Папки-передвижки

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста (6 фото)

Симонова Лариса Владимировна
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство к самостоятельному мышлению.

А. И. Маркушевич

В дошкольном возрасте все дети – это маленькие исследователи. Они с большой радостью, интересом и удивлением изучают и открывают для себя мир. Перед взрослыми стоит задача – помочь им развить и сохранить стремление к познанию. Чтобы исследовать предметы, их свойства и качества, детям необходимы определенные знания. Эти знания пригодятся ему в школе во время обучения. Перед воспитателями стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение. Обучать детей нужно только в определенной системе и на основе личностно-ориентированного подхода, который направлен на развитие познавательных способностей, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Только в этом случае ребенок, который посещает детский сад, сможет стать интересным, интеллектуальным человеком.

Публикация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как развить логическое мышление у маленького ребенка? Конечно же поможет игра. Ведь игра – это интересное и привлекательное занятие для детей. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования говорят о необходимости создания новых форм игры, в которых бы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Именно такие познавательные игры можно организовать с помощью блоков Дьенеша.

Золтан Дьенеш – всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Многие годы З. Дьенеш посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».

Что же такое блоки Дьенеша?

Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе ни одна фигура не повторяется.

Это одна из эффективных технологий по развитию детей, которую я использую в своей работе. Развивать логическое мышление необходимо как на занятиях, так и в повседневной жизни. Изучив материал по данной теме, я узнала, что современная литература предлагает разнообразные методики, которые помогают в развитии логического мышления детей. Однако, нет системно выстроенного пособия, которое позволило бы работать с детьми в течение всего учебного года.

Я определила тему своего самообразования: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Актуальность данного опыта заключается в том, что работу по развитию психических процессов у детей нужно начинать с раннего возраста. Мы начали знакомиться с блоками «Дьенеша» с первых дней ребенка в детском саду, так как среди всех детей, только один мог ответить на вопросы «Какого цвета, размера и формы предмет?».

Новизна данного опыта заключается в разработке планов и конспектов организованной деятельности, где в содержание занятия я включаю игры с блоками Дьенеша, соответствующие развитию детей (от простых к сложным). Свой опыт работы я могу рекомендовать как начинающим, так и опытным педагогам.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К. Д. Ушинского. А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Я изучила методические советы по использованию игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами «Давайте вместе поиграем», Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б., методическое пособие Захаровой Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша».

В предыдущие годы я использовала игры с блоками Дьенеша как элементы нод по математике в старшей и подготовительной группе и получила хорошие результаты. Начав работать в 2021 году с детьми первой младшей группы, решила выстроить систему деятельности по развитию логического мышления с самого раннего возраста.

Цель моей работы – это создание условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.

Задачи:

1. Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов, размерами, цветом.

2. Развивать у воспитанников мыслительные операции: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы.

3. Способствовать развитию у детей умений замещать и моделировать свойства объектов, кодировать и декодировать информацию о них.

4. Учить ребят применять в повседневной жизни знания о цвете, величине, форме.

5. Развивать у воспитанников познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, мышление.

Для выполнения поставленной цели и задач я спланировала и реализовала систему мероприятий:

Создала предметно-развивающую среду в группе (наборы блоков Дьенеша, цветными альбомами с заданиями (это «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Разработала перспективно-тематического план организованной деятельности с детьми на год;

https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-s-detmi-po-teme-ispolzovanie-blokov-denesha-dlja-razvitija-logicheskogo-myshlenija-detei.html

Разработала конспекты тематических занятий на год с использованием блоков Дьенеша;

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-kak-pomoch-kolobku-vernutsja-v-skazku.html

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-dlja-detei-mladshei-grupy-s-blokami-denesha-ukrasim-mame-busy.html

Разработала картотеку игр с блоками Дьенеша;

https://www.maam.ru/detskijsad/bloki-denesha-kartoteka-igr.html

Разработала план работы с педагогами и родителями.

https://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-s-roditeljami-i-pedagogami-po-teme-ispolzovanie-blokov-denesha-dlja-razvitija-logicheskogo-myshlenija-detei.html

Организованную деятельность с использованием блоков Дьенеша провожу еженедельно, а также включаю отдельные игры и упражнения на нод по всем образовательным областям: познание (нод по конструированию, математике – поиск, путешествия, физическое развитие (подвижные игры, используются как различные ориентиры, социально-коммуникативное развитие (игры Магазин, Автобус, Супермаркет, художественно-эстетическое (использование блоков Дьенеша в технологических картах, показывающих последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании, аппликации и художественном труде с помощью условных обозначений, речевое развитие (рассказывание сказок, мнемотаблица, усвоение звукового анализа слова).

На первых занятиях я дала возможность самостоятельно детям познакомиться с блоками. Материал сам по себе очень привлекателен для детей : приятный на ощупь, яркий. Воспитанники с удовольствием выполняли с ним различные действия. Они увидели, что все блоки разные, что с ними интересно играть: строить, выкладывать дорожки, различные башенки, заборчики и другое.

После самостоятельного знакомства с блоками, я предложила детям более сложные упражнения и игры. Например, разложить в ведерочки определенного цвета блоки, отобрать одинаковые блоки по форме, по размеру.

При этом задаю вопросы:

1. Найди все фигуры красного (синего, желтого) цвета.

2. Найди все фигуры большие (маленькие).

3. Найди все фигуры круглые (квадратные, треугольные).

Затем их усложняю:

1. Найди фигуру не такую как эта по цвету (размеру, форме).

2. Найди фигуру не такую как эта по размеру и цвету.

3. Найди такую же фигуру, как эта по форме, но не такого цвета.

Фото №1 Кто с детских лет занимается математикой тот развивает внимание тренирует свой мозг свою волю воспитывает настойчивость и упорство к самостоятельному мышлению

В игре «Раздели фигуры» использовала игрушки. Предлагала разделить все фигурки между игрушками, задавая при этом вопросы:

- Какие фигурки оказались у мишки?

- У зайчика?

Можно предложить разные варианты игры: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые. После этого усложняются игровые правила: разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

Фото №2 Маркушевич В дошкольном возрасте все дети это маленькие исследователи

Используя альбомы для малышей, дети составляли различные постройки. Сначала дети накладывали блоки на цветные изображения в альбоме, а потом составляли фигуры по образцу на столе самостоятельно.

Фото №3 Они с большой радостью интересом и удивлением изучают и открывают для себя мир

Такие игры развивают у детей не только логическое, но и творческое мышление и речевую активность.

Во второй младшей группе дети стали выполнять более сложные задания. Сейчас использую опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, форма – соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий, величина – силуэтом дома (большой, маленький).

Блоки Дьенеша использую как предметы-заместители на нод по развитию речи. Например, русская народная сказка «Курочка Ряба».

Фото №4 Перед взрослыми стоит задача помочь им развить и сохранить стремление к познанию

Несмотря на то, что детям 4 года, они уже умеют сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы. Они используют в повседневной жизни знания о цвете, величине, форме. В свободной деятельности, на прогулке, в общении со сверстниками дети употребляют слова «большой», «маленький», «толстый», «тонкий», называют цвета и форму предметов.

Мною была проведена консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал», а также для педагогов детского сада проведен мастер-класс «Игры с блоками Дьенеша» и нод «Поможем солнышку»

Фото №5 Чтобы исследовать предметы их свойства и качества детям необходимы определенные знания

В своем блоге размещены рекомендации педагогам

https://www.maam.ru/detskijsad/logicheskie-bloki-denesha-rekomendaci-pedagogam.html

Информация по данной теме размещена в группе детского сада в социальной сети https://ok.ru/rusa7dik/topic/154406325927999

Для определения эффективности работы с детьми проведено диагностическое обследование по выявлению уровня развития логического мышления на основании выделенных в программе «Радуга» уровней развития :

Низкий: ребенок выделяет свойства предметов (двух-трех, определяет наличие/отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей, групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Средний: ребенок выделяет свойства предметов, фигур, самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении предполагаемых изменений при смене основания классификации, числа предметов в образованных группах, условной мерки. Самостоятельно составляет алгоритм, выполняет заданные им действия, поясняет последовательность. Результаты действий носят в основном воспроизводящий характер.

Высокий: ребенок имеет обобщенные представления о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основание классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в играх, выполнении учебных программ, пользуется условными обозначениями.

Уровни Начальный этап

(сентябрь

2021 года) Промежуточный этап

(январь

2023 года) Выводы

Высокий 1% 50% Увеличилось количество детей на 49%

Средний 25% 35% Увеличилось количество детей на 15%

Низкий 74% 15% Уменьшилось на 59%

Можно сделать вывод: система работы с использование блоков Дьенеша помогла добиться хороших результатов:

Дети овладели приемами выявления свойств объектов, сравнения, классификации, обобщения, логическими действиями и операциями.

У детей появилась способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них.

С помощью блоков Дьенеша дети овладели знанием о цвете, величине, форме.

Полученные результаты подтверждают важность использования блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста, начиная с самого раннего.

Я планирую в дальнейшем разработать план организованной деятельности для средней и старшей групп с использованием логических блоков Дьенеша и, конечно, заинтересовать и привлечь родителей к занятиям с блоками с детьми дома.

Список использованной литературы :

1. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет»

2. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент"

3. Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.

4. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

5. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.

6. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольниковИспользование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 марта 2023 в 07:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Лариса Владимировна (УИ 34844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД