитии детской речи Особенности накопления первоначального словарного запаса. Время проявления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого.

Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельностиРазвитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности Мария Воробьева Хорошо развитая речь - важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка,.

Развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста в различных формах и видах детской деятельности Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельностиК компонентам устной речи относится: словарь.

Родителям о детской речи Консультация «Всё о развитии детской речи» Очень многие родители беспокоятся, что ребенок плохо разговаривает в 4-5 лет, о нормах развития.

Семинар-практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи» Цель: пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики.

Влияние художественной литературы на развитие детской речи Роль общения в жизни человека огромна. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким мы видим общение с нашими детьми?.

Автор публикации:
Онтогенез детской речи
Опубликовано: 27 марта 2019 в 22:22
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Онтогенез детской речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Моторина (УИ 202006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД