Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний посредством занимательной физики»

Привалова Оксана
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний посредством занимательной физики»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев.

Актуальность.

В современном мире все более актуально встает вопрос о воспитании личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы, нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Исходя из этого, современное дошкольное образование ориентирует нас, педагогов, на применение эффективных педагогических технологий.

Публикация «Опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний посредством занимательной физики“» размещена в разделах

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Поэтому от современного педагога требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по формированию исследовательских действий, способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей и познавательной активности детей, я выбрала детское экспериментирование, и конкретно – занимательную физику для обучающихся своей группы, эту, истинно, детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство ребенка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.

Новизна опыта состоит в создании системы работы естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем», которая включает в себя занимательный материал, направленный на формирование элементарных физических представлений у детей дошкольного возраста, путем проведения простых экспериментов с физическими понятиями и явлениями, с целью привлечения дошкольников к исследовательской деятельности.

Основная цель моей работы : внедрение системы работы естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем», показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно. Доказать опытно – исследовательским путем эффективность системы.

Для создания данной системы я использовала следующую литературу: А. Харунжев «Физика вокруг или Вовкины открытия», А. Филонова «1001 прикол. Научные эксперименты», Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3-х до 7 лет» и многие другие. За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А. И. Савенковым «Методика исследовательского обучения».

Моя система работы с дошкольниками по познавательно- исследовательской деятельности разделена на два блока:

1 блок –с 3до 5 лет,

2 блок – с 5до 7 лет.

Для реализации первого блока я наметила решение следующих задач:

- развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, а так же воспитывать интерес к жизни деятельности людей, к явлениям природы.

- в веселой и занимательной форме уметь сосредотачивать внимание на физических понятиях и явлениях;

Для того, чтобы научить ребят выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними я начинала, с помощью простых опытов, используя набор для экспериментирования «Мои первые опыты «Свет и звук». Постепенно все темы усложняла по содержанию, поставленным задачам и способам реализации. Особое внимание уделяла формированию целостного взгляда на природу, науку и место в них человека. Так у детей сформировались первые представления о науке физике

Для реализации второго блока я наметила решение следующих задач:

дать детям общее понятие о науке физике,

- научить детей находить в окружающей среде физические явления;

-внедрить систему работы естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем» для детей старшего дошкольного возраста и реализовать ее в цифровой лаборатории «Наураша».

Детей старшего возраста познакомила с цифровой лабораторией «Наураша». В лаборатории дети знакомятся с приборами для измерений, объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений; проводят сравнительные и игровые замеры; осваивают сложные темы. В игровой форме мультипликационный герой мальчик Наураша увлекательно, доступно, познавательно и грамотно с научной точки зрения рассказывает дошкольникам о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и других. Путешествуя по лабораториям вместе с героем, дети приоткрывают дверь в мир физики.

Систематизацию знаний провожу по трем направлениям:

1. Живая природа – многообразие живых организмов, их приспособленность к жизни;

2. Неживая природа – воздух, вода, песок, звук, свет, цвет, электричество, движение, магнетизм и т. д. ;

3. Рукотворный мир человека – материалы, их свойства, взаимодействия.

Система естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем» включает в себя следующие формы работы :

- образовательную деятельность;

-беседы познавательного, эвристического характера;

-опыты, эксперименты;

-просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для этого я совместно с родителями организовала в группе экспериментальную лабораторию «Почемучка»,в которой размещаются разнообразные материалы для исследований, опытов, наборы для экспериментирования» Мои первые опыты. Свет и звук». Также для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование и приспособления. Цифровая лаборатория «Наураша».

Работу по реализации системы естественно- научной направленности «Ученье с увлеченьем» начала с мониторинга детей, чтобы выявить уровень естественнонаучных физических представлений и знаний дошкольников. На начальном этапе было выявлено, что дети не видели проблему без помощи взрослого, не всегда выражалось стремление к самостоятельности, дети ждали подсказки и помощи воспитателя, формулировали выводы по наводящим вопросам. Мониторинг показал, что знания детей поверхностны, они имеют общие представления о физических явлениях

Образовательную деятельность по экспериментированию провожу в форме совместной деятельности воспитателя и детей, где воспитатель выступает как партнёр.

Для фиксации результатов исследования дошкольников использую систему «Паучок» английского педагога Д. Хамблина. На листе бумаги в центре рисую круг туловище –это главная идея (опыт, а ножки -это факты ее подтверждающие.

Мною была разработана картотека опытов и экспериментов по физике, которая включает в себя: описание проведения опытов, наглядные иллюстрации, мнемотаблицы, которые я использую в работе с детьми.

Большое значение в моей системе уделено семейному воспитанию. Так, как я считаю, что тесная взаимосвязь с родителями – это самые значимые и результативные приемы для обучения дошкольников. Мною создана в группе «Вацап» рублика для родителей «Занимательная физика», где я даю советы о том, как вводить в их мировоззрение элементарные научные знания, например, консультации: «Просто о сложном. С чего начинается физика», «От теории к практике. Игра и физика», «А в голове 100 тысяч почему, расскажите, мама с папой, что к чему?», так же много практических советов для проведения опытов и экспериментов по физике в домашних условиях. На сайте МДОУ д/с «Ромашка» выкладываю консультации в разделе «Для Вас родители! На базе детского сада уже на протяжении многих лет существует клуб»Мы родом из детства», где я веду направление занимательная физика с дошкольниками. Для повышения родительской компетентности по данному вопросу я предложила родителям наглядную информацию в виде ширм, памяток, буклетов: «Цифровая лаборатория НАУРАША».

Анализ результативности опыта.

Мониторинг по познавательной -исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша» показал, что дети осознанно выбирает предметы и материалы для деятельности в соответствии с их свойствами и назначением, стали более самостоятельны в ходе опытно-исследовательской деятельности, простейшего анализа и прогноза. Улучшилось положительно-эмоциональное отношение к процессу деятельности и его результату. Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что комплекс мероприятий по реализации системы естественно- научной направленности «Ученье с увлеченьем» оказался достаточно эффективным. Данный факт подтверждает то, что процесс формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста станет успешнее, если ознакомление будет происходить в рамках цифровой лаборатории «Наураша». Я убедились, что цифровая лаборатория НАУРАША – это отличный ресурс, предоставляющий массу возможностей для формирования познавательных действий детей дошкольного возраста. Опыт работы по данной системе был обобщён мной на педсовете и рекомендован для применения другими педагогами, использование данной системы естественно- научной направленности «Ученье с увлеченьем» апробировано на базе нашего детского сада. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей мне удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Одним из результатов данной работы стало осуществление проекта «Эта волшебная соль». С данным проектом мы участвовали в региональном конкурсе «Юные исследователи- будущее науки», где заняли 3 место.

Но на этом этапе наша работа по данной системе не заканчивается, мы будем совершенствоваться, стараясь достичь определённых высот в познании физики.

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний посредством занимательной физики»
Опубликовано: 31 января 2020 в 12:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД