Эльвира Латыпова
Опыт работы для воспитателей по математической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по математической деятельности.
средняя группа
воспитатель : Латыпова Э. Х.
МАДОУ ДС №4 "Морозко"
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку всестороннего развития. Как же быть? Мы долго думали над этим вопросом, а потом пришли к выводу, что неслучайно в русской (досоветской) математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным задачам, т. к. справедливо считалось, что элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать ее глубже. Тем более математика должна быть веселой и занимательной для дошкольников. С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Как же этого достичь? Я считаю, что математику лучше преподносить в игровом плане.
Публикация «Опыт работы для воспитателей по математической деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Знакомить с цифрами мы начали, используя стихи о них. При этом с помощью пантомимы еще и показываем, на что похожа цифра;
К примеру, 1:
«Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица»
или цифра 4:
«За тремя идет 4,
Острый локоть оттопыря».
и т. д. и т. п.
Дети с большим удовольствием читают стишки и заодно их показывают при помощи телодвижений.
А поскольку ряд цифр похож, дошкольники путают их между собой. Поэтому за-крепим мы их парами (2 и 5; 4 и 7; 3 и 8; 6 и 9).
Так легче, мы показываем, что цифра 3 – это три конфетки, а похожая цифра 8 – намного больше конфет.
Так же уже сейчас мы понемногу начинаем учить детей решать простые задачи. Это задачки – шутки – занимательные игровые задачи с математическим содержанием.
«Ты, да я, да мы с тобой».
Сколько нас всего? (Двое)
Как с помощью только палочки образовать на столе треугольник?
(Положить её на угол стола) и т. д.
Я считаю, что не бесполезно познакомить детей с загадками, имеющими в своем содержании числа, и научить детей различать задачки, от загадок с цифрами:
«Нас 7 братьев, летали все равные, а с именем разные» (Дни недели)
«В год у дедушки четыре имени. Кто это?» (Весна, лето, осень, зима, год)
«Кто в году четыре раза переодевается?» (Земля) и т. п.
Так же в средней группе мы уже знакомим с понятием «Геометрическая фигура». А начинаем с самого простого:
1. Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата и т. д.
2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры.
В математическом образовании важно своевременно дать понятие величины, а кон-кретно: длины, ширины, высоты, толщины.
Вначале мы с этим знакомим на конкретных картинок, затем задание постепенно усложняем перехода к практической деятельности и упражняем детей примерно в следу-ющих заданиях: определи на глаз и испытай себя.
- Кто выше и насколько: мама, папа, брат, бабушка, я?
- У кого обувь длиннее и насколько?
- Какая книга толще и насколько? Имеются блоки Дьениша
Дошкольный возраст – возраст практического познания мира. Малышу все интересно: тонет или не тонет предмет, какая игрушка тяжелее, где правая, а где левая рука. Нам помогают, как иллюстрации, так и практические действия.
Мы советуем чаще «представлять» детям возможность играть с водой и различными предметами, которые тонут, пропускают воду и т. д.
Замечено, что дошкольники не очень хорошо знают свое тело, путают левую и правую стороны, ноги, правое и левое ухо, глаз и т. д. Часто до 6 лет. А при постоянном упражнении уже в 3-4 года малыши ориентируются в этом важном житейском деле. Кроме тренировок на собственном теле, можно использовать игры с картинками такие как: «Надень правую варежку на правую ручку, а левую – на левую».
Нет сомнений в том, что развивать глазомер – значит, во многом помочь ребенку пра-вильно определять разнообразный мир.
Аналогичные действия развивают не только глазомер, но и сообразительность, а так же ловкость рук:
«Бац!»
И зеркало разбилось.
Вдребезги! И навсегда.
Как же это получилось!
Вот несчастье! Вот беда!
Впрочем, ты не огорчайся!
Время попусту не трать.
Из осколков постарайся
Снова зеркало собрать!
В жизни немало ситуаций, которые помогают: - сделать математику веселой; - раз-вить мышление и творческое воображение; - формировать интеллектуальную активность.
В своей работе используем много литературы: математику В. П. Новиковой, книгу Л. Б. Фесюновой от трех до семи и т. д.