Екатерина Столярова
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.
Условия формирования опыта
Публикация «Опыт работы „Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У многих детей средней группы речь невнятная, ограничен словарный запас, есть безречевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И я пришла к выводу, что с помощью мнемотаблиц детям будет легче освоить связную речь.
Педагогическая идея
Ведущая идея опыта использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего дошкольного возраста. Так как овладение связной устной речью - важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
В связи с этим, я поставила перед собой цель:
формирование речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.
И поставила перед собой следующие задачи:
«Обучающие»
- внедрить метод мнемотаблиц при проведении занятий по речевому развитию : составлению рассказов, пересказа сказок, заучивание стихотворений;
- учить правильно строить предложения при пересказе;
- обучать построению самостоятельных речевых высказываний;
- расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.
«Развивающие»
- развивать связную речь с помощью использования мнемотаблиц;
- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение;
- развивать память, внимание, воображение.
«Воспитательные»
- воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам;
- воспитывать уважение к своим товарищам во время составления рассказа, пересказа.
Технология опыта.
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие речи детей
Для достижения цели, я опиралась на:
- изучение педагогической, методической литературы по приемам мнемотехники;
- изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми;
- оформление предметно - развивающей среды;
- разработку и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития речи детей;
- разработку перспективного плана;
- составление календарно – тематического планирования.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.
-Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются :
-предметные картинки;
-силуэтные изображения;
-геометрические фигуры.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Особенности данного метода - применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов
Метод и приемы моей работы с детьми соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обеспечивают индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
Образовательная деятельность проходила по основным дидактическим принципам:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип интеграции;
- принцип активности.
Методика работы с мнемотаблицами :
- рассматривание таблиц и разбор, изображенных на ней символов;
- преобразование символов в образы;
- пересказ при помощи символов.
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, детям читала текст рассказа или сказки, демонстрировала картинки. Дети отвечали на вопросы по содержанию. Разбирали с детьми каждую ячейку мнемотаблицы. Повторное чтение рассказа проходило с опорой на мнемотаблицу. Сначала учились коллективному пересказу, потом дети обучались пересказать самостоятельно.
По схеме составляли рассказ по картине, что главного на ней изображено, детали, признаки.
Так же играли в игры:
Игра «Отгадай, какое время года?»
Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы : ребенок определяет время года и составляет короткий описательный рассказ.
Игра «Угадай животное»
Содержание игры: детям предлагаются мнемотаблицы, на которых схематично изображены отличительные признаки того или иного животного. Ребенок перечисляет признаки и определяет животное, после чего предлагается составить связный рассказ об этом животном.
Игра «Какая сказка спряталась?»
Содержание работы :
1. Узнать сказку по главным героям.
2. Вспомнить содержание сказки.
3. Рассказать сказку по мнемотаблице.
При формировании предметно-развивающей среды учитывала :
-особенности эмоциональной личности ребенка;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества.
Оформлен центр речевого развития «Речевичок», включающий в себя:
- дидактические игры по развитию речи;
- картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
- игры для развития мелкой моторики рук;
- интерактивная папка - лэпбук «Речевичок»;
- модульная игра по сказке «Три медведя».
Оформлены:
Книжный уголок для стимулирования самостоятельного рассматривания иллюстраций к сказкам;
- подобраны серий сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем.
Театральный уголок, в котором расположила различные виды театра:
- кукольный «Маша и медведь», «Три медведя»;
- пальчиковый «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;
- театр на фартуке «Рукавичка»;
- настольный «Репка»;
- театр на ложке «Курочка Ряба» и т. д.
Результат работы
В своей работе использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, мышка - серого цвета.
У детей расширился круг знаний: появился интерес к пересказу сказок, составлению рассказов. Большинство детей пытаются самостоятельно составлять и рассказывать сказки.
Заключение
Таким образом, работа с помощью мнемотаблиц позволяет решать многие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
Это определяется, прежде всего, ведущей ролью развития речи в обучении детей дошкольного возраста.