валя жданова
Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы опыта работы
структурного подразделения «Детский сад»
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Радьковская средняя общеобразовательная школа»
Прохоровского района Белгородской области
по профилактике детского дорожно – транспортного
травматизма «Зелёный огонёк».
Введение
Публикация «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
В современном селе в век автомобилей и высоких скоростей не легко всем, а особенно детям, начинающим осваивать азы дорожной азбуки. Дети часто страдают от того, что не понимают той опасности, которую представляет собой движущийся автомобиль. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравнимо большей интенсивности автомобильного движения. Чтобы создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, избежать несчастных случаев, мы разработали системную и содержательную работу по использованию творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения детей и просвещения родителей по данной проблеме.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования педагогический коллектив структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Радьковская СОШ» уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.
Системность и содержательность деятельности структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Радьковская СОШ»
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
В структурном подразделении «Детский сад» МБОУ «Радьковская СОШ» Прохоровского района Белгородской области функционирует 2 разновозрастных группы, детский сад посещают 50 любознательных, жизнерадостных воспитанника.
Педагогические работники детского сада видят свою работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма действенной только благодаря совместной работе родителей и представителей ГИБДД. Поэтому важным стал поиск новых, интересных форм работы. Перед педагогическим коллективом была поставлена цель:
дать детям базовые знания по правилам дорожного движения.
Задачи:
- совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения;
- развитие у детей элементарных навыков самостоятельного безопасного поведения на дороге и в транспорте;
- пропагандистская деятельность детского сада среди родителей по правилам дорожного движения.
Выше перечисленные задачи решаются путем теоретической и практической деятельности педагогов с детьми, путем взаимодействия детского сада с семьями дошкольников, школой, сотрудниками ГИБДД. Детский сад – первая ступень в образовании, в детском саду учат безопасному поведению на улицах и дорогах.
В сентябре 2016г на базе МБОУ «Радьковская СОШ» в торжественной обстановке состоялось открытие автогородка для воспитанников садика. Автогородок представляет собой небольшую систему участка дорожного движения, в который входит перекресток, пешеходные дорожки, макет автостоянки, остановки, заправочной станции, действующего светофора, что даёт возможность создавать разнообразные дорожные ситуации. (Приложение №1). Маленькие пешеходы и юные водители с помощью педагогов и сотрудников ГИБДД теперь могут попробовать себя в роли водителей, пешеходов, велосипедистов на настоящей дороге с действующими светофорами и перекрёстками. Здесь проводятся специальные занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма и по изучению правил дорожного движения.
В учреждении действует «Школа Светофорика», в которой собрано множество атрибутов по правилам дорожного движения : макет дороги, дорожные знаки, книги, плакаты, дидактические и сюжетно-ролевые игры по ПДД (Приложение №2).
Тематическое планирование
Профилактическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется в соответствии с календарно- тематическим планированием по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение №3).
При разработке тематического плана учитывались три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города и села:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок пассажир;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, ролики и др.).
Совместная деятельность педагогического коллектива и ГИБДД с привлечением общественности
Обучение дошкольников ПДД проводится в комплексе: с педагогами, с детьми и родителями при тесном взаимодействии с ОГИБДД и различными социальными институтами с привлечением общественности. Применяются оригинальные нестандартные формы, такие как совместное выступление агитбригады детского сада и агитбригады школы, профилактические месячники, акции, проекты, конкурсы и др., в рамках которых ведется пропаганда безопасности дорожного движения в местах ближайшего окружения к детскому саду.
Так, в соответствии с совместным планом работы структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Радьковская СОШ» и ОГИБДД ОМ ВД России по Прохоровскому району (Приложение №4) коллектив детского сада принимал участие в следующих мероприятиях по профилактике детского дорожного травматизма (Приложение №5) :
1. Дети вместе с сотрудниками ГИБДД, педагогами, родителями, провели акцию «Соблюдай дистанцию»! Участники акции обратились к водителям с просьбой соблюдать безопасную дистанцию, выбирать скоростной режим с учетом неблагоприятных погодных условий, избегать беспорядочного маневрирования, резкого торможения и строго выполнять предписание дорожных знаков и вручили памятные буклеты.
2. Проведена акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Будь заметным - засветись», нацеленная на пропаганду использования световозвращающих элементов детьми дошкольного возраста.
3. Акция «Детское кресло – спасенная жизнь» в целях соблюдения безопасности на дорогах. Специально для водителей воспитанники ДОУ подготовили листовки, в которых в стихотворной форме говорится о том, как соблюдать безопасность на дорогах, используя ремни безопасности и детское удерживающее устройство.
4. Проведена акция «Пристегнись и улыбнись», цель которой повышение уровня безопасности на дорогах, пропаганда применения ремней безопасности в автомобилях. Ребята дарили прохожим и водителям смайлики с просьбой пристёгиваться в транспорте, при этом ребята дружно кричали: «Пристегнись и улыбнись! Соблюдай правила дорожного движения!». Прохожие и водители отнеслись к акции доброжелательно, многие из них говорили пожелания нашим ребятам и благодарили их за освещение такой важной и значимой темы, как «Правила дорожного движения».
5. Акция «Фестиваль Света», направленная на популяризацию использования световозвращающих элементов среди детей и взрослых акции (Смотреть фотоотчет).
6. Конкурс агитбригад «Слово юного пропагандиста», цель которого повышение безопасности участников дорожного движения, в т. ч. детей, создание стереотипа законопослушного поведения на дороге (Смотреть фотоотчет).
7. Семейный конкурс «В автомобильном кресле место классное – место безопасное». Цель конкурса создание первого детского электронного сборника стихов и рассказов о роли, правилах и пользе применения детских удерживающих устройств (автомобильных кресел, предназначенных для перевозки юных пассажиров (Смотреть фотоотчет).
8. Реализовались следующие проекты: творческий проект «Знай и соблюдай правила дорожного движения» (Приложение №6, семейный проект «Безопасные дороги - детям», проект «Знай правила движения как таблицу умножения» (Приложение №7)
9. В рамках акции «Переход» в «Школе Светофорика» педагогами МБДОУ совместно с ОГИБДД были проведены беседы с родителями «Правила перехода через улицу», «Правила поведения в транспорте», анкетирование «Как уберечь ребенка от несчастья». С детьми проводились дидактические игры, подвижные игры.
Педагогами детского сада проводится мониторинг по правилам дорожного движения два раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае. Проведенный диагностический срез позволяет наблюдать положительную динамику в усвоении знаний и навыков детей о правилах дорожного движения по таким критериям, как: знания о различии грузовых и легковых автомобилей, различий цветовых сигналов светофоров, о работе сотрудников ГИБДД, значениях дорожных знаков, правил поведения в общественном транспорте, правил перехода улицы на перекрестке со светофором и регулировщиком.
Создание предметно-развивающей игровой среды
В нашем современном обществе детские сады призваны быть начальной ступенькой в образовании. Коллектив нашего детского сада стремится обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге. Мы решили подойти к этой проблеме самым серьезным образом, используем в своей работе различные формы и методы работы : проводятся занятия, экскурсии, беседы, организуются подвижные и сюжетно-ролевые игры, встречи с инспекторами ГИБДД, педагоги знакомят детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
Все это подкреплено наглядностью, в каждой группе оборудован специальный уголок по изучению правил дорожного движения, где собраны:
• Макеты различных дорожных знаков;
• Дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Макеты светофоров с переключающими сигналами;
• Макет перекрестка со съемными предметами (машины, дома, люди);
• Атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка, накидка с надписью ДПС);
• Атрибуты к играм;
• Рекомендации и советы для родителей по профилактике дорожного травматизма;
• Иллюстрации с изображением транспортных средств;
• Набор транспортных средств;
• Конструкторы. (Приложение №8)
Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения
с семьями воспитанников
Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей может быть эффективным при условии тесного сотрудничества с их родителями. Именно родители являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому важно организовать сотрудничество с родителями, используя партнерские взаимоотношения. Родители наших воспитанников – активные участники воспитательно-образовательного процесса, а не пассивные источники приема информации. Это предполагает:
формирование модели безопасного поведения у родителей воспитанников и непреложное выполнение родителями правил:
с самого рождения ребенка приобрести каждому ребенку-пассажиру автомобильное кресло;
переходя улицу по пешеходному переходу, взрослому крепко держать ребенка за руку, а не наоборот;
не позволять ребенку без сопровождения взрослых выходить из подъезда во двор, на прогулочную площадку – всюду, где есть опасность встречи с движущимся транспортом;
обязательно использовать на одежде, рюкзачке ребенка световозвращающие элементы;
всегда соблюдать правила пешеходов, водителей и пассажиров.
Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, содержание информационных стендов, смотров – конкурсов, викторин, экскурсий, акций.
Работа с родителями по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни реализуется через разнообразные формы:
• Родительские собрания: «Профилактика дорожно-транспортного травматизма», «Минутка безопасности»; круглый стол «Это должен знать каждый», мастер-класс «Красный, желтый, зеленый» (Приложение №9).
• Беседы с родителями: «Как уберечь детей от опасности», «О правилах дорожного движения», «Начни с себя» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия (Приложение №10).
• Анкетирование. В начале учебного года проводится анкетирование родителей: «Я и мой ребенок на улицах села», «Считаете ли Вы необходимым обучение детей ПДД?», «Правила и безопасность дорожного движения». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения (Приложение №11).
• Консультационный материал: «Родителям о правилах дорожного движения», «Безопасность детей- забота взрослых», «Автомобильное кресло - детям», «Родители – пример для детей» (Приложение №12).
• Информационные стенды, папки-передвижки: «Родителям о ПДД», «Воспитанный пешеход», «Светофор», памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД (Приложение №13).
• Конкурсы семейных рисунков: «Мы за безопасное движение», сочинение авторской сказки по ПДД, выставка поделок «Три чудесных цвета» (Приложение №14).
• Семейный конкурс «Яркая мода – безопасность пешехода», где родители и дети представили модифицированную детскую одежду, на которой размещаются светоотражающие элементы. (Приложение №15).
В целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в холле ДОУ оформлен информационный стенд для родителей, где размещены материалы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма :
информация о дорожно-транспортных происшествиях в районе;
информация о проводимых в ДОУ мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения;
информация для родителей по профилактике ДДТТ;
схема безопасного маршрута к детскому саду;
информация о проводимых и планируемых мероприятиях по ПДД.
В результате проводимой работы можно отметить, что совместная работа детского сада, семьи, ГИБДД даёт возможность познакомить дошкольников с основными правилами дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице, учить адекватно вести себя в опасных ситуациях, быть самостоятельными, ответственными за своё поведение. Мы уверены, что знания «дорожной грамоты», приобретённые в детском саду помогут будущим первоклассникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Кроме того, организована работа по приобретению для детей светоотражающих элементов. Родители ответственно отнеслись к этому вопросу и на сегодняшний день 100% воспитанников детского сада носят на одежде светоотражающие элементы. Это прослеживается в приведенной ниже диаграмме.
Состояние дорожно-транспортного травматизма
с участием воспитанников ДОУ.
На протяжении последних трех лет случаев дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, проживающих на территории с. Радьковка зарегистрировано не было (Приложение №16).
К сожалению, у нас еще много взрослых, которые считают, что детям «Дорожную азбуку» изучать не пришло еще время. Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге приводит к этому, что причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности.
Результативность деятельности ДОУ по данному направлению (дипломы, грамоты).
Ежегодно педагоги и воспитанники детского сада принимают активное участие в районных и всероссийских конкурсах по безопасности дорожного движения (Приложение №17).
№ п\п Ф. И. О. Мероприятие Дата Результат
1. Жданова Валентина Степановна Международный творческий конкурс «Безопасная дорога» Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» 09.09.16 Диплом
3-место
2. Татаринцева Светлана Павловна Районный конкурс
«Экспериментариум по безопасности
дорожного движения» Номинация «Дидактическое пособие по изучению безопасности дорожного движения» (направление «Перекрёсток») 24.11.16 2-е место
3. Лавриненко Валентина Дмитриевна Районный конкурс
«Экспериментариум по безопасности
дорожного движения» Номинация «Дидактическое пособие по изучению безопасности дорожного движения» (направление «Пособие») 24.11.16 3-е место
4. Татаринцева Светлана Павловна Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» номинация Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье и т. д. "
Работа : "Праздник по ПДД "Путешествие в страну Светофорию" 11.07.16 Участник
5. Хохлов Иван Геннадьевич, Киталенко Илья Сергеевич Районный творческий конкурс
игрушек «Полицейский Дядя Стёпа» Номинация «Отражение внешнего облика сотрудника полиции» 24.11.16 2-е место
6. Синяков Андрей Сергеевич IV Всероссийская викторина «Правила дорожного движения» 15.07.16г. Диплом
1-место
7. Пальчунова Дарина Павловна IV Всероссийская викторина «Правила дорожного движения» 15.07.16г. Диплом
2- место
8. Муска Александр Алексеевич IV Всероссийская викторина «Правила дорожного движения» 15.07.16г. Диплом
2-место
9. Пальчунова Дарина Павловна Районный семейный конкурс «Палитра безопасности» Номинация «Техника и мастерство» 19.11.16 Диплом
1-место
10 Шеенко Светлана Алеексеевна Районный семейный конкурс «Палитра безопасности» Номинация «Техника и мастерство» 19.11.16г.
Почетная грамота
3-место
Обобщение и распространение
передового педагогического опыта работы педагогов ДОУ
Опыт работы воспитателя Лавриненко В. Д. по теме: «Формирование осознанных навыков поведения на дороге у детей дошкольного возраста в процессе игровой и познавательной деятельности» обобщен на муниципальном уровне и занесен в районный банк данных (Приложение №18).
Организация взаимодействия со СМИ
(статьи и репортажи)
В рамках работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма были обозначены следующие события:
- на сайте МБОУ была размещена информация о проведении акции «Дистанция», «Добрая дорога детства», о проведении совместного мероприятия с МБОУ «Радьковская СОШ» «Правила дорожные знай и всегда их выполняй»;
- в районной газете «Истоки» были опубликованы следующие статьи: «В детском саду открылся автогородок», «Азбука пешехода» (Приложение №19).
- на международном образовательном портале Маам опубликована методическая разработка занятия в старшей группе по правилам дорожного движения (Приложение №20).
- на сайте Всероссийского образовательного издания «Альманах педагога» опубликована статья «Безопасность – цена жизни» (Приложение №21).
Разработки по профилактике дорожно-транспортного
травматизма с дошкольниками в формате
электронных игр, пособий, тренингов и др.
Новизна опыта состоит в использовании современных методов работы с дошкольниками через интеграцию образовательных областей: компьютерные презентации ("Правила дорожные знать каждому положено", "Виды дорожных знаков и их назначение", "По дорогам сказок") (Приложение №22, моделирование дорожных ситуаций, предвидение опасности, практические игры - тренинги ("Паровозики и машины", "Игры во дворе", "Пешеходы и машины", и др.) (Приложение №23, творческие задания ( Например: воспитатель предлагает детям карандашом начертить линию, воображая при этом, что ребенок едет на автомобиле по извилистой дороге.).
Инновационной формой работы с детьми является использование театрализованной деятельности в практике работы по формированию стереотипов безопасного поведения – создание сказок, постановка спектаклей поможет детям прочно усвоить необходимые знания. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в подготовке и показе театральных музыкальных постановок. Разработаны и используются при проведении занятий сценарии представлений по тематике безопасности дорожного движения (Приложение №24).
Изготовление дидактического пособия воспитателями Татаринцевой С. П. "Найди безопасный путь" для воспитанников младшей группы и Лавриненко В. Д. "Транспорт" для воспитанников старшей группы тоже является инновационной формой работы с детьми по изучению правил дорожного движения (Приложение №25).
Эффективным методом воспитания безопасного поведения на дороге является обучающие мультфильмы ("Уроки тетушки Совы", "Смешарики") (Диски, смотреть фотоматериалы). Новизна нашего опыта работы состоит в использовании обучающих мультфильмов с целью закрепления и расширения представлений о правилах дорожного движения.
В работе с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма используются электронные игры, разработанные для детского сада школой (Смотреть презентацию, «минутки безопасности» (Приложение №26, беседы (Приложение №27), познавательно-игровой проект «Малыши с рождения, за безопасность дорожного движения» (Приложение №28).
Работа по ПДД в нашем детском саду проводится систематически, планово, постоянно и охватывает все виды деятельности.
Систематическая, ежедневная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети умело используют полученные знания, охотно включаются в ролевые игры, уверенно моделируют «дорожные» ситуации, решают логические задачи. Предполагаем более полное включение театрализованной деятельности в практику работы по формированию стереотипов безопасного поведения – создание сказок, постановка спектаклей поможет детям прочно усвоить необходимые знания. Но мы уверены, что поставленные задачи совместными усилиями с родителями воспитанников нам решить под силу. Мы сделаем все, чтобы наши воспитанники не попали в беду. Для нас, взрослых, самое главное - безопасность и счастливая жизнь наших детей.