Папки-передвижки

Опыт работы «Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе»

Елена Попова
Опыт работы «Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Опыт работы

«Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе общеразвивающей направленности»

(выступление на МО)

Подготовила: Попова Елена Евгеньевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

п. Космынино

2019г.

Публикация «Опыт работы „Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе“» размещена в разделах

СЛАЙД 1

На сегодняшний день в практике дошкольных учреждений особенно сельской местности сложилась устойчивая модель дошкольной разновозрастной группы. И сегодня, мы хотим поделиться опытом работы детского сада «Огонёк» в организации образовательного процесса и рассказать об особенностях планирования в разновозрастной группе общеразвивающей направленности

СЛАЙД 2

Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Поэтому наиболее актуальный вопрос для педагогов - это эффективное планирование.

СЛАЙД 3

При осуществлении планирования в т. ч. и в разновозрастной группе мы будем учитывать ряд важных условий, которые воспитателю необходимо выполнять при планировании :

план должен быть максимально лаконичным, чтобы основное время педагога было посвящено общению с ребенком, но вместе с тем, информационно содержательным;

методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации;

составляться на основе анализа и учета результатов педагогического наблюдения;

учитывать продвижения и затруднения детей, возрастные потребности и содержать элементы прогнозирования;

быть реальным, что достигается средством постановки конкретных задач с учетом развития детского коллектива и отдельных детей, текущих общественных событий, особенностей труда и быта взрослых, природного окружения и сезонных изменений в природе.

это достигается средством постановки конкретных задач с учетом разнообразных факторов

СЛАЙД 4

Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, которые будут адекватны для работы с детьми каждого возраста. В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одного возраста, прежде всего, необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребенком. При разработке перспективного плана воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности. Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. Планируя методы, приёмы, материал и оборудование, педагог должен предусмотреть общие элементы образовательной среды для детей всех подгрупп, что даст возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий. Планируя работу со всеми подгруппами одновременно по одной теме, воспитатель обязательно конкретизирует программные задачи для каждой возрастной группы.

СЛАЙД 5

Реализация образовательного процесса в разновозрастной группе осуществляется главным образом в форме трё х типов занятий: Валентина Никитична Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе :

I – однотемные, для всех возрастных групп обща тема;

II - комбинированные занятия;

III - занятия с одной подгруппой по общепринятой методике.

В нашем детском саду педагоги используют вариант объединения детей общей тематикой образовательного процесса (однотемные, с усложнением (дифференциацией) педагогических задач для детей каждого возраста. В освоении темы участвуют дети разного возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Также такая организация занятия помогает воспитателю осуществлять полноценную индивидуальную работу с детьми. Это осуществляется через эффективное сотрудничество младших и старших дошкольников. Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников.

СЛАЙД 6

На практике это выглядит следующим образом :

Например: ФЭМП

со всеми подгруппами планируется работа для закрепления знаний о геометрических фигурах

дети 5-го года жизни должны только найти и назвать эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник);

дети 6-го года жизни - отыскать и назвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы;

дети 7-го года - сравнивать эти фигуры, находить сходство и различия, описывать геометрическую фигуру и др.

Важно, чтобы каждый ребенок был включен в работу :

СЛАЙД 7

Например: на занятиях изобразительного цикла целесообразно планировать создание коллективных работ с детьми, когда задание дается нескольким детям или всей группе. При этом задания дифференцируются по уровню сложности.

при выполнении общей аппликации на тему «Весна»

дети 5-го года жизни закрепляют навыки вырезывания по прямой, упражняются в вырезывании округлых форм путём скругления углов, сохраняя размеры и правильную форму фигуры;

дети 6-го года жизни закрепляют навыки вырезывания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое (получение симметричных форм);

дети 7-го года жизни закрепляют приёмы силуэтного вырезания простых форм.

Вот примерно такой итог коллективной работы в разновозрастной группе по аппликации на тему «Весна»

СЛАЙД 8

Специфика работы в разновозрастной группе требует дифференцированного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми.

Учёт регулярности, последовательности и повторности воспитательных воздействий, например в игровой деятельности, можно спланировать следующим образом : одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи.

Например: ознакомление с игрой и её правилами старших детей (совместная деятельность воспитателя с детьми старшей подгруппы, затем старшие дети знакомят младших детей (самостоятельная деятельность детей старшего и младшего возраста в разновозрастных мини-группах в специально созданных воспитателем условиях). Для старших детей это будет этап закрепления, а для младших детей – этап освоения.

на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей младшей подгруппы, старшие дети привлекаются к показу способов изображения;

на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи старшие дети проверяют, как их младшие товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах - названиях предметов.

СЛАЙД 9

Таким образом, при планировании образовательного процесса в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

соблюдать оптимальную учебную нагрузку на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиН);

воспитатель, планируя образовательный процесс должен четко определить цель, задачи, содержание деятельности, хорошо знать методику по тому направлению деятельности, которое планируется;

программные требования педагог дифференцирует для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания;

планируя методы, приёмы, материал и оборудование, педагог должен предусмотреть общие элементы для детей всех подгрупп, что даст возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий;

более гибким должен быть подход к планированию форм организации детей на занятии : переход от групповой к подгрупповой работе, а затем и к индивидуальной;

учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

Проведение диагностики в конце учебного года показывает, что дети всех возрастных групп при правильной организации обучения в основном овладевают программным материалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности.

СЛАЙД 10

Компетентности педагога разновозрастной группы включают в себя

наличие знаний программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

высокий уровень знания методик развития и обучения дошкольников;

требует способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка, возрастную подгруппу и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

СЛАЙД 11

Организация образовательного процесса в разновозрастной группе также имеет свои особенности и сложности:

требует от педагога знания программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей:

требует способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями;

планирование должно осуществляться таким образом, чтобы каждый ребёнок являлся активным участником образовательного процесса.

СЛАЙД 12

Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.

Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними.

Дифференцированная работа с возрастными подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения. Используя воспитательный потенциал разновозрастной группы, организуя сотрудничество старших и младших детей, используя метод взаимообучения, организуя образовательный процесс учитывая вышеперечисленные аспекты педагог несомненно создаст благоприятные психолого-педагогические условия и обеспечит развития каждого ребёнка сохраняя при этом его индивидуальность.

СЛАЙД 13

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группеКалендарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группе 01.09.2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай».Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай». Здравствуйте уважаемые коллеги, Вы знаете, что планирование является важной частью работы педагога. Согласно ФГОС планирование образовательного.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке в зимнее время Декабрь 1 неделя Наблюдение за снегом. Цели: - помочь выявить его свойства (белый, холодный, колючий, мокрый, рыхлый, липкий, рассыпчатый).

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Фотоотчет о родительском собрании «Итоги образовательного процесса 2018–2019 учебный год» в средней группеФотоотчет о родительском собрании «Итоги образовательного процесса 2018–2019 учебный год» в средней группе Повестка дня 1. Высупление на родительском собрании «Безопасность ребенка». Белоножко Г. И. (специалист эксперт отдела КДН и ЗП при администрации.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Планирование и организация образовательного процесса в разновозрастной группе»
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 22:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД