МААМ-картинки

Описание системы инновационной работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками

Наталья Алкеева
Описание системы инновационной работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Публикация «Описание системы инновационной работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе.

Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.

Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.

Задачи:

1. Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.

2. Формирование знаний о живой и неживой природе.

3. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем городе.

Почему эта проблема заинтересовала меня?

1. Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, городу, а значит, и бережное отношение к природе.

2. Полноценное воспитание дошкольника происходит эффективнее в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу.

3. Противоречие между экологическими знаниями детей и возможностью применения знаний в действительности. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в дошкольниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности дошкольников - убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт детей.

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л. А. Вержбицкого и С. П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Кроме того были утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года №655 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предусматривают часть программы, формируемой участниками образовательного процесса. В рамках реализации ФГТ мною была разработана дополнительная рабочая программа «Матушка природа» (приложение 1). Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента. Экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от средней группы до подготовительной к школе групп.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших дошкольников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение детского сада, уход за цветниками, шефство над огородом, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и т. д.

Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников. В рамках обобщения опыта работы составлены методические рекомендации по работе с дополнительной программой «Матушка природа» (приложение 2).

В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила : наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, проектно-исследовательскую деятельность, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Безусловно, всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Мною оформлен практический материал для работы с детьми «Методическая ракушка» (приложение 3). Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала. Однако для эффективной работы необходима предметно-развивающая среда экологического содержания. Экологическая развивающая среда в группе детского сада насыщена наглядными пособиями (альбомы, наборы картин, муляжи, модели, атласы, энциклопедии, дидактические и настольные игры и пр.); имеется уголок природы, ежедневно ведётся календари природы. На участке детского сада выращиваются садовые (уголок сада - яблоня, вишня, груша, лесные (уголок леса - ель, рябина, береза, огородные растения; разбиты цветники; создана «экологическая тропа».

В экологической развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с природной средой, наполняется и совершенствуется информационная среда. В результате работы над этой проблемой был создан экологический паспорт своей группы (приложение 3). Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним.

Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.

Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями: почему так говорят? Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Некоторые методические разработки по работе с родителями представлены в приложение 4.

Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.

Два раза в год планирую и организую проектную деятельность.

В связи с этим я разработала проект «Зеленые спасатели» (приложение 5)

Обязательным условием эффективности работы экологического образования является мониторинг. Диагностика, разработанная мною по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста, состоит из ряда заданий (приложение 6)

В результате проведенной работы дети старшего дошкольного возраста получили представления (начальная форма знания) об условиях, необходимых для жизни растений, животных, человека; о гуманном отношении к природе; элементарные навыки и умения взаимодействия с природой. Об осознании собственной принадлежности к миру природы свидетельствуют результаты диагностики по методикам Т. В. Христовской и Л. С. Игнаткиной «Рост и развитие живых организмов», А. М. Федотовой «Многообразие животного мира» (приложение 7).

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Предлагаемый опыт может быть использован при организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах, дополнительном образовании, дошкольных группах при школах. Я уверена, что мой опыт поможет в работе молодым педагогам, а опытных коллег натолкнет на более совершенные творческие решения.

Публикации по теме:

Аннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольникамиАннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольниками Аннотация к общеразвивающей дополнительной программе художественной направленности, по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний.

Дидактическая игра «Потребности и товары» для работы со старшими дошкольникамиДидактическая игра «Потребности и товары» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Фотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню ЗемлиФотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню Земли Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля – Это все наша Земля! 22 апреля на всей планете отмечается международный.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Методическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольникамиМетодическое пособие «Человек и его потребности» для работы со старшими дошкольниками В октябре 2018 года для смотра-конкурса методических, дидактических средств обучения по экономическому образованию детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание системы инновационной работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками
Опубликовано: 23 марта 2022 в 13:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД