Лучший педагог года

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Екатерина Столярова
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность опыта

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.

Условия формирования опыта

Публикация «Опыт работы „Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

У многих детей средней группы речь невнятная, ограничен словарный запас, есть безречевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И я пришла к выводу, что с помощью мнемотаблиц детям будет легче освоить связную речь.

Педагогическая идея

Ведущая идея опыта использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста. Так как овладение связной устной речью - важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В связи с этим, я поставила перед собой цель:

формирование речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

И поставила перед собой следующие задачи:

«Обучающие»

- внедрить метод мнемотаблиц при проведении занятий по речевому развитию : составлению рассказов, пересказа сказок, заучивание стихотворений;

- учить правильно строить предложения при пересказе;

- обучать построению самостоятельных речевых высказываний;

- расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.

«Развивающие»

- развивать связную речь с помощью использования мнемотаблиц;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение;

- развивать память, внимание, воображение.

«Воспитательные»

- воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам;

- воспитывать уважение к своим товарищам во время составления рассказа, пересказа.

Технология опыта.

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей

Для достижения цели, я опиралась на:

- изучение педагогической, методической литературы по приемам мнемотехники;

- изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми;

- оформление предметно - развивающей среды;

- разработку и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития речи детей;

- разработку перспективного плана;

- составление календарно – тематического планирования.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

-Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются :

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

-геометрические фигуры.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Особенности данного метода - применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов

Метод и приемы моей работы с детьми соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивают индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

Образовательная деятельность проходила по основным дидактическим принципам:

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип интеграции;

- принцип активности.

Методика работы с мнемотаблицами :

- рассматривание таблиц и разбор, изображенных на ней символов;

- преобразование символов в образы;

- пересказ при помощи символов.

Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, детям читала текст рассказа или сказки, демонстрировала картинки. Дети отвечали на вопросы по содержанию. Разбирали с детьми каждую ячейку мнемотаблицы. Повторное чтение рассказа проходило с опорой на мнемотаблицу. Сначала учились коллективному пересказу, потом дети обучались пересказать самостоятельно.

По схеме составляли рассказ по картине, что главного на ней изображено, детали, признаки.

Так же играли в игры:

Игра «Отгадай, какое время года?»

Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы : ребенок определяет время года и составляет короткий описательный рассказ.

Игра «Угадай животное»

Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное, после чего предлагается составить связный рассказ об этом животном.

Игра «Какая сказка спряталась?»

Содержание работы :

1. Узнать сказку по главным героям.

2. Вспомнить содержание сказки.

3. Рассказать сказку по мнемотаблице.

При формировании предметно-развивающей среды учитывала :

-особенности эмоциональной личности ребенка;

-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества.

Оформлен центр речевого развития «Речевичок», включающий в себя:

- дидактические игры по развитию речи;

- картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;

- игры для развития мелкой моторики рук;

- интерактивная папка - лэпбук «Речевичок»;

- модульная игра по сказке «Три медведя».

Оформлены:

Книжный уголок для стимулирования самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам;

- подобраны серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем.

Театральный уголок, в котором расположила различные виды театра:

- кукольный «Маша и медведь», «Три медведя»;

- пальчиковый «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;

- театр на фартуке «Рукавичка»;

- настольный «Репка»;

- театр на ложке «Курочка Ряба» и т. д.

Результат работы

В своей работе использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, мышка - серого цвета.

У детей расширился круг знаний: появился интерес к пересказу сказок, составлению рассказов. Большинство детей пытаются самостоятельно составлять и рассказывать сказки.

Заключение

Таким образом, работа с помощью мнемотаблиц позволяет решать многие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

Это определяется, прежде всего, ведущей ролью развития речи в обучении детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Фотоотчет «Строительно-конструктивная игра в развитии детей среднего дошкольного возраста»Фотоотчет «Строительно-конструктивная игра в развитии детей среднего дошкольного возраста» Конструирование из крупных и мелких деталей в детском саду было всегда, но раньше приоритеты ставились на мышление и развитие мелкой моторики,.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 октября 2021 в 12:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД